Например,
если три смены производственного
отдела конфликтуют между собой,
следует сформулировать цели для
своего отдела, а не для каждой смены
в отдельности. аналогичным образом,
установление четко сформулированных
целей для всей организации в целом также
будет способствовать тому, что руководители
отделов будут принимать решения , благоприятствующие
всей организации, а не только их собственной
функциональной области. Изложение высших
принципов (ценностей) организации раскрывает
содержание комплексных целей. Компания
старается уменьшить возможности конфликта,
излагая общеорганизационные комплексные
цели, чтобы добиться большей слаженности
и деятельности всего персонала.
Приводя
компанию “МакДоналдс” в качестве
примера организации, сформулировавшей
комплексные цели для всех сотрудников,
профессора Паскаль и Атос говорят:
“Начиная
строить свою империю ресторанов
быстрого обслуживания, “МакДоналдс”
направил внимание не только на цены, качество
и долю рынка. Руководство компании считало,
что они действительно оказывают услугу
американцам, имеющим ограниченные средства.
Эта социальная “миссия” придала большой
вес оперативным целям. Повара и официанты
в заведениях, работающих под вывеской
“МакДоналдс”, отнеслись к этим целям
более высокого порядка как к полезному
приему, помогающему выдержать общефирменную
строгую систему контроля за качеством.
Соблюдать высокие стандарты было легче,
когда они подавались в контексте помощи
обществу”.
- СТРУКТУРА
СИСТЕМЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ. Вознаграждения
можно использовать как метод управления
конфликтной ситуацией, оказывая влияние
на поведение людей, чтобы избежать дисфункциональных
последствий. Люди, которые вносят свой
вклад в достижение общеорганизационных
комплексных целей, помогают другим группам
организации и стараются подойти к решению
проблемы комплексно, должны вознаграждаться
благодарностью, премией, признанием или
повышением по службе. Не менее важно,
чтобы система вознаграждений не поощряла
неконструктивное поведение отдельных
лиц или групп.
Например,
если вознаграждать руководителей
отделов сбыта только на основании
увеличения объема проданных товаров,
то это может вступить в противоречие
с намеченным уровнем получения
прибыли. Руководители этих отделов могут
увеличить объемы сбыта, предлагая без
всякой надобности больше скидки и, тем
самым, снижая уровень средней прибыли
компании. или может возникнуть конфликт
между отделом сбыта и кредитным отделом
фирмы, Стараясь увеличить объем продаж,
отдел сбыта может не уложиться в рамки,
установленные отделом кредитов. Это ведет
к сокращению возможностей получения
кредитов и, следовательно, к снижению
авторитета кредитного отдела. В такой
ситуации кредитный отдел может усугубить
конфликт, не дав согласия на неординарную
операцию и лишая отдел сбыта соответствующих
комиссионных.
Систематическое
скоординированное использование
системы вознаграждений и поощрений
тех, кто способствует осуществлению
общеорганизационных целей, помогая
людям понять, как им следует поступать
в конфликтной ситуации, чтобы это соответствовало
желаниям руководства.
Существуют
также и межличностные стили
разрешения конфликтов. Это такие
как:
- УКЛОНЕНИЕ.
Этот стиль характеризуется подразумевает,
что человек старается уйти от конфликта.
Один из способов разрешения конфликта
- это не попадать в ситуации, которые провоцируют
возникновение противоречий, не вступать
в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями.
Тогда не придется приходить в возбужденное
состояние, пусть даже и занимаясь решением
проблемы.
- СГЛАЖИВАНИЕ.
Этот стиль характеризуется поведением.
которое диктуется убеждением, что не
стоит сердиться, потому что “мы все -
одна счастливая команда, и не следует
раскачивать лодку”. “Сглаживатель”
старается не выпустить наружу признаки
конфликта и ожесточенности, апеллируя
к потребности в солидарности. К сожалению,
совсем забывают про проблему, лежащую
в основе конфликта. Можно погасить стремление
к конфликту у другого человека повторяя:
“Это не имеет большого значения. Подумай
о том хорошо, что проявилось здесь сегодня”.
В результате может наступить мир, гармония
и тепло, но проблема останется. Больше
не существует возможности для проявления
эмоций, но они живут внутри и накапливаются.
Становится очевидным общее беспокойство,
растет вероятность того, что в конечном
счете произойдет взрыв.
- ПРИНУЖДЕНИЕ.
В рамках этого стиля превалируют попытки
заставить принять свою точку зрения любой
ценой. Тот, кто пытается это сделать, не
интересуется мнением других. Лицо, использующее
такой стиль, обычно ведет себя агрессивно,
и для влияния на других обычно использует
власть путем принуждения. Конфликт можно
взять под контроль, показав, что обладаешь
самой сильной властью, подавляя своего
противника, вырывая у него уступку по
праву начальника. Этот стиль принуждения
может быть эффективным в ситуациях, где
руководитель имеет значительную власть
над подчиненными. Недостаток этого стиля
заключается в том. что он подавляет
инициативу подчиненных, создает большую
вероятность того, что будут учтены не
все важные факторы, поскольку представлена
лишь одна точка зрения. Он может вызвать
возмущение, особенно у более молодого
и более образованного персонала.
- КОМПРОМИСС.
Этот стиль характеризуется принятием
точки зрения другой стороны, но лишь до
некоторой степени. Способность к компромиссу
высоко ценится в управленческих ситуациях,
так как это сводит к минимуму недоброжелательность
и часто дает возможность быстро разрешить
конфликт к удовлетворению обеих сторон.
Однако, использование компромисса на
ранней стадии конфликта, возникшему по
важному решению может помешать диагнозу
проблемы и сократить время поиска альтернативы.
Такой компромисс означает согласие только
во избежание ссоры, даже если при этом
происходит отказ от благоразумных
действий. Такой компромисс - это удовлетворенность
тем, что доступно, а не упорный поиск того,
что является логичным в свете имеющихся
фактов и данных.
- РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
Данный стиль - признание различия
во мнениях и готовность ознакомиться
с иными точками зрения, чтобы понять причины
конфликта и найти курс действий, приемлемый
для всех сторон. Тот, кто пользуется таким
стилем не старается добиться своей цели
за счет других, а скорее ищет наилучший
вариант решения конфликтной ситуации.
Расхождение во взглядах рассматривается
как неизбежный результат того. что у умных
людей есть свои представления о том, что
правильно, а что нет. Эмоции можно устранить
лишь путем прямых диалогов с лицом, отличный
от вашего взгляд. Глубокий анализ и разрешение
конфликта возможны, только для этого
требуется зрелость и искусство работы
с людьми... Такая конструктивность в разрешении
конфликта (путем решения проблемы) способствует
созданию атмосферы искренности, столь
необходимой для успеха личности и компании
в целом.
Таким
образом, в сложных ситуациях, где разнообразие
подходов и точная информация являются
существенным для принятия здравого
решения, появление конфликтующих мнений
надо даже поощрять и управлять ситуацией,
используя стиль решения проблемы. Другие
стили тоже могут с успехом ограничивать
или предотвращать конфликтные ситуации,
но они не приведут к оптимальному решению
вопроса, потому что не все точки зрения
были изучены одинаково тщательно. Из
исследований известно, что высокоэффективные
компании в конфликтных ситуациях пользовались
стилем решения проблем больше, чем малоэффективные
компании. В этих высокоэффективных организациях
руководители открыто обсуждали свои
расхождения во взглядах, не подчеркивая
разногласий, но и не делая вида, что их
вовсе не существует. Они искали решение
пока, наконец, не находили его. Они также
старались предотвратить или уменьшить
назревание конфликта, концентрируя реальные
полномочия принимать решения в тех подразделениях
и уровнях управленческой иерархии, где
сосредоточены наибольшие значения и
информация о факторах, влияющих на решение.
Хотя исследований в этой области еще
не так много, ряд трудов подтверждает
эффективность данного подхода к управлению
конфликтной ситуацией.
Некоторые
предложения по использованию этого
стиля разрешения конфликта:
1. Определите
проблему в категориях целей,
а не решений.
2. После
того, как проблема определена,
определите решения, которые приемлемы
для обеих сторон.
3. Сосредоточьте
внимание на проблеме, а не
на личных качествах другой
стороны.
4. Создайте
атмосферу доверия, увеличив взаимное
влияние и обмен информацией.
5. Во
время общения создайте положительное
отношение друг к другу, проявляя
симпатию и выслушивая мнение
другой стороны, а также сводя
к минимуму проявление гнева
и угроз.
И,
в заключение работы, рассмотрим,
на примере ООО «Виртус», возможные причины
конфликтов и стрессов на данной фирмы
и их последствия (см. табл. 2).
Таблица
2
Организация
управления конфликтами,
переменами и стрессами
на ООО «Виртус»
Виды
неординарных ситуаций |
Причины, последствия,
факторы, что служат причиной ситуации |
Пути предупреждения |
Способы решений
|
Конфликты |
Внутренне
личные: работнику отдела микрохирургии
указания по усовершенствованию работы
дает и нач. отдела, и заместитель
по отделению косметологии; он не знает,
кого слушать, так как они предлагают разные
методы. |
Причиной конфликта
есть противоречивость задач, выход
на пенсию главного врача (каждый руководитель
борется за должность и не медлит
показать свои управленческие способности).
Следствиями конфликта могут стать:
1.работник объединяет идеи и принимает
альтернативное решение; за это руководители
его хвалят, и отношения улучшаются; 2.работник
не знает, что делать и решает, что все
ему враги; в результате этого возникает
падение производительности работы и
ухудшение взаимоотношений. Фирме это
угрожает потерей работника (текучесть
кадров), низкой производительностью работы
и снижением прибыли. |
В будущем следует
четко определить полномочия руководителей
и взаимосвязи задача. Идеально было
бы, если бы зам. по отделу косметологии
давал указания начальнику, а тот в свою
очередь - работникам. |
Структурный: работник
обращается к начальнику или заместителя
за разъяснением требований, которые
теми согласовываются и подаются
в доступной для работника
форме.
Межличностные:
верным есть лишь компромиссный путь,
если цели объединятся и не противоречат
одна одной. |
Межличностный:
заместитель по отделению хирургии
получил премию, а заместитель
по отделению косметологии - нет; а
он считает, что они работали одинаково. |
Причиной есть
отличие во взглядах зам. по отд. косметологии
на работу своего подраздела со взглядами
на нее главного врача: тогда, когда зам..
считает, что отдел работал хорошо, гл.
врач замечает определенные недостатки
в работе. Это связано еще и с тем, что возрос
спрос на услуги с стороны спортсменов,
и работники отд. хирургии имеют больше
возможностей проявить себя. Следствия
могут быть: 1.гл. врач объясняет зам. по
отд. косметологии его ошибки, и тот совершенствует
работу, повышает производительность
и качество работы;
2.зам.. по отд.
косметологии смалчивает свое
оскорбление, в следствие чего
может возникнуть внутренний
конфликт, могут ухудшиться отношения
и начаться конкуренция между
отделами. Для фирмы это угрожает
потерей прибылей, нездоровым климатом
в коллективе, напряженностью. |
Для предупреждения
конфликтов в будущем следует
уравновешивать работу отделов, премии
предоставлять тем, кто заслужил,
а другим объяснять почему именно
им. Также необходимо следить за
психологическим состоянием рабочих
и проявлять их неудовольствие. |
Структурные: разъяснить
требования к работе, поставить какую-то
особую цель для отдела косметологии,
и если ее будет удачно достигнуто,
то предоставить заместителю вознаграждение,
тем самым показав, что его
также ценят. Межличностные: главный
врач должен уладить конфликт. |
Между
лицом и группой: нач. отд. кадров
пренебрежительно относится к работникам,
не принимает во внимание интересных
идей, желаний работников, их интересы. |
Причиной есть
то, что начальник имеет свое представление
о том, как он должен себя вести, а работники
- свое. Нач. проводит автократическую
политику, ориентируется на собственные
интересы, которые считает интересами
фирмы. Следствия могут быть: 1.нач. "почувствует"
требования работников и поймет, что его
цели не всегда согласовываются с целями
фирмы; 2.отношения настолько ухудшатся,
что работники заставят начальника уйти
с работы, или на зло ему будут баклушничать,
что повредит фирме. Для фирмы это угрожает
недостатком квалифицированных кадров,
и как следствие, снижением спроса на его
услуги, снижением доходов. |
В будущем следует
подбирать более коммуникабельных
руководителей, проводить определенные
тесты по их отношению к людям.
А также в процессе работы следить
за отношениями руководителей и
подчиненных. |
Структурные: установить
единую цель для нач. и работников, пообещать
вознаграждение за удачное ее достижение.
Межличностные: решить проблему путем
проведения беседы с начальником, объяснение
недостатков в его взглядах. Тем не менее
не забыть похвалить его за преданность
фирме. |
|
Стрессы |
Организационные:
зам.. по кадровым вопросам и маркетингу
перегруженный работой из - за совмещение
должностей. |
Данный стресс
вызван неправильной структурой фирмы,
распределением ответственности между
руководителями. Следствия: 1.если зам..
будет хорошо выполнять свою работу, то
у него поднимется самоуважение, он может
получить вознаграждение; 2.при допущении
ошибки он может усомниться в своих качествах
менеджера. Для фирмы это угрожает ухудшениям
работы, возможная потеря ценного работника. |
Предупредить
данный стресс можно дав заместителю
помощника, чтобы не было перегрузки,
или разделить должности. |
Заместитель должен
оценить свои реальные возможности,
написать расписание своего дня, давать
себе отдых. |
Личный:
нач. отд. труда и зарплаты выиграл
путевку в Грецию на месяц |
Причиной стресса
есть то, что нач. не хочет бросать
работу. Следствия: он может потерять
должность, если поедет. Но если он не поедет,
то потеряет доверие к гл. врачу,
который ему отказал. Есть возможность
конфликта. Для фирмы это угрожает снижениям
производительности работы. |
Избежать этого
можно предоставив ему возможность
поехать, и тогда он приедет полный
сил и энтузиазма. |
Разрешить начальнику
поехать, но договориться, что это
будет вместо отпуска. |
Организационные
перемены |
Оценка
и изменение целей: поставлена новая
цель выхода на международный рынок. |
Сопротивление
этой перемене совершается потому,
что некоторые работники сомневаются
в своих возможностях и не знают
смогут ли достичь данную цель. |
Предупредить
можно установив сначала краткосрочные
цели. связанные с данной, тем самым подготовив
работников к ее достижению. |
Устранить сопротивление
можно путем открытого обсуждения
идеи со всеми ее будущими исполнителями. |
Изменение
структуры: расширение отдела травматологии. |
Причиной сопротивления
есть то, что некоторые работники должны
осваивать новые профессии или повышать
свою квалификацию, переходить в новый
отдел. Следствием этого может быть стресс
у работника через неопределенность ситуации
или конфликт с новыми сотрудниками. |
Предупредить
сопротивление можно с помощью
медленного переведения работников.
Надо подготовить их к этому. Перевод
осуществлять на протяжении некоторого
времени, чтобы они привыкли к
мысли об этом. |
Поручить работнику,
который может руководить формированием
нового коллектива, стать его неформальным
лидером. |
|
Заключение.
Опираясь
на изложенный выше материал можно
сделать вывод, что благодаря
существующим установкам на конфликт
как отрицательное явлении большинство
людей считает, что они не могут
ими управлять и стараются их избежать,
когда это возможно. Но конфликт плохо
поддается коррекции, когда он уже приобрел
разрушительную силу. Это нужно знать,
и менеджеры и служащие должны понимать,
что конфликт обогащает жизнь, если им
правильно управлять.
Конфликт
помогает отдельному рабочему коллективу
и организации в целом быть в русле происходящих
событий, он позволяет определить, что
нужно для развития и усовершенствования
всех сфер. Умение управлять конфликтом
может стать решающим для выживания коллектива
в целом.
Конфликт
также ставит служащих перед необходимостью
постоянно общаться друг с другом
и знать друг о друге чуть больше.
Члены коллектива начинают лучше
понимать своих коллег, становятся
более чувствительными к проблемам
других людей. Люди наконец оценивают
необходимость понимания норм и желаний
другого и невозможность быть свободным
от общества, живя в нем.
Жить
и работать вместе - непросто, и этому
нужно специально учиться. Конфликт,
порождая споры, проверяет и весь
коллектив, и каждого служащего в
отдельности, и может существенно помочь
и в процессе разбора проблемы, и выработке
решения.
Сам
по себе конфликт не усиливает и
не ослабляет организацию. И служащие
и менеджеры должны управлять
им, делая максимально полезным.
Если же они избегают обсуждения своих
трудностей и опасений, они не могут понять
ни реального состояния, ни путей развития,
ни извлечь уроков для себя и для других.
Если
же умело управлять конфликтом, он
укрепляет и коллектив и организацию
в целом.
Список
использованной литературы.
- Мескон
М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы
менеджмента. - М., “Дело” - 1992г.
- Бородкин
Ф.М. Коряк Н.М. Внимание: конфликт.- М., 1989г.
- Янчевский
В.С. Трудовой договор. - Житомир, 1996г.
- Саржвеладзе
Н.И. Личность и ее взаимодействие с окружающей
средой. Тб., 1989г.
- Вернер Зигерт.
Руководить без конфликтов.– М., «Экономика»,
1990г.
- Корнелиус
Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. – М.
«Стрингер», 1992г.
- Джини Грехем
Скотт. Конфликты. Пути их преодоления.
– Киев, «Внешторгиздат», 1991г.