Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:39, курсовая работа
Цель исследования: выявление и рассмотрение основных новообразований личности дошкольника.
Задачи:
• Изучить основные новообразования личности детей дошкольного возраста;
• Провести исследования по выявлению основных новообразований личности дошкольника.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НОВООБРАЗОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
1.1 Ощущение, восприятие, память………………………………………………. 6
1.2 Развитие мышления……………………………………………………………. 9
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НОВООБРАЗОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
2.1 Основные новообразования личности дошкольника………………………. 14
2.2 Развитие познавательных процессов дошкольников в различных формах деятельности………………………………………………………………………. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… 25
2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Стерлитамакская государственная педагогическая академия
имени Зайнаб Биишевой»
Институт педагогики и психологии
Кафедра педагогики и психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
ОСНОВНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Выполнил: студент II курса
группы «Z6ПиП – 22»
Степанова Екатерина Алексеевна
Научный руководитель:
Ассистент Аллагунсина Э. Р.
Стерлитамак 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НОВООБРАЗОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
1.1 Ощущение, восприятие, память………………………………………………. 6
1.2 Развитие мышления…………………………………………………………
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НОВООБРАЗОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
2.1 Основные новообразования личности дошкольника………………………. 14
2.2 Развитие познавательных процессов дошкольников в различных формах деятельности………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… 25
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Познавательное развитие - сложный процесс. Оно имеет свои направления, закономерности и особенности. Ребенок по своей природе пытливый и исследователь мира. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии ребенка, приобретает познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.
Дошкольный возраст — период расцвета детской познавательной активности. К 3-4 годам ребенок «освобождается от давления» воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не воспринимают его органы чувств. Дошкольник пытается как-то упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности. Примерно с пяти лет начинается расцвет идей маленьких философов о происхождении луны, солнца, о сходстве разных животных, о нравах растений и пр. Однако в дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира качественно отличается от восприятия взрослого: ребенок в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие. Он думает, например, что луна или солнце следуют за ним во время его прогулок: останавливаются вместе с ним или бегут за ним, когда он убегает. Свое мгновенное восприятие ребенок считает единственно возможным и абсолютно истинным.
Жан Пиаже, наиболее детально исследовавший познавательное развитие ребенка, назвал это явление «реализмом». Именно такой реализм не позволяет рассматривать вещи независимо от субъекта, в их внутренней взаимосвязи. Эту «реалистическую» позицию ребенка по отношению к вещам нужно отличать от объективной. Основное условие объективности заключается в осознании относительности своей позиции, в отношении к своей точки зрения как одной из возможных. Дети до определенного возраста не умеют различать свой субъективный и внешний мир. Ребенок отождествляет свои представления со свойствами внешнего мира. В результате возникает интересный парадокс детской мысли: ребенок находится ближе к непосредственному восприятию вещей, а, следовательно, и к самим вещам, чем взрослые, но в то же время он больше отдален от реальности.
Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Смирнова Е.О. «Детская психология. Учебник для вузов», Игнатьева Т.А. «Развитие ребенка. Психические, физические, интеллектуальные способности», Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте» и других.
Цель исследования: выявление и рассмотрение основных новообразований личности дошкольника.
Объект исследования: новообразования в личности дошкольника.
Предмет исследования: основные новообразования личности дошкольника.
Гипотеза. Выявленные в ходе работы новообразования могут повлиять на развитие личности дошкольника.
Задачи:
Изучить основные новообразования личности детей дошкольного возраста;
Провести исследования по выявлению основных новообразований личности дошкольника.
Методы исследования:
теоретические: анализ научной литературы, периодических изданий, построение гипотез, ранжирование, классификация;
социально-педагогические: беседа, анкета, тест, интервью, рейтинг, независимые характеристики;
эмпирические: наблюдение, эксперимент;
обработка и объяснение собранного материала: статистические, математические методы.
База исследования. Исследования проводились на территории детского сада № 73 по ул. Проспект Октября, 49, в старшей группе №6.
Цели и задачи сформировали структуру курсовой работы. Она сложилась из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава курсовой работы называется «Теоретические основы новообразований в личности дошкольника». Здесь можно ознакомиться с такими познавательными процессами как ощущение, восприятие и память. Так же есть возможность найти некоторую информацию о развитии мышление у детей дошкольного возраста.
Вторая глава звучит как «Практическое исследование основных новообразований личности дошкольника». Здесь была предпринята попытка ознакомиться непосредственно с основными новообразованиями личности дошкольника. Кроме этого можно проследить за развитием познавательных процессов дошкольников в различных формах деятельности.
На основе вышеизложенных двух глав были подведены итоги и сделаны некоторые выводы, которые изложены в последней части курсовой работы «Заключение».
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НОВООБРАЗОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
1.1 Ощущение, восприятие, память
В младшем дошкольном возрасте познавательное развитие продолжается по трем основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающем, возникают новые средства ориентировки, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире.[1]
В возрасте от трех до пяти лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. Ребенок, включаясь в разные виды деятельности (общение, игру, конструирование, рисование и др.), учится более тонко различать отдельные признаки и свойства предметов. Совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов и др. Восприятие постепенно вычленяется из предметного действия и начинает развиваться как самостоятельный, целенаправленный процесс со своими специфическими задачами и способами. От манипуляции с предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз» (движение руки по предмету определяет движение глаз). Зрительное восприятие становится в дошкольном возрасте одним из основных процессов непосредственного познания предметов и явлений. Умение рассматривать предметы формируется в младшем дошкольном возрасте.
Рассматривая новые предметы (растения, камни и т. д.), ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию - сгибает, растягивает, царапает ногтем, подносит к уху, встряхивает, нюхает предмет, но часто еще не может назвать его, обозначить словом. Активная, разнообразная, развернутая ориентировка ребенка по отношению к новому предмету стимулирует появление более точных образов. Действия восприятия развиваются благодаря усвоению системы сенсорных эталонов (цветов спектра, геометрических форм и др.).
Ведущее значение в развитии сенсорных процессов ребенка-дошкольника приобретает речь. Называя признаки предметов, ребенок тем самым выделяет их. Обогащение детской речи словами, обозначающими признаки предметов, отношения между ними, способствует осмысленному восприятию.
Ребенок ориентируется в окружающем не только на основе восприятия. Важную роль в данном процессе начинают играть образы памяти. Память наиболее интенсивно развивается в этом возрасте. Ребенок без особых усилий запоминает множество различных слов и словосочетаний, стихотворений и сказок. Однако в начале дошкольного возраста память имеет непроизвольный характер: ребенок еще не ставит перед собой цели сознательно что-либо запомнить и не использует для этого специальных средств. Материал запоминается в зависимости от деятельности, в которую он включен.[2]
В дошкольном возрасте следует особо выделить несколько видов деятельности, в которых развивается память ребенка - это речевое общение, восприятие литературных произведений и сюжетно-ролевая игра.
В этом возрасте ребенок начинает использовать символические представления предметов и событий. Благодаря этому он становится более свободным и независимым от поля восприятия и непосредственных контактов с окружающими предметами. Маленький ребенок умеет представлять объекты с помощью телесных движений (подражание, отсроченное во времени), ребенок постарше использует образы памяти (когда ищет спрятанный объект, то хорошо знает, что ищет). Однако наиболее высокая форма представления - это символы. С помощью символов можно представить как конкретные, так и абстрактные предметы. Яркий пример символических средств – речь.[3]
Ребенок начинает думать о том, что отсутствует в данный момент перед его глазами, создавать фантастические представления об объектах, которые никогда не встречались в его опыте; у него формируется умение мысленно воспроизводить скрытые части предмета на основе видимых его частей и оперировать образами этих скрытых частей.
Символическая функция (качественно новое достижение в умственном развитии ребенка младшего дошкольного возраста) знаменует собой зарождение внутреннего плана мышления, который в этом возрасте еще нуждается во внешних опорах - игровые, изобразительные и другие символы.
1.2 Развитие мышления
Мышление младшего дошкольника отличается качественным своеобразием. Ребенок - реалист, для него реально все, что существует. Поэтому ему трудно различать сновидения, фантазии и реальность. Он эгоцентрист, так как еще не умеет видеть ситуацию глазами другого, а всегда оценивает ее своей точки зрения. Ему свойственны анимистические представления: все окружающие предметы способны думать и чувствовать, как и он сам. Именно поэтому ребенок укладывает спать куклу и кормит ее. Рассматривая объекты, как правило, выделяет один, наиболее яркий признак предмета и, ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, однако он еще не умеет прослеживать процесс достижения этого результата. Он думает о том, что есть сейчас, или о том, что будет после этого момента, но еще не способен понять, как было достигнуто то, что он видит. В этом возрасте дети еще с трудом соотносят цель и те условия, в которых она дана. Они легко теряют основную цель.[4]
Способность к целеполаганию находится еще в стадии своего становления: дети испытывают значительные трудности при необходимости самостоятельно ставить новые цели. Они легко прогнозируют ход лишь тех событий, которые неоднократно наблюдали. Младшие дошкольники способны предвидеть изменения тех или иных явлений лишь по одному параметру, что значительно снижает общий эффект прогнозирования. Детей этого возраста отличает резко возросшая любознательность, наличие многочисленных вопросов типа «почему?», «зачем?». Их начинают интересовать причины разных явлений.
В младшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться представления о пространстве, времени, числе. В силу особенностей мышления ребенка его представления также своеобразны и качественно отличны от представлений более старших детей.
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.
Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Благодаря различным видам изобразительной деятельности и конструированию, ребенок отделяет свойства предмета от него самого. Свойства или признаки предмета становятся для ребенка объектом специального рассмотрения. Названные словом, они превращаются в категории познавательной деятельности, и у ребенка-дошкольника возникают категории величины, формы, цвета, пространственных отношений. Таким образом, ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется.
Благодаря различным видам деятельности, и прежде всего игре, память ребенка становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного. Перестраивается воображение: из репродуктивного, воспроизводящего, оно становится предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь.[5]
Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно. Продолжают развиваться специальные способы ориентации, такие, как экспериментирование с новым материалом и моделирование.
Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим преобразованием предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значим для развития творчества дошкольника сам процесс поисковых преобразований.
Информация о работе Основные новообразования личности дошкольника