Ощущения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:27, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является анализ ощущений и рассмотрение их свойств.

Содержание

Введение
Глава 1 . Ощущения……………………………………………………………...3
Физиология ощущений………………………………………………..3
Глава 2 . Классификация ощущений……………………………………………5
2.1 Зрительные ощущения………………………………………………...6
2.2 Слуховые ощущения…………………………………………………..8
2.3 Вибрационные ощущения…………………………………………….9
2.4 Обонятельные ощущения…………………………………………….10
2.5 Вкусовые ощущения………………………………………………….11
2.6 Кожные ощущения……………………………………………………11
2.7 Пропорциетивная чувствительность...................................................12
2.8 Вестибулярное чувство………………………………………….........13
Глава 3. Свойства ощущений………..…………………………………………14
Закономерности ощущений………………………………………………15
Вывод……………………………………………………………………………..17
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 34.90 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

Глава 1 .  Ощущения……………………………………………………………...3

       Физиология ощущений………………………………………………..3

Глава 2 .  Классификация ощущений……………………………………………5

2.1 Зрительные  ощущения………………………………………………...6

2.2 Слуховые  ощущения…………………………………………………..8

2.3 Вибрационные  ощущения…………………………………………….9

2.4 Обонятельные  ощущения…………………………………………….10

2.5 Вкусовые  ощущения………………………………………………….11

2.6 Кожные  ощущения……………………………………………………11

2.7 Пропорциетивная чувствительность...................................................12

2.8 Вестибулярное  чувство………………………………………….........13

Глава 3.  Свойства ощущений………..…………………………………………14

Закономерности ощущений………………………………………………15

Вывод……………………………………………………………………………..17

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Целью данной работы является анализ ощущений и  рассмотрение их свойств.

Актуальность  данной тематики обусловлена тем, что  ощущение - важнейшее проявление общебиологического свойства живой материи - чувствительности. Оно является первичной формой психической, связи организма со средой. В ощущении интегрированы (неразрывно связаны) познавательные, эмоциональные и регуляторные стороны  психического.

Изучение  развития познавательной деятельности в эволюции животного мира (в филогенезе) и у ребенка (в онтогенезе) показывает, что ощущение является первичной  формой ориентировки организма в  окружающем мире. Низкоорганизованные  животные отражают только отдельные, имеющие  непосредственное значение для их жизнедеятельности  свойства предметов и явлений. То же у новорожденного. В первые недели жизни он реагирует лишь на отдельные свойства предметов. Эти факты говорят о том, что ощущение является исходной формой развития познавательной деятельности. Жизненное значение ощущений заключается также в том, что они всегда эмоционально окрашены. Экспериментально доказан факт различного психофизиологического действия цвета на человека: зеленый успокаивает, красный возбуждает. Из двух одинаковых по весу ящиков, окрашенных в белый и черный цвета, первый кажется легче, второй - тяжелее. Особые ощущения, идущие от внутренних органов, определяют самочувствие человека, его эмоциональный тонус.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 .  Ощущения.

 

Ощущение  — это проявление общебиологического свойства живой материи — чувствительности. Через ощущение происходит психическая  связь с внешним и внутренним миром. Благодаря ощущениям информация обо всех явлениях внешнего мира доставляется в мозг. Таким же образом через  ощущения замыкается петля для получения  обратной связи о текущем физическом и отчасти психическом состоянии  организма.

Через ощущения мы узнаем о вкусе, запахе, цвете, звуке, движении, о состоянии своих внутренних органов и т.п. Из этих ощущений складываются целостные восприятия предметов  и всего мира.

Очевидно, что  в сенсорных системах человека происходит первичный познавательный процесс  и уже на его основе возникают  более сложные по своей структуре  познавательные процессы: восприятия, представления, память, мышление.

Как бы  прост  ни был первичный познавательный процесс, но именно он является основой  психической деятельности, лишь через "входы" сенсорных систем проникает  в наше сознание окружающий мир.

 

Физиология ощущений.

Физиологической основой ощущений являются процессы нервного возбуждения, совершающиеся  в специальных нервных механизмах, называемых анализаторами.

Функция анализаторов заключается в разложении на отдельные  элементы сложных воздействий, исходящих  от внешней или внутренней среды. С их помощью осуществляется «высший  тончайший анализ», который необходим  для дифференцированного приспособления организма к условиям среды. Анализаторы  имеют сложное строение, в котором  различают рецепторы, проводящие пути и центральные отделы анализаторов, состоящих из 3 частей:

рецептор — воспринимающая часть анализатора (осуществляет преобразование внешней энергии в нервный процесс). Рецепторы представляют собой очень различные по своему строению нервные приборы (смотрите рисунок ниже), приспособленные к восприятию определенных раздражений, которые трансформируются ими в специальные нервные возбуждения. В рецепторах осуществляется первоначальный или низший анализ воздействий среды.

Проводящие отделы анализаторов служат только передатчиками нервных возбуждений.

центральный отдел анализатора — афферентные или чувствительные нервы (состоят из обладающих специфическим строением клеток коры больших полушарий головного мозга. В них осуществляется высший анализ, обеспечивающий наиболее точные приспособительные реакции организма. Приходящие сюда центростремительные нервные импульсы вызывают в соответствующих отделах коры нервные процессы, составляющие физиологическую основу ощущений.)

корковые  отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов.

Определенным  рецепторам соответствуют свои участки  корковых клеток. Специализация каждого органа чувств основана не только на особенности строения анализаторов-рецепторов, но и на специализации нейронов, входящих в состав центральных нервных аппаратов до которых доходят сигналы, воспринимаемые периферическими органами чувств. Анализатор является не пассивным приемником энергии, он рефлекторно перестраивается под воздействием раздражителей.

 

 

 

 

 

Глава 2 .  Классификация ощущений.

Ощущения  отражают многообразные свойства объективных  предметов и явлений. По характеру  и качественным особенностям отражения  они могут быть разделены на две  группы:

I.  Ощущения, отражающие свойства предметов  и явлений внешней среды. К  ним относятся:

    • зрительные ощущения,
    • слуховые,
    • обонятельные,
    • вкусовые,
    • температурные,

тактильные (осязательные).          II.  Ощущения, отражающие различные состояния внутренних органов, в том числе и органов движения тела. К ним относятся:

    • мышечно-двигательные ощущения,
    • ощущения равновесия,
    • болевые.
    • органические,

Классификацию ощущений производят по нескольким принципам. Основная и самая значительная группа ощущений доводит до человека информацию из внешнего мира, и связывает его  с внешней средой. Это экстерорецептивные — контактные и дистантные ощущения, они возникают при наличии или отсутствии непосредственного контакта рецептора с раздражителем. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантным ощущениям. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения — контактные.

По расположению рецепторов на поверхности тела, в  мышцах и сухожилиях или внутри организма  различают соответственно:

    • экстероцепцию — зрительная, слуховая, тактильная и другие;
    • проприоцепцию — ощущения с мышц, сухожилий;
    • интероцепцию — ощущения голода, жажды.

В ходе эволюции всего живого чувствительность претерпевала изменения от самой древней до современной. Так, дистантные ощущения можно считать современнее контактных, но в структуре самих контактных анализаторов также можно выявить более древние и совсем новые функции. Так, например, болевая чувствительность более древняя, чем тактильная.

Такие принципы классификации помогают сгруппировать  все виды ощущений в системы и  увидеть их взаимодействие и связи.

Рассмотрим  различные виды ощущений, имея в  виду, что наиболее хорошо изучены  зрение и слух.

Зрение

Глаз —  это совершенно необыкновенный прибор, который только могла изобрести "матушка-природа" для нашего зрения, орган чувств с очень сложным  анатомическим строением. Световые волны, отражаясь от предметов, преломляются, проходят через хрусталик глаза, обеспечивающий фокусировку света, и появляются на сетчатке в виде изображения.

Ясное, четкое видение равноудаленных предметов  обеспечивается благодаря изменению  кривизны хрусталика, называемой аккомодацией. Это важнейший регулятор функции  зрения. Различные нарушения могут  влиять на аккомодацию, что сказывается  на остроте зрения, уровне различения мелких деталей.

Сетчатка  глаза — передний край мозга, наиболее удаленная от головного мозга  часть зрительного анализатора, первой воспринимает свет, обрабатывает и преобразует световую энергию  в раздражение — сигнал, в котором  закодирована вся информация о том, что видит глаз. Исследование этого  нервного образования помогает раскрыть тайны зрительного механизма, созданного природой. Да, безусловно, "матушка-природа" очень постаралась, создавая столь  совершенный прибор нашего зрения.

Сам глаз —  это дистантный рецептор, потому что дает возможность узнать предметы, удаленные от органов чувств, и явления, происходящие вокруг нас. Наше зрение помогает определить расстояние до предметов и их объемность. Это возможно благодаря парности зрительного анализатора, на сетчатке при удалении или приближении к предмету происходит изменение размеров изображения, и движение, т.е. сведение и разведение осей глаз.

Волокна зрительного  нерва составляют сетчатую оболочку глаза, которая состоит из нескольких десятков тысяч окончаний, которые  возбуждаются под воздействием световой волны. Окончания зрительного нерва  различны по форме и функциям.

Рецепторы, расположенные в центре сетчатой оболочки близкие по форме к колбочкам, отражают цвет и являются аппаратом  дневного зрения. Нервные окончания  в виде палочек отражают свет. Расположенные  вокруг колбочек, ближе к краю сетчатки, они являются аппаратом сумеречного  зрения. Колбочковое и палочковое зрение независимы друг от друга, поэтому в случае нарушения одного, другое остается неизменным.

Можно выделить две группы зрительных ощущений:

ахроматические, отражающие переход от белого к черному цвету, со всеми оттенками серого цвета и

хроматические, отражающие цветовую гамму с большим количеством оттенков и тонов цвета.

Без отражения  цвета мир человека стал бы гораздо  беднее, в цветовых ощущениях выражен  и эмоциональный фон, например, часто  говорят о теплых и холодных цветовых тонах. Эмоциональное воздействие  цвета широко используется в живописи, да и в любом из видов художественных промыслов.

С помощью  зрительного анализатора можно  различить яркость цвета и  выделить предмет из общего фона. Особенно хорошо видно черное на белом или  белое на черном. Благодаря закону контраста становится возможным различать все плоскостные черно-белые изображения. Если предмет расположен далеко и при этом слабо освещен, то для его безошибочного определения контрастность должна быть достаточно высокой.

Пожалуй, в  жизни любого человека наибольшую роль играют зрительные ощущения, без них  деятельность человека очень ограниченна, а некоторые виды деятельности вообще невозможны, т.к. основной источник информации зрение. Глаза, при длительной работе, например, на компьютере, устают, им нужен отдых, упражнения пакета "Комфорт" придут им на помощь.

Слух

Слуховые  ощущения являются также дистантными ощущениями. Чувствительные окончания слухового нерва расположены во внутреннем ухе, улитке со слуховой мембраной и чувствующими волосками. Ушная раковина, так называемое, внешнее ухо собирает звуковые колебания, а механизм среднего уха передает их улитке. Чувствующие окончания улитки возбуждаются в результате резонанса, т.е. различные по длине и толщине окончания слухового нерва приходят в движение при определенном числе колебаний в секунду, и полученные сигналы передаются в мозг. Эти колебания возникают в упругих телах и передаются воздушной средой. Из физики мы знаем, что звук имеет волновую природу и характеризуется частотой и амплитудой.

Частота звука  определяется числом волновых периодов в единицу времени. Так, например, слуховой диапазон взрослого человека находится в пределах 15 — 20000 Гц, уменьшаясь с возрастом. Звуки отличаются не только частотой, но и тембром, придающие  уникальность и своеобразную окраску  голосу и звучанию различных музыкальных  инструментов. Громкость звука зависит  от ее амплитуды и измеряется в  децибелах (логарифмическая шкала). Обычный разговор происходит при 50 — 60 дБ, а рок-музыка до 130 дБ, т.е. достигает  болевого порога.

Различают три  вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные  и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет четыре качества звука:

силу (громкий — слабый),

высоту (высокий — низкий),

тембр,

длительность  звучания и темпоритмический узор воспринимаемых звуков.

Фонематическим  называется слух, используя который  можно различать звуки речи. Он формируется в течение жизни  и зависит от речевой среды  обитания. Хорошее знание иностранного языка предполагает выработку новой  системы фонематического слуха. Способность к обучению иностранным  языкам определяется фонематическим слухом, который также влияет и на грамотность  письменной речи.

Музыкальный слух человека воспитывается и формируется, как и речевой. Способность наслаждаться музыкой является многовековым результатом  развития музыкальной культуры человечества.

Шумы и  шорохи — менее значимы для  человека, если только они не мешают ему жить. Шумы могут вызывать приятный эмоциональный настрой, например шум  дождя, рокот морского прибоя, а, один мой знакомый администратор компьютерной сети рассказывал, что он не может  заснуть когда не слышит шума работающих вентиляторов от трех-четырех компьютеров. Шумы также могут служить сигналом опасности — шипение газа, топот ног за спиной, вой сирены.

Информация о работе Ощущения