Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:24, курсовая работа
В своей теории А.Адлер полагал, что чувство недостаточности берет свое начало раннем детстве и является универсальным индивидуальным чувством. Столь раннее чувство неполноценности обусловлено тем что ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в его семейном окружении. Ведь в поведении детей можно обнаружить ни одного устойчивого и верного способа реагирования на окружающий мир.
13
Раздел I . Основные концепции индивидуальной теории личности А.Адлера
В своей теории А.Адлер полагал, что чувство недостаточности берет свое начало раннем детстве и является универсальным индивидуальным чувством. Столь раннее чувство неполноценности обусловлено тем что ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в его семейном окружении. Ведь в поведении детей можно обнаружить ни одного устойчивого и верного способа реагирования на окружающий мир. Появление раннего ощущения неполноценности ведет к началу борьбы за достижение превосходства над окружающими, а также испытывает стремление к совершенству ,и безупречности. Ощущение неполноценности, по разным причинам, может у некоторых людей стать чрезмерным. проявляется комплекс неполноценности - преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности.
Чувство неполноценности которое не является нормальным получило название "комплекс неполноценности". Однако "комплекс" — не совсем верное слово для такого чувства неполноценности, которое распространяется на всю личность. Ведь это больше чем комплекс, это как болезнь разрушительного действия имеющее различие в зависимости от обстоятельств. Чаще можно не заметить у человека чувство неполноценности, ведь на работе он себя чувствует вполне уверенно, в компании тоже, но не уверенным в отношениях с противоположным полом и только в этой сфере жизни или же напряженной или сложной ситуации можно определить истинную психологическую ситуацию. Степень развития чувства общности обнаруживается в новых социальных обстоятельствах. Степень развития чувства общности у ребенка становится очевидной в школе так же, как и в социальной жизни вообще. Существует определенный тип детей, которые не верят в себя и боятся самопроявляться. Они предпочитают держаться от других на расстоянии, и стараются не попадать в новые ситуации, но пребывать в узком кругу, в котором они чувствуют себя в безопасности. Мы можем наблюдать, взаимодействует ли он со своими товарищами или избегает их. Если кто-то подвержен нерешительности и преуспевает лишь благодаря обстоятельствам, мы можем предположить, что эти же качества позже проявятся в социальной жизни и браке.
Часто встречаются люди, которые говорят: "Я бы так и поступил", "Я бы сделал эту работу", "Я бы его обошел, но.!" Все эти утверждения, типа "да, но" являются признаком сильного чувства неполноценности. Понимание этого позволяет нам по-новому взглянуть на некоторые эмоции, такие как сомнение.
Очевидно, что сомневающийся человек обычно остается при сомнении и ничего не достигает. Но если человек говорит: "Я не сумею", то, вероятнее всего, и действия его будут соответственными. Иногда можно наблюдать, что неумение спокойно преодолевать трудности делает человека нетерпеливым. И если мы видим человека, который постоянно суетится, сопровождая свои действия бурными эмоциями, мы можем смело заключить о наличии у него сильного чувства неполноценности. Человек уверенный в своей способности преодолеть свои трудности, не будет нетерпеливым. Важно использовать любую возможность для наблюдения за движениями человека, проблему которого мы исследуем. Его походка, его манера общаться с людьми могут многое нам рассказать, и те колебания, которые мы заметим в теле, часто являются отголоском ситуации его психической жизни. Существует немало людей, которые делают шаг вперед и два назад, что свидетельствует о сильном чувстве неполноценности.
В своем маленьком пространстве легче достичь превосходства. Если человек избегает определенных ситуаций и определенных людей, то оправдать себя он может только исходя из своей частной логики. Ключ к социальному процессу в целом дает нам понимание того, что человек всегда стремится найти ситуацию, в которой он превосходит всех. Так, дети с развитым чувством неполноценности намеренно избегают более сильных детей, и играют с теми, кто слабее их, кто позволяет управлять собой и подавлять себя. Это — ненормальные, патологические проявления чувства неполноценности, и чрезвычайно важно понимать, что определяющее значение имеет не ощущение неполноценности, а его сила и характер. Самонадеянность, нетерпение, драчливость — признаки сильного чувства неполноценности у детей.
Цели и реакции детей являются индивидуальными и разнообразными. Каждый ребенок стремится к более совершенному стилю жизни пытаясь достичь каких либо своих целей, делая все по своему тем самым совершая собственные ошибки и идя собственным путем к достижению успеха. Дети каждый по своему развиваются в соответствии с теми прототипами, которые сложились у них в 4-5 летнем возрасте, что в последствии почти не поддается тотальным изменениям. Узнавая об ошибках в прототипе детей можно по различным особенностям, целям, и по необычным интересам, планам на будущее и стремлению превзойти других, и стремлению к превосходству.
А.Адлер утверждал, что стремление к превосходству является основой любой мотивационной силой в жизни человека, фактически все, что делают люди, имеет цель преодоление ощущения своей неполноценности и укрепления чувства превосходства. Хотя по определенным причинам ощущение неполноценности может быть преувеличенным, в результате чего и появляется комплекс неполноценности – преувеличенное чувство собственной слабости.
Также существуют люди, проявляющие чрезмерный интерес к еде, они постоянно ее обсуждают, и говорят о том что могли бы и не есть. Как правило, в детстве были какие-то проблемы, которые и побудили этот интерес. Можно предположить ,что чрезмерно заботливая мать повторяла что хорошо есть, и что плохо. Этим людям приходится много внимания уделять лечению болезней своего желудка, и они становятся, жизненно заинтересованы своим меню на завтрак, обед и ужин. Неотступно думая о еде, они иногда достигают успехов в кулинарии, чрезмерная опека- дети которых родителей чрезмерно опекали, баловали подстраиваются под своих родителей дети вырастают недостаточно уверенными в собственных способностях и уверенными в том что сами не способны преодолевать жизненные препятствия в течении длительного времени остаются сомнения в собственной самостоятельности, и он не имеют уверенности что смогут самостоятельно противостоять жизненным трудностям., отвержение со стороны родителей - Дети, по разным причинам не получившие от родителей достаточно заботы, ласки, внимания, всю жизнь чувствуют себя нежеланным, и не уверенными в собственных способностях быть полезными и любимыми и оцененными по достоинству. Что и может привести к тому, что комплекс неполноценности, внушенный родителями, может усилиться, и привести к чувству собственной отверженности, не желанности, вырастая уверенны что не могут быть любимыми и по достоинству оценены другими людьми. Ребенку внушается, что он — никто, бесправное создание; что его должно быть видно, но не слышно; что он должен всегда быть вежливым, тихим и так далее. Многие дети растут в постоянном страхе перед тем, что над ними будут смеяться. Адлер отмечал: «Изучая биографии наиболее значительных врагов человечества, бросается в глаза одна общая черта: со всеми с ними плохо обращались в детстве. Таким образом, у них развилась жестокость, зависть, враждебность; они не могут видеть других счастливыми» . Когда чувство неполноценности преобладает или когда социальный интерес недостаточно развит, человек начинает стремиться к личному превосходству, поскольку ему не хватает уверенности в своей способности функционировать, эффективно и конструктивно работать вместе со всеми. Накопление успеха, похвал, престижа становится более важным, чем конкретные достижения. Такие люди не приносят обществу ничего реально ценного, они фиксируются на себе, что неизбежно ведет их к поражению. Они отвернулись от реальных проблем жизни и занялись войной с тенями, чтобы уверить себя в своей силе.
Эти три типа страдания в детстве играют важную роль в возникновении невроза в зрелые годы. Независимо от обстоятельств чувство неполноценности, у личности может появится в ответ гиперкомпинсация – преувеличенная тенденция к стремлению преодолеть свои недостатки физические, интеллектуальные и др. способности что и ведет к появлению чувства превосходства. Можно заметить, что симптомы в жизни человека проявляются в динамике, в развитии. Поэтому можно сказать, что есть будущее и прошлое. Будущее имеет тесную связь с человеческим стремлением и целью, прошлое же указывает на характер неполноценности, которую мы стараемся преодолевать.
1.2. Комплекс недостаточности и его компенсация
А.Адлеру принадлежит идея, о том что у каждого человека существует определенная правомерность физического развития, если происходит если у человека одни органы слабее других, что делает его организм более слабым и восприимчивым к различным заболеваниям. У людей появившихся на свет с физическими недостатками, детские годы проходят в борьбе, которая приводит к угасанию социальных чувств. И чтобы приспособится к окружающим условиям, дети озабочены собой и впечатлением которое производят на других. И по отношению к любой социальной или экономической неполноценности, которая также может вызвать чувство ущербности, что в конечном счете приведет к враждебному отношению к окружающему. Недостаточность, в развитии А.Адлер называл « неполноценностью». Чувство неполноценности — это движущая сила, исходная точка стремлений всякого ребенка. Именно чувство неполноценности, неадекватности и неуверенности определяет, как удастся данному ребенку добиться покоя и уверенности в себе, оно определяет саму цель его существования и подготавливает на котором эта цель может быть достигнута. А.Адлер наблюдал, что люди страдающие физическим недугом, в зрелости пытаются компенсировать этот недостаток. Врачам давно было известно, что организм пытается компенсировать свою слабость что если, например, одна почка плохо функционирует, другая берет на себя ее функции и несет двойную нагрузку. Таким образом, неполноценность органа, или его врожденная слабость как бы стимулирует, человека к большим достижениям в жизни. Также было произведено открытие субъективного чувства неполноценности компенсируемого в психической сфере.
Истоками психической неполноценности А.Адлер считал психологические или социальные неудачи личности. В раннем детстве ребенок зависим от родителей, в отличие от других членов семьи которые являются самостоятельней его, что и вызывает у ребенка более глубокие переживания. Хотя наличие раннего чувства неполноценности оправдано биологическими факторами и заставляет ребенка бороться за превосходство над окружающими, и мотивирует его к развитию и самосовершенствованию. Эта борьба продолжается всю жизнь. По, А. Адлеру, движущей силой развития личности, является не сексуальный инстинкт, а стремление к превосходству. У некоторых детей чувство неполноценности становится чрезмерным и может привести к появлению комплекса неполноценности - чувства доминирования над остальными чертами личности. Индивидуальная психология А.Адлера предполагает три главных причины комплекса неполноценности и чтобы помочь ребенку компенсировать его неуверенность в себе, необходимо обучить его искусству жить, сформировать его рассудок и поощрить в нем развитие социального чувства по отношению к себе подобным. О том, что творится в душе ребенка в ходе этого процесса, мы должны судить по чертам характера, развивающимся у него, поскольку они суть зеркало его психической деятельности. Фактическая степень неполноценности ребенка, хотя она и важна для его психологии, не является критерием, при помощи которого мы можем определить выраженность его чувства неуверенности в себе и неполноценности, поскольку они зависят главным образом от ее интерпретации.
В любом случае компенсация комплекса неполноценности является нормой. Ведь патологическим чувство неполноценности становится когда в человеке побеждает неадекватность, что тормозит полезную активность индивидуума, и делает его депрессивным и неспособным к дальнейшему развитию. Когда чувство неполноценности усиливается до такой степени, что ребенок начинает бояться никогда не преодолеть свою слабость, в этом случае стремление к власти и доминированию может стать настолько преувеличенным и обостренным, что его можно будет назвать патологическим, и обычные жизненные отношения не удовлетворят человека никогда. Побудительные мотивы в таких случаях отличаются некоей грандиозностью и хорошо приспособлены к своей цели.
Преувеличенное стремление здорового стремления преодолевать чувство неполноценности является гиперкомпенсация. В любом случае прием гиперкомпенсации представляет собой преувеличение здорового стремления преодолевать постоянное чувство неполноценности. Соответственно, человек, обладающий комплексом превосходства, выглядит обычно хвастливым, высокомерным, эгоцентричным и саркастичным. Создается впечатление, что данный человек не в состоянии принять себя (то есть у него низкое мнение о себе); что он может чувствовать свою значимость только тогда, когда «сажает в калошу» других.
Позднее А.Адлер выдвинул идею о существовании нормальной формы стремления к превосходству, без стремления не одно живое существе не смогло бы адаптироваться, что и является фундаментальным законом человеческой жизни. Стремление к превосходству символизирует развитие, и это есть сама жизнь. Процесс достижения превосходства начинается к 5 году жизни, когда у человека формируется жизненная цель, как фокус стремления к превосходству. По А.Адлеру, стремление к превосходству - единый мотив, который нельзя разложить на составляющие.
Утверждение основано на следующих фактах:
2. Стремление к превосходству универсально: оно присутствует и в норме и в патологии.
3. Стремление к превосходству может принимать две формы:
а) негативное – выражается в дезадаптивных наклонностях человек добивается превосходства эгоистически, за счет других;
б) позитивное – выражается в конструктивном, адаптивном поведении. Человек сотрудничает с обществом и добивается своих целей в гармонии с ним.
4. Стремление к превосходству связано с энергетическими затратами, поэтому уровень напряжения у индивида не снижается а растет.
Информация о работе Основные концепции индивидуальной теории личности А.Адлера