Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:25, реферат
Ощущение, как таковое – достаточно непростое психическое явление, каким кажется на первый взгляд. Несмотря на то, что это достаточно изученное явление, глобальность его роли в психологии деятельности и познавательных процессах человеком недооценена. Ощущения широко распространены в обычной жизни человека, и в непрерывном процессе познавательной деятельности для людей является обыденной первичной формой психологической связи организма со средой.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…….3
Общие понятие об ощущении…………………….…………..……5
Свойства и виды ощущений……………………..……………...…..8
Классификация ощущений……………………..…………….……11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ………………….18
ВВЕДЕНИЕ
Ощущение,
как таковое – достаточно непростое
психическое явление, каким кажется
на первый взгляд. Несмотря на то, что
это достаточно изученное явление,
глобальность его роли в психологии
деятельности и познавательных процессах
человеком недооценена. Ощущения широко
распространены в обычной жизни
человека, и в непрерывном процессе
познавательной деятельности для людей
является обыденной первичной формой
психологической связи
Частичное или полное отсутствие видов ощущения (зрение, слух, вкус, запах, осязание) у человека препятствует или тормозит его развитие. Ощущения оказывают огромное значение на формирование таких познавательных процессов как речь, мышление, воображение, память, внимание и восприятие, а так же на освоение деятельности, как специфического вида активности человека направленной на создание предметов материальной и духовной культуры, преобразование своих способностей, сохранение и совершенствование природы, и строительство общества.
В самом начале жизни у людей помимо физического развития, прежде всего, формируется речь, которая является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств. Письменная речь чаще выступает как способ запоминания информации. Внешняя речь, играет в основном роль средства общения, а внутренняя средство мышления. Необходимо отметить и тот факт, что речь сужает границы выбираемого вида деятельности. Формирование же речи в свою очередь проблематично или даже невозможно без таких видов ощущения как зрение, слух, осязание.
Человек
является органической частью природы
и общества, он представляет собой
достаточно сложный организм. Зарождение
и развитие человеческого организма
направленно, прежде всего, на формирование
личности. Люди не рождаются личностями,
а становятся ими в процессе развития.
Структура личности включает в себя
способности, темперамент, характер, волевые
качества, эмоции, мотивацию, социальные
установки. На формирование и развитие
личности большое влияние оказывают
познавательные процессы, деятельность,
а также человеческие взаимоотношения.
На приобретенные качества при формировании
личности влияет образовательный процесс.
Но как можно представить
Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы, как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.
Актуальность
темы заключается в необходимости
оценить роль ощущений в жизни
человека, так как иногда это помогает
в организации благополучного существования
личности в обществе, достижения успехов
в деловой среде.
В процессе познания окружающего мира, в психологии людей исследователи выделяют такое немаловажное явление в жизни каждого человека, как ощущение.
Ощущением
называется простейший психический
процесс отражения в коре головного
мозга отдельных свойств
Способность
ощущения - это единственное явление
организма, под средством которого
внешний мир проникает в
Наши
органы чувств являются продуктами длительной
эволюции, поэтому они специализированы
к отражению определенных видов
энергии, определенных свойств предметов
и явлений действительности, которые
являются адекватными раздражителями
для конкретных органов чувств. Свет,
например, является адекватным раздражителем
для глаза, а звук - для уха и
т. д. Такая дифференцировка в
области ощущений у человека связана
с историческим развитием человеческого
общества. Разнообразную информацию
о состоянии внешней и
Каким же образом информация из внешнего мира поступает в мозг? Ведь известно, что мозг защищен прочной костной оболочкой черепа и не вступает в непосредственный контакт с окружающим миром. Но зато имеются специальные каналы связи мозга с внешним миром, по которым и поступает в мозг разнообразная информация. Эти каналы назвали анализаторами. Анализатор – это сложный нервный аппарат, который производит анализ окружающей среды. Каждый анализатор состоит из трех отделов. К ним относятся:
1.
Периферический отдел, или
2.
Проводниковый отдел, который,
как показывает само название,
обеспечивает проведение
3.
Мозговой, или центральный отдел
– высший отдел анализатора,
осуществляющий сложные
Механизм
действия анализатора заключается
в следующем. Предмет-раздражитель
действует на рецептор, вызывая в
нем физико-химический процесс раздражения,
которое переходит в
Как мы видим, в процессе любой познавательной
деятельности отправной точкой является
ощущение.
Переходя к рассмотрению свойств ощущений, приведем еще одно определение, предложенное одним из основателей американской психологии Эдвардом Титченером: «Ощущениями мы называем те элементарные сознательные процессы, которые соединены с телесными процессами в определенных телесных органах» [106, 22]. Оно подчеркивает связь характерных особенностей ощущений с определенным органом чувств, его рецепторным аппаратом.
Вопрос
заключается в том, имеют ли эти
элементы нашего сознательного опыта
свои характерные свойства или атрибуты.
Поскольку в ощущениях
1.
Специфичность энергии стимула,
2.
От интенсивности энергии
3.
Распределение стимульной
4.
Длительность стимула во
5.
Э. Титченер выделял еще одно
качество ощущения как
Необходимо отметить, что, несмотря на уникальность указанных выше сенсорных качеств, они не являются независимыми друг от друга: при изменении одного качества может измениться другое.
Например,
при изменении яркости
Естественно,
что кроме физических параметров
стимуляции особенности ощущений определяются
функциональными особенностями
органов чувств, вносящими свои ограничения
в отображение стимульной энергии
в сенсорные качества. Так, например,
хорошо известны высокая световая чувствительность
кошек в темноте и, наоборот, неспособность
человека различать цвета в условиях
плохой освещенности или сниженная
способность ощущать
Далеко не все физические параметры стимулов могут ощущаться человеком. Более того, диапазон стимульных энергий, адекватно отражающийся в нашем сенсорном пространстве I , весьма ограничен, но в целом соответствует условиям жизнедеятельности человека, его экологии. Так, люди не обладают высокой чувствительностью к дистантным тепловым излучениям, запахам, электромагнитным излучениям. Таким образом, далеко не весь поток энергии, исходящий от предмета может улавливаться нашими органами чувств и ощущаться.
В разных школах по-разному относятся к проблеме сенсорных процессов. Б. Г. Ананьев в работе «Теория ощущений» выделил наибольшее число ощущений:
Дистантные ощущения
- Зрение
- Слух
- Обоняние
Контактные ощущения
- Вкус
-
Тактильные ощущения или
- Боль
- Температурные ощущения
- Вибрационные ощущения
Глубинные ощущения
-
Чувствительность от
- Мышечная чувствительность
-
Вестибулярная
-
Головокружение (симптом)
В
настоящее время насчитывают
около двух десятков различных анализаторских
систем, отражающих воздействия внешней
и внутренней среды на рецепторы.
Классификация позволяет
Разделение ощущений по критерию принадлежности к специализированным анализаторам, ответственным за их обработку выделяют ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, проприорецептивные, двигательные.
По расположению рецепторов все ощущения делятся на три группы.