Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 10:22, реферат
Ощущения необходимо изучать не только с научной стороны, но и с житейской. Зная, как работают наши анализаторы, мы сможем определенным образом контролировать процесс ощущений, зная о нем больше, мы научимся понимать, почему ощущения важны для нас, какую роль они играют для нас.
Для дистантных ощущений не нужен непосредственный контакт с объектом, так как рецепторы реагируют на раздражения, идущие от удаленных на некоторое расстояние предметов. Примерами такого рода ощущений могут служить зрительные и слуховые ощущения.
Обонятельные ощущения, по мнению ряда психологов, занимают своего рода промежуточное положение в структуре экстерорецептивных ощущений. С одной стороны, они возникают на расстоянии от предмета, с другой – молекулы, определяющие запах, входят в непосредственный контакт с обонятельными рецепторами. Следовательно, обонятельные ощущения могут быть охарактеризованы и как дистантные, и как контактные.
Проприоцептивные ощущения - это ощущения, отражающие движение и положение тела в пространстве благодаря рецепторам, расположенным в мышцах, связках и вестибулярном аппарате. Роль проприорецепции как основы движений у животных была исследована советскими психологами А.А. Орбели и П.К. Анохиным, у человека – Н.А. Берштейном. Проприоцептивные ощущения, в свою очередь, делятся на кинестетические (двигательные) и статические, или ощущения равновесия. Рецепторы последней подгруппы расположены в полукружных каналах внутреннего уха.
Интероцептивные (органические) ощущения - это ощущения, возникающие при воздействии раздражителя на рецепторы во внутренних органах и тканях и отражающие внутренние состояния организма. Интероцептивные ощущения представляют собой наиболее древнюю и элементарную группу. Интерорецепторы информируют человека о различных состояниях внутренней среды организма.
Наиболее изучены
Однако не все ощущения можно отнести к одной из трех выделенных Ч. Шеррингтоном групп. В этом случае говорят об интермодальных (промежуточных) ощущениях. К ним относятся, например, вибрационные ощущения, занимающие промежуточное положение между тактильными и слуховыми. Особое значение они приобретают при поражениях органов зрения или слуха.
Как отмечалось, возможен иной подход к классификации ощущений – по соответствующим им органам чувств (т.е. модальностям). В связи с этим можно привести высказывание французского философа Д. Дидро:
«Наши чувства – клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа».
Вывод
Ощущения человека - это один из важнейших источников информации о внешнем мире. О красоте окружающего мира, его богатстве, запахах, звуках, температуре воздуха и многом другом мы узнаем именно благодаря анализаторам. С помощью анализаторов человек может получать различную информацию о состоянии и изменении внешнего мира.
Необходимо узнавать как можно больше о процессах, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни каждый день. Ощущения это как раз такой процесс, благодаря ощущениям мы узнаем намного больше информации о предметах, которые попадают в поле нашего зрения. Мы можем не просто видеть этот предмет, но и трогать, чувствуя каждую деталь, делая определенные выводы после каждого прикосновения. Мы можем даже почувствовать запах, который даст в нашем сознании определенную картину наблюдаемого предмета.
Ощущения необходимо изучать не только с научной стороны, но и с житейской. Зная, как работают наши анализаторы, мы сможем определенным образом контролировать процесс ощущений, зная о нем больше, мы научимся понимать, почему ощущения важны для нас, какую роль они играют для нас.
Человек должен изучать то, что скрыто в нем самом, должен узнавать все до мельчайших подробностей о тех способностях, которыми обладает он и его организм.
Что мы можем узнать об окружающем мире, если мы совсем не знаем себя?
Список использованных источников
1. Забродин Ю. М., Лебедев А. Н. Психофизиология и психофизика. – М.: Наука, 1997. – 498с.
2. Крылова А.Л., Черноризов А.М. Зрительный анализатор: нейронные механизмы зрения. – М., 1997. – 183с.
3. Лурия А. Р. Ощущения и восприятие. – М.: Прогресс, 1975. – 319с.
4. Невская А.А., Леушина Л.И. Асимметрия полушарий и опознание зрительных образов. – Л.: Наука, 1990. – 215с.
5. Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. – М.: Владос, 2003. – 548с.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. –623с.
7. Соколов Е.Н. Физиология высшей нервной деятельности. – М., 1981.
8. Соколов E.H. Принцип векторного кодирования в психофизиологии // Психология. 1995. № 4. С.3-13.