Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:24, курсовая работа
В своей теории А.Адлер полагал, что чувство недостаточности берет свое начало раннем детстве и является универсальным индивидуальным чувством. Столь раннее чувство неполноценности обусловлено тем что ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в его семейном окружении. Ведь в поведении детей можно обнаружить ни одного устойчивого и верного способа реагирования на окружающий мир.
5. Стремление к превосходству проявляется не только на уровне отдельных личностей, но и на уровне общества. Мы стремимся стать совершенными не только как индивидуумы или члены общества -мы стремимся совершенствовать саму культуру нашего общества.
1.3. Жизненные цели и их влияние на формирование стиля жизни
А.Адлер развивал мысль о том, что человек стремится к превосходству, целью этого стремления является достичь совершенства, целостности в собственной жизни. Мотивационная сфера принимает форму в виде стремления к субъективно понимаемой определяющей цели. Основными целями являются те которые определяют направление жизни и ее значение. По А.Адлеру основные цели представляют собой фиктивные цели, то есть воображаемые цели описывающие желаемое будущее, соотнесенность которых с реальностью невозможно ни проверить, ни подтвердить. Формирование жизненных целей начинается с детства и возникает как компенсация незащищенности и чувства неполноценности. Например, ребенок с плохой координацией может сосредоточить свои компенсаторские усилия на выработке выдающихся атлетических качеств. Его поведение, направляемое осознанием своих физических ограничений, становится, в свою очередь, стилем его жизни - комплексом поведенческой активности. Итак, стиль жизни основан на наших усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности и, благодаря этому, упрочивающих чувство превосходства.
Все наши психические процессы (например, восприятие, мышление и чувства) организованы в единое целое и приобретают значение в контексте нашего стиля жизни. Представим в качестве примера женщину, стремящуюся к превосходству путем расширения своих интеллектуальных возможностей. С позиции теории Адлера, ее стиль жизни предсказуемо предполагает сидячий образ жизни. Основной акцент она сделает на интенсивное чтение, изучение, размышление - то есть на все, что может послужить цели повышения ее интеллектуальной компетентности. Она может распланировать свой распорядок дня с точностью до минут - отдых и хобби, общение с семьей, друзьями и знакомыми, общественная активность - опять-таки в соответствии со своей основной целью. Другой человек, напротив, работает над своим физическим совершенством и структурирует жизнь таким образом, чтобы цель стала достижимой. Все, что он делает, нацелено на достижение превосходства в физическом плане. Очевидно, что в теории Адлера все аспекты поведения человека вытекают из его стиля жизни. Интеллектуал запоминает, размышляет, чувствует и действует совсем не так, как атлет, поскольку оба они представляют собой психологически противоположные типы.
Жизненная цель является связью неудовлетворительного настоящего ребенка и его светлого будущего. Некоторые люди, например, могут выстраивать свою жизнь, исходя из того, что напряженная работа и чуть-чуть удачи помогают достичь почти всего.
Стремление индивидуума к превосходству управляется выбранной им фиктивной целью. Наше поведение направляется осознанием фиктивной жизненной цели. Эта цель существует не в будущем, а в нашем актуальном восприятии будущего. Хотя фиктивных целей объективно не существует, они, тем не менее, оказывают колоссальное влияние на наше стремление к превосходству, совершенству и целостности.
Также А.Адлер полагал что стремление к превосходству как к фиктивной цели является самостоятельно принятым решением, сформированной собственно творческой силой личности, что делает цель уникально индивидуальной. С точки зрения Адлера, это утверждение – просто фикция, потому что те, кто напряженно работают, не получают ничего из того, что заслуживают. Другими примерами фиктивных убеждений, способных оказывать влияние на ход нашей жизни, служат следующие «Честность – лучшая политика», «Все люди созданы быть равными», «Мужчины стоят выше женщин». Стремление к превосходству как к фиктивной цели, является субъективно понимаемым идеалом. Когда фиктивная цель личности известна, все последующие действия наполняются смыслом, и история жизни обогащается дополнительными объяснениями. Воображаемая цель, которая описывает желаемое будущие А.Адлер обозначил термином фиктивный финализм.
Фиктивный финализм представляет собой индивидуальный образ, цели субъективного опыта не субъективной реальности. В реальности цель может и не осуществится, но она является сформированной. Таким образом, стремление к превосходству как к фиктивной цели, являясь субъективно понимаемым идеалом, имеет огромное значение. Когда фиктивная цель индивидуума известна, все последующие действия наполняются смыслом, и его «история жизни» приобретает дополнительное объяснение. Наше поведение направляется осознанием фиктивной жизненной цели. Эта цель существует не в будущем, а в нашем актуальном восприятии будущего. Хотя фиктивных целей объективно не существует, они тем не менее, оказывают колоссальное влияние на наше стремление к превосходству, совершенству и целостности. Если здоровая личность может изменить собственную цель, то невротическая личность на столько негибкая, что и на ее влияет на неадаптивное поведение. Направленность индивидуальных целей, устремлений, подходов применяемых при разрешении жизненных проблем определяют жизненный стиль личности. А. Адлер предложил классификацию жизненных стилей. Первые три типа личности – люди с низким социальным интересом, но разной степенью активности:
Управляющий тип. Самоуверенные, свойственно доминирование над другими напористые, с незначительным социальным интересом. Разрешают собственные проблемы путем нарушения этических норм, путем проявления садизм, негативизма. Они активны, но не в социальном плане. Установка – превосходства над другими путем их унижения (пример - юные правонарушители, наркоманы).
Берущий тип. Личность относится ко всему миру паразитически. Зависим от других в решении собственных проблем, пренебрегает другими. В жизненных проблемах не компетентен, и бессилен. Удовлетворяют свои потребности за счет других. Нет социального интереса. Главное - получить от других как можно больше. Женщины подверженные давлению, со стороны других, маленькие дети.
Избегающий тип. Нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих проблем. Ограничивают свою жизнь узким кругом. Их целью в жизни является избегание проблем в жизни, поэтому они уходят от всего, что может принести неудачу, чем стремятся к успеху.
Социально-полезный тип. зрелый человек в системе Адлера (высшая степень социального интереса - это высший уровень активности). Альтруистичен, развито чувство самоконтроля, действует во благо других заботлив о других и заинтересован в общении с ними. Воспринимает 3 основные жизненные задачи - работу, дружбу, любовь.
Работа приносит удовлетворение и чувство собственной значимости, утверждает превосходство.
Дружба - это выражение причастности к людям, к определенным интересам, необходимость приобщаться к людям, выражение нашей пригодности к людям.
Любовь - как телесный союз ума и тела, внешняя форма кооперации между двумя индивидуумами противоположного пола. И эти 3 задачи взаимосвязаны, решение одной решает другие, это аспекты проблемы: необходимость людей поддерживать и развивать жизнь в той среде, где они находятся.
Информация о работе Основные концепции индивидуальной теории личности А.Адлера