Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:35, реферат
Концепции элит Моски, Парето и Михельса дали толчок широким теоретическим, а впоследствии (преимущественно после второй мировой войны) и эмпирическим исследованиям групп, руководили их государством или претендующих на это. Современные теории элит разнообразны. Исторически первой группой теорий, не утративших современной значимости, являются уже вкратце рассмотренные концепции макиавеллистской школы (Моска, Парето, Михельс и др.). Их объединяют следующие идеи:
Основные
направления современной
элитарной теории
Макиавеллистская школа
Концепции элит
Моски, Парето и Михельса дали толчок широким
теоретическим, а впоследствии (преимущественно
после второй мировой войны) и эмпирическим
исследованиям групп, руководили их государством
или претендующих на это. Современные
теории элит разнообразны. Исторически
первой группой теорий, не утративших
современной значимости, являются уже
вкратце рассмотренные концепции макиавеллистской
школы (Моска, Парето, Михельс и др.). Их
объединяют следующие идеи:
1. Особые качества
элиты, связанные с природными
дарованиями и воспитанием и
проявляющиеся в ее
2. Групповая
сплоченность элиты. Это
3. Признание
элитарности любого общества, его
неизбежного разделения на
4. Формирование
и смена элит в ходе борьбы
за власть. Господствующее
5. В общем
конструктивная, руководящая и господствующая
роль элиты в обществе. Она
выполняет необходимую для
Макиавеллистские
теории элит подвергаются критике за преувеличение
значения психологических факторов, антидемократизм
и недооценку способностей и активности
масс, недостаточный учет эволюции общества
и современных реальностей государств
«всеобщего благоденствия», циничное
отношение к борьбе за власть. Такая критика
во многом не лишена оснований.
Ценностные
теории
Преодолеть слабости
макиавеллистов пытаются ценностные теории
элиты Они, как и макиавеллистские
концепции, считают элиту главной конструктивной
силой общества, однако смягчают свою
позицию по отношению к демократии, стремятся
приспособить элитарную теорию к реальной
жизни современных государств. Многообразные
ценностные концепции элит существенно
различаются по степени защиты аристократизма,
отношению к массам, демократии и т.д. Однако
они имеют и ряд следующих общих установок:
1. Принадлежность
к элите определяется
2. Элита относительно
сплочена на здоровой основе
выполняемых ею руководящих
3. Взаимоотношения
между элитой и массой имеют
не столько характер
4. Формирование
элиты — не столько результат
ожесточенной борьбы за власть,
сколько следствие
5. Элитарность
— условие эффективного
Некоторые сторонники
ценностной теории элит пытаются разработать
количественные показатели, характеризующие
ее влияние на общество. Так, Н.А. Бердяев
на основе анализа развития разных
стран и народов вывел «
Ценностные представления
о роли элиты в обществе преобладают
у современных неоконсерваторов, утверждающих,
что элитарность необходима для демократии.
Но сама элита должна служить нравственным
примером для других граждан и внушать
к себе уважение, подтверждаемое на свободных
выборах.
Теории
демократического элитизма
Основные положения
ценностной теории элит лежат в основе
концепций демократического элитизма
(элитарной демократии), получивших широкое
распространение в современном мире. Они
исходят из предложенного Йозефом Шумпетером
понимания демократии как конкуренции
между потенциальными руководителями
за доверие избирателей. Как писал Карл
Мангейм, «демократия влечет за собой
антиэлитистскую тенденцию, но не требует
идти до конца к утопическому уравнению
элиты и масс. Мы понимаем, что демократия
характеризуется не отсутствием страты
элиты, а скорее новым способом рекрутирования
и новым самосознанием элиты».
Сторонники демократического
элитизма, ссылаясь на результаты эмпирических
исследований, утверждают, что реальная
демократия нуждается как в элитах, так
и в массовой политической апатии, поскольку
слишком высокая политическая партиципация
угрожает стабильности демократии. Элиты
необходимы, прежде всего, как гарант высокого
качественного состава руководителей,
избранных населением. Сама социальная
ценность демократии решающим образом
зависит от качества элиты. Руководящий
слой не только обладает необходимыми
для управления свойствами, но служит
защитником демократических ценностей
и способен сдержать часто присущий массам
политический и идеологический иррационализм,
эмоциональную неуравновешенность и радикализм.
В 60-70-е гг. утверждения
о сравнительном демократизме элиты
и авторитаризме масс были в значительной
мере опровергнуты конкретными исследованиями.
Оказалось, что хотя представители элит
обычно превосходят низшие слои общества
в принятии либерально-демократических
ценностей (свободы личности, слова, конкуренции
и т.д.), в политической толерантности,
терпимости к чужому мнению, в осуждении
диктатуры и т.п., но они более консервативны
в признании социально-экономических
прав граждан: на труд, забастовку, организацию
в профсоюз, социальное обеспечение и
т.п. Кроме того, некоторые ученые (П. Бахрах,
Ф. Нашольд) показали возможность повышать
стабильность и эффективность политической
системы с помощью расширения массового
политического участия.
Концепции
плюрализма элит
Установки ценностной
теории о ценностно-рациональном характере
отбора элит в современном демократическом
обществе развивают концепции множественности,
плюрализма элит, являющиеся, пожалуй,
наиболее распространенными в сегодняшней
элитарной мысли. Их нередко называют
функциональными теориями элиты. Они не
отрицают элитарную теорию в целом, хотя
и требуют коренного пересмотра ряда ее
основополагающих, классических установок.
В основе плюралистической концепции
элиты лежат следующие постулаты:
1. Трактовка
политических элит как элит
функциональных. Квалификационная
подготовленность к выполнению
функций управления
2. Отрицание
элиты как единой
3. Деление общества
на элиту и массу относительно,
условно и часто размыто.
4. В современных
демократиях элиты формируются
из наиболее компетентных и
заинтересованных граждан,
5. В демократических
государствах элиты выполняют
важные общественные функции,
связанные с управлением.
Леволиберальные
концепции
Своего рода
идейными антиподом плюралистического
элитизма выступают леволиберальные теории
элиты. Важнейший представитель этого
направления Чарльз Райт Миллс еще в 50-х
гг. пытался доказать, что США управляются
не многими, а одной властвующей элитой.
Леволиберальный элитизм, разделяя некоторые
положения макиавеллистской школы, имеет
и специфические, отличительные черты:
Информация о работе Основные направления современной элитарной теории