Основные новообразования личности дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:39, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявление и рассмотрение основных новообразований личности дошкольника.
Задачи:
• Изучить основные новообразования личности детей дошкольного возраста;
• Провести исследования по выявлению основных новообразований личности дошкольника.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НОВООБРАЗОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
1.1 Ощущение, восприятие, память………………………………………………. 6
1.2 Развитие мышления……………………………………………………………. 9
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НОВООБРАЗОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
2.1 Основные новообразования личности дошкольника………………………. 14
2.2 Развитие познавательных процессов дошкольников в различных формах деятельности………………………………………………………………………. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… 25

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)


2.2 Развитие познавательных процессов дошкольников в различных формах деятельности

 

Помимо сюжетно-ролевой игры, которая является главной и ведущей деятельностью дошкольника, существуют другие виды игр, среди которых обычно выделяют «режиссерские игры», «игры-драматизации» и «игры с правилами» (подвижные и настольные).

Режиссерская игра очень близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что ребенок действует не с другими людьми (взрослыми или сверстниками), а с игрушками, изображающими различные персонажи. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий действиями своих «актеров». Поэтому такая игра и получила название режиссерской.

В отличие от этого, в игре-драматизации актерами являются сами дети, которые берут на себя роли каких-либо литературных или театральных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, фильмов или спектаклей.

Игры с правилами не предполагают какой-либо определенной роли. Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры определяются здесь правилами, которые должны выполняться всеми. Типичными примерами подвижных игр с правилами являются хорошо всем известные прятки, салочки, классики, скакалки и пр. Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно имеют соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила. Поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют сто. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных способностей ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников.

Но игра — не единственная деятельность в дошкольном возрасте. В этот период возникают различные формы продуктивной деятельности детей. Ребенок рисует, лепит, строит из кубиков, вырезает. Общим для всех этих видов деятельности является создание того или иного результата, продукта — рисунка, постройки, аппликации. Каждый из этих видов деятельности требует овладения особыми способом действий, особыми умениями, и главное — представления о том, что ты хочешь сделать.[12]

Особое внимание психологов и педагогов привлекает детский рисунок.

Изобразительная деятельность взрослых и детей существенно различается. Если для взрослого главное — получить результат, то есть изобразить что-то, то для ребенка результат имеет второстепенное значение, а на первый план выступает сам процесс создания рисунка. Дети рисуют с большим увлечением, много говорят и жестикулируют, но часто выбрасывают свои рисунки, как только они окончены. Кроме того, дети не запоминают, что именно они рисовали.

Еще одно важное отличие детских рисунков заключается в том, что они отражают не только зрительное восприятие, а весь сенсорный (главным образом двигательно-осязательный) опыт ребенка и его представления о предмете. Поэтому одежда изображенного человека может быть «прозрачной», потому что ребенок знает, что под ней находятся руки и ноги, а некоторые части тела, которые кажутся неважными (уши, волосы, пальцы и даже туловище), могут совсем отсутствовать. Младшие дошкольники рисуют человека в виде «головонога», у которого руки и ноги растут прямо из головы. Это значит, что в образе взрослого для него главное — лицо и конечности, а все остальное особого значения не имеет.

Другой формой продуктивной деятельности дошкольника является конструирование — целенаправленный процесс создания определенного результата. В дошкольном возрасте это обычно постройки из кубиков или разного рода конструкторов. Конструктивная деятельность требует своих способов и приемов, то есть особых операционально-технических средств. В процессе конструирования ребенок учится соотносить размер и форму различных деталей, выясняет их конструктивные свойства.

Выделяют следующие три вида конструктивной деятельности ребенка.

Первый и наиболее элементарный — это конструирование по образцу. Ребенку показывают образец будущей постройки или показывают, как нужно строить, и просят воспроизвести заданный образец. Такая деятельность не требует особого умственного и творческого напряжения, но требует внимания, сосредоточенности, и главное — принятия самой задачи «действовать по образцу».

Второй тип — конструирование по условиям. В этом случае ребенок начинает строить свою конструкцию не на основе образца, а на основе условий, которые выдвинуты задачами игры или взрослым. Например, ребенку нужно построить и обнести забором два домика — для гусей и для лисы. При выполнении этой задачи ему нужно соблюдать по меньшей мере два условия: во-первых, домик лисы должен быть больше, а во-вторых, домик гусей должен быть обнесен высоким забором, чтобы лиса в него не проникла.

Третий тип конструктивной деятельности — конструирование по замыслу. Здесь ничто не ограничивает фантазии ребенка и самого строительного материала. Этого типа конструирования обычно требует игра: здесь можно сооружать не только из специального строительного материала, но и из любых окружающий предметов: мебели, палок, зонтов, кусков ткани и пр.

Все эти типы конструирования — не этапы, последовательно сменяющие друг друга. Они сосуществуют и перемежают друг друга в зависимости от задачи и ситуации. Но каждый из них развивает определенные способности.[13]

Помимо игровой и продуктивной деятельности, в дошкольном детстве появляются отдельные предпосылки учебной деятельности ребенка. И хотя в своем развитом виде эта деятельность складывается лишь за пределами дошкольного возраста, отдельные ее элементы возникают уже сейчас. В отличие от продуктивной, учебная деятельность направлена не на получение внешнего результата, а на целенаправленное изменение самого себя — на приобретение новых знаний и способов действия. По мнению Л. С. Выготского, программа обучения дошкольников должна удовлетворять двум основным требованиям:

1) приближать ребенка к школьному обучению, расширяя его кругозор и подготавливая к предметному обучению;

2) быть программой самого ребенка, то есть отвечать его актуальным интересам и потребностям.[14]

В дошкольном возрасте становится возможным (и широко практикуется в нашей стране) целенаправленное обучение детей на занятиях. Но оно является эффективным лишь в том случае, если отвечает интересам и потребностям самих детей. Одним из наиболее распространенных методов включения учебного материала в интересы детей является использование игры (в частности дидактической) как средства обучения дошкольников.

Соотношение игровой и учебной деятельности детей — большая самостоятельная проблема дошкольной педагогики, которой посвящено немало исследований.

Таким образом, можно видеть, что в дошкольном возрасте появляются новые виды деятельности ребенка. Однако ведущей и наиболее специфичной для этого периода является сюжетно-ролевая игра, в которой зарождаются и первоначально развиваются все другие формы деятельности дошкольника.

Из вышеизложенного можно сделать некоторые выводы.

В качестве центральных новообразований дошкольного возраста можно выделить:

1.   позиционные ролевые действия (функция осознания, функция отношения;

2.   позиционные умственные действия (тенденция к обобщению, установлению связей: функция понимания, функция рефлексии.

Центральное личностное новообразование  дошкольного возраста –  соподчинение мотивов и развитие самосознания. В процессе психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием  внутренней позиции .

Внутренняя позиция ребенка проявляется через:

1.   эмоционально окрашенные образы;

2.   ситуативные ориентировки на усвоенные нормативы;

3.   волю, выражаемую в упорстве;

4.   другие частные психические достижения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В дошкольном детстве складываются важнейшие психические новообразования. В структуре психических функций центральное место начинает занимать память. Расширяются познавательные интересы ребенка и складывается абрис детского мировоззрения. Развивается произвольное поведение и личное самосознание ребенка.

Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника, поскольку в ней складываются главные психические новообразования этого возраста. В традициях культурно-исторического подхода, который наиболее успешно разрабатывался Д. Б. Элькониным, игра рассматривается как специфический способ освоения социальной действительности. Ролевая игра имеет социальный характер — как по своему происхождению, так и по содержанию. Основной единицей игры является роль, которая реализуется в игровых действиях. Необходимо различать сюжет и содержание игры. Сюжет — это область действительности, которая воссоздается в ролевой игре. Содержанием игры является то, что ребенок выделяет и воспроизводит как основной момент деятельности взрослых.

Содержание ролевой игры меняется с возрастом детей: для младших дошкольников основным содержанием игры являются предметные действия людей, в среднем дошкольном возрасте на первый план выступают отношения между людьми, в старшем — выполнение правил, регулирующих поведение и отношения людей.

Помимо сюжетно-ролевой, среди игр дошкольников выделяются режиссерская, игра-драматизация, игра с правилами, дидактическая игра. В дошкольном возрасте появляются продуктивные формы деятельности — рисование, лепка, аппликация и конструирование. В дошкольном возрасте возникают элементы учебной деятельности. Но основным и ведущим видом деятельности в этот период является сюжетно-ролевая игра.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.   Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.   Божович. – СПб., Питер, 2008.-86с.

2.   Игнатьева, Т.А. Развитие ребенка. Психические, физические, интеллектуальные способности / Т.А. Игнатьева.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.-23с.

3.   Баданина, Л.П. Психология познавательных процессов / Л.П. Баданина.– М.: Флинта, МПСИ, 2008.-248с.

4.   Смирнова, Е.О. Детская психология. Учебник для вузов / Е.О. Смирнова.  – М.: Владос, 2008.-93с.

5.   Ольшанская, Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания / Ольшанская, Е.В.  – М.: Первое сентября, 2009.-156с.

6.   Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. / С.А. Козлова., Т.А. Куликова   - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 158с.

7.   Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Семенюк, Л.М. Под ред. Фельдштейна, Д.И. / Л.М. Семенюк, Д.И. Фельдштейн  — М.: Институт практической психологии, 1996.

Периодические издания:

8.   Кузьмин, В. И.  Журнал «Дошкольное воспитание» / В. И. Кузьмин // Журнал «Дошкольное воспитание». – 2010г. – №6. – 83с.

9.   Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2010.

10.       Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование, 2007

11.       Сапогова Е.Е. Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6 — 7 лет, 2005.

12.       Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность, 2005

13.       Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя, 2005

14.       Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. От рождения до школы. – СПБ.: Питер, 2009.

 



[1] Баданина Л.П. Психология познавательных процессов. – М.: Флинта, МПСИ, 2008., стр. 85

2.    [2]Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2010., стр. 93

3.    [3]Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания. – М.: Первое сентября, 2009., стр. 122

 

[4] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб., Питер, 2008., стр.112

[5] Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник для вузов. – М.: Владос, 2008., стр. 137

[6] Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания. – М.: Первое сентября, 2009., стр. 127

[7] Баданина Л.П. Психология познавательных процессов. – М.: Флинта, МПСИ, 2008., стр. 97

[8] Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование, 2007. С. 95.

[9] Сапогова Е.Е. Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6 — 7 лет, 2005. С. 181.

[10] Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность, 2005. С. 73.

[11] Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя, 2005. С. 132.

[12] Игнатьева Т.А. Развитие ребенка. Психические, физические, интеллектуальные способности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005., стр. 131

[13] Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. От рождения до школы. – СПБ.: Питер, 2009., стр. 116

[14] Игнатьева Т.А. Развитие ребенка. Психические, физические, интеллектуальные способности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005., стр. 142


Информация о работе Основные новообразования личности дошкольника