Основные отрасли психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:52, реферат

Описание

Современная психология представляет собой широко развёрнутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Разные авторы выделяют от пятидесяти до ста относительно самостоятельных направлений и отраслей. В данной работе рассматриваются основные отрасли психологии, которые включают психологию труда, педагогическую психологию, юридическую психологию, психологию спорта, возрастную психологию, специальную психологию, сравнительную психологию, социальную психологию, общую психологию, житейскую психологию, научную психологию и практическую психологию.

Содержание

1. Психология труда…………………………………….………………….3
2. Педагогическая психология…………………………………….……....6
3. Юридическая психология……………………………...………………...8
4. Психология спорта……………………………………………………….10
5. Возрастная психология ………………………………………………..12
6. Специальная психология ………………..................................................14
7. Сравнительная психология …………………………………………....15
8. Социальная психология …………………………………………….....15
9. Общая психология …………………………………………………….18
10. Житейская, научная и практическая психология …………………..18
Литература………………………………………………………………..20
Словари………………………………………….………………………..20

Работа состоит из  1 файл

Основные отрасли психологии.docx

— 67.16 Кб (Скачать документ)

                                          

  Южный Федеральный  университет

 
 
 

дисциплина: Введение в профессию

РЕФЕРАТ

Основные  отрасли психологии

                                                                                      

                                                                               

                                                                                Красуля А.А.

                                                                                1 курс ОЗО

                                                                       

                       

г. Ростов-на-Дону

2011

     СОДЕРЖАНИЕ 

    1. Психология труда…………………………………….………………….3

    2. Педагогическая психология…………………………………….……....6

    3. Юридическая психология……………………………...………………...8

    4. Психология спорта……………………………………………………….10

    5. Возрастная психология ………………………………………………..12

    6. Специальная психология ………………..................................................14

    7. Сравнительная психология …………………………………………....15

    8. Социальная психология …………………………………………….....15

    9. Общая психология …………………………………………………….18

    10. Житейская, научная и практическая психология …………………..18

    Литература………………………………………………………………..20

    Словари………………………………………….………………………..20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Современная психология представляет собой широко развёрнутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Разные авторы выделяют от пятидесяти до ста относительно самостоятельных направлений и отраслей. В данной работе рассматриваются основные отрасли психологии, которые включают психологию труда, педагогическую психологию, юридическую психологию, психологию спорта, возрастную психологию, специальную психологию, сравнительную психологию, социальную психологию, общую психологию, житейскую психологию, научную психологию и практическую психологию. Каждая отдельная отрасль психологии включает подотрасли, которые так же рассматриваются.

       Психология  труда или трудовой деятельности – отрасль психологической науки, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда [Дружинин, 2000: 389]. Целью и предметом психологии труда являются знания психологических закономерностей трудовой деятельности, возможностей и ограничений человека в реализации трудовых задач, законов взаимной адаптации человека и орудий труда. Говоря обобщённо психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Психология труда изучает и разрабатывает практические рекомендации по следующим проблемам: 1) психологические особенности конкретных видов профессиональной деятельности (её средств, содержания, условий и организации, анализ ошибок, классификация профессий и т.д.); 2) влияние индивидуально-психологических особенностей человека на эффективность, надёжность, безопасность труда; 3) психологические закономерности формирования профессиональной пригодности человека (профориентация, профотбор, профподготовка, адаптация к труду); 4) функциональные состояния субъекта труда (утомление, эмоциональное напряжение, стресс, монотония и др.) и методы их диагностики, профилактики и коррекции; 5) психологические закономерности взаимодействия человека и техники; 6) инженерно-психологическое обеспечение (проектирование, оценка) процесса создания и эксплуатации новой техники и т. д.

       Психологией труда занимается исследованием  фундаментальных явлений психики человека (формирование субъекта труда, механизмы регуляции состояний, роль личностных особенностей в трудовом поведении, формирование профессиональных способностей и т. д.).

       Психология  труда включает в себя подотрасли. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализируют психологические особенности деятельности лётчика, космонавта. Космическая психология - раздел психологии, изучающий воздействие специфических условий и факторов космического полёта на психологические аспекты деятельности космонавтов. Основное содержание Космическая психология составляют экспериментально-психологические исследования, связанные с отбором и подготовкой космонавтов, повышением эффективности их деятельности. Космическая психология вырабатывает рекомендации по оптимальным режимам физического и умственного труда, а также отдыха космонавтов. Она тесно связана с инженерной психологией. Деятельность космонавта обладает рядом особенностей: практической непрерывностью; жестко регламентированным порядком работы; строгим ограничением времени, отводимого на рабочие операции; опосредствованным характером оценки полезных результатов работы (определяемым «включением» автоматических устройств и приборов в интеллектуальные и исполнительные процессы); факторами, обусловленными специфическим воздействием космического полёта (невесомость, перегрузки и др.); фактором «новизны», связанным с большой эмоциональной нагрузкой, нервным и умственным напряжением. Эти и некоторые др. факторы космического полёта приводят к появлению новых взаимоотношений между сигнальной (воспринимаемой) информацией и оперативной деятельностью, что ведёт к возникновению состояний напряжения, преодоление которых требует значительной психической и мышечно-тоничной адаптации. Таковы, например, нарушения спонтанной деятельности анализаторов в условиях невесомости, вызывающие у отдельных лиц пространственную дезориентацию вплоть до полного нарушения правильного восприятия внешнего мира и т. н. «схемы тела» - отражения в сознании свойств и способов функционирования как отдельных частей и органов тела, так и всего тела. Опыт показывает, что только специальными методами тренировки можно выработать и закрепить новую функциональную схему анализаторов, при которой достигается адаптация к условиям космического полёта. Космическая психология изучает также факторы, вызывающие психологический стресс (напряжённость): ограничение объёма помещения и связанную с ним гиподинамию, ограничение сенсорной (сигнальной) информации, монотонность и др. Космическая психология разрабатывает специальные экспериментально-психологические методики, направленные на обнаружение и мобилизацию функциональных возможностей организма и адаптацию к разнообразным факторам космического полёта. При отборе космонавтов немалое значение отводится психическому симптомокомплексу, выражаемому обычно понятиями мнительности, внушаемости; так, в систему психологической подготовки космонавтов входят мероприятия, направленные на преодоление или ослабление состояния тревожного ожидания, неуверенности, беспокойства за благополучный исход. Особое значение в Космической психологии приобретают вопросы взаимодействия космонавтов, коллективной организации их труда и отдыха, проблемы прогноза эффективности деятельности экипажа, а также проблемы взаимоотношений и общения членов коллектива, психологической совместимости, формирования группового настроения и т. п. Быстрое развитие  космическая психология содействует прикладным исследованиям во многих др. отраслях психологии, в частности исследованиям мобилизации психо-физиологических возможностей человека-оператора, условия профессиональной деятельности которого во многих случаях приближаются к условиям космического полёта. Производственная психология  анализирует психологические особенности  деятельности людей, работающих на производстве, и изучает проблему производственной адаптации работников. Организационная психология рассматривает применение психологических теорий и исследовательских методик к проблемам организации, управления и бизнеса. Затрагивает вопросы подбора персонала, мотивации, обучения и развития сотрудников, организационного поведения и т. д. 

       2. Педагогическая психология. 

       Педагогическая  психология, отрасль психологии, изучающая  психические явления, возникающие  в условиях целенаправленного педагогического  процесса; разрабатывает психологические  основы обучения и воспитания. Наиболее типичным методом исследования для педагогической психологии является метод "преобразующего эксперимента" (обучающего или воспитывающего), то есть изучение тех изменений, которые происходят в психике ребёнка (подростка, юноши) в течение и в результате экспериментально организованного педагогического процесса. Такого рода исследование имеет целью выделить из многих факторов, одновременно воздействующих на подрастающего человека в реальном процессе воспитания и обучения, те, которые оказали решающее влияние на ход формирования изучаемых сторон личности. Педагогическая психология включает отдельные  подотрасли.  Психологию воспитания разрабатывает психологические основы формирования личности (мировоззрение, направленность и устойчивость личности, нравственно-психологические качества, чувства и привычки) и индивидуальный подход к детям и молодёжи (знание внутреннего мира, развитие индивидуальных способностей); устанавливает психологические предпосылки педагогической организации детского, молодёжного коллективов и т. д. Также она анализирует проблему соотношения сознания и поведения, выясняет условия, обеспечивающие их единство). Психология обучения исследует процессы усвоения учащимися знаний, умений и навыков в учебной и трудовой деятельности, изучает роль практической деятельности как источника знаний и исследует условия их применения, влияние обучения на развитие мышления ребёнка, а также условия перехода знаний в убеждения и формирование научного мировоззрения. Медицинская психология, раздел психологии, изучающий роль психики в возникновении, проявлениях и течении болезней человека и восстановлении его здоровья. Она также изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Особое внимание медицинская психология уделяет анамнезу - анализу прошлых переживаний пациента от младенчества до момента заболевания. Болезненный характер переживания, неразрешимость патогенной обстановки, длительность психотравмирующего стресса — все эти факторы могут быть поняты и объяснены только с учётом индивидуальных особенностей личности и характера больного. Нейропсихология занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций. Специалисты по нейропсихологии исследуют нейронные процессы в головном мозге человека, которые лежат в основе восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания, эмоций. Психофармакология подотрасль педагогической психологии, занимающаяся созданием и изучением механизмов действия и клинической эффективности психотропных средств на центральную нервную систему, психические состояния и деятельность, и применяющая психотропные средства для лечения нервно-психических заболеваний. Теоретическая психофармакология развивается на основе достижений и с использованием методов фармакологии, биохимии, нейрофизиологии и др. дисциплин. В современной психофармакологии намечается обособление таких разделов, как психофармакокинетика, психофармакогенетика и др. Особое значение психофармакология имеет для психиатрии, в рамках которой развивается клиническая психофармакология, или психофармакотерапия, разрабатывающая методы лекарственного лечения психических болезней. Психогигиена разрабатывает мероприятия, направленные на сохранение, поддержание и укрепление нервно-психического здоровья людей. Психогигиена тесно связана с психопрофилактикой, направленной на устранение факторов, вредно отражающихся на психике человека, и использования факторов, положительно на неё влияющих. Различают первичную, вторичную и третичную психопрофилактику. Первичная психопрофилактика включает охрану здоровья будущих поколений, изучение и прогнозирование возможных наследственных заболеваний, гигиену брака и зачатия, охрану матери от возможных вредных влияний на плод и организацию родовспоможения, раннее выявление пороков развития у новорождённых, своевременное применение методов лечебно-педагогической коррекции на всех этапах развития. Вторичная психопрофилактика это система мероприятий, направленных на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания. Третичная психопрофилактика — система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инвалидности при хронических заболеваниях. В этом большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, применение лечебной и педагогической коррекции и систематическое использование мер реадаптации. 
 
 
 

       3. Юридическая психология. 

       Юридическая психология — раздел психологии, предметом  которого являются психологические  особенности деятельности, связанной  с правом: отправлением правосудия (поведение участников уголовного процесса), правомерным и неправомерным поведением (формирование личности преступника и особенности преступного поведения), работой сотрудников правоохранительных органов и других юридических служб. Юридическая психология осуществляет научный синтез психологических и юридических знаний, раскрывает психолого-юридическую сущность базовых правовых категорий, обеспечивает глубокое понимание юристами объекта своей деятельности — поведения человека, раскрывает особенности психической деятельности различных субъектов правоотношений, их психические состояния в различных ситуациях правоприменения и правоохранения и вырабатывает рекомендации по усовершенствованию правового регулирования жизни общества. Юридическая психология имеет отдельные подотрасли. Судебная психология представляет собой раздел юридической психологии, в котором изучаются психологические проблемы, связанные с судопроизводством. В рамках судебной психологии разрабатываются проблемы судебно-психологической экспертизы, среди которых можно выделить: юридически значимые эмоциональные состояния как предмет экспертного исследования, юридическая (психологическая) составляющая вменяемости, психологические аспекты исследования беспомощного состояния потерпевших от сексуальных насильственных действий, юридически значимые психические явления как предмет экспертного психологического исследования, сравнительный анализ категорий «аффект» и «сильное душевное волнение» (широта и возможности исследования), правовые основания деятельности эксперта-психолога, алгоритм судебно-психологического экспертного исследования, методическое обеспечение деятельности психолога-эксперта, психологические аспекты возрастной вменяемости, категория «моральный ущерб» с позиции судебной психологии, возможности применения психологических знаний в комплексных и однородных судебных экспертизах.  Криминальная психология  - отрасль юридической психологии, изучающая формирование противоправной деятельности и возможности ее предупреждения. Среди основных факторов, способствующих формированию противоправной деятельности выделяют: отклонения характера, отрицательное влияние социального окружения, педагогическая запущенность. Криминальную  психологию  можно определить как психологию борьбы с преступностью. Она рассматривает преступление как проявление психической конституции личности. Она устанавливает и исследует различные типы преступников, а также признаки и приемы их распознавания. Она устанавливает те типы психологического воздействия, которым, для целей уголовной юстиции, должны подвергаться носители разных криминальных типов. Говоря вообще, она изучает все те психические состояния личности, которые оказывают то или иное влияние на уголовную ответственность. Исправительно-трудовая психология, ещё один раздел юридической психологии, исследует психологические стороны перевоспитания лиц, совершивших преступление, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в обычной социальной среде, динамику личности осуждённого, факторы, влияющие на его перевоспитание, структуру коллектива осуждённых, а также разрабатывает практические рекомендации по перевоспитанию и ресоциализации осуждённых. Исправительно-трудовая психология тесно связана с исправительно-трудовым правом, психологией труда, педагогикой и социальной психологией. Психология суда присяжных заседателей является формой участия представителей гражданского общества в отправлении правосудия, а также одним из основных средств преобразования уголовного правосудия в целом. Участие представителей народа в отправлении правосудия - это форма реализации суверенитета народа в осуществлении важнейшего вида государственной власти. Поэтому привлечение граждан к отправлению правосудия всегда рассматривалось как черта, присущая демократическому государству. Специфичны отбор и формирование коллегии присяжных заседателей. В США в настоящее время распространен научный отбор, когда стороны до суда с помощью специалистов-психологов и социологов подбирают присяжных из существующих списков по характеристикам, определяемым самими сторонами в каждом конкретном случае. В судебной стадии уже самими юристами — представителями сторон и председательствующим — проводится окончательный отбор присяжных. В Российской Федерации порядок отбора присяжных проводится на основе случайной выборки по спискам избирателей (социологический метод). Ряд категорий граждан, как правило, исключается либо до суда по письменному заявлению, либо в суде по личной просьбе, требованию сторон или мнению председательствующего. 

       4.Психология  спорта. 

       Психология  спорта, отрасль психологии, изучающая  и разрабатывающая психологические  основы физического воспитания и  спортивного мастерства. Психологическая подготовка спортсмена наряду с его физической, технической и тактической подготовкой во многом определяют успех его выступления на соревнованиях. В связи с этим возникают задачи изучения особенностей спорта по сравнению с другими видами деятельности, выделения основных психологических функций и качеств личности, которые играют решающую роль в различных видах спорта, а также выяснения психологической структуры знаний, которые должны быть усвоены в ходе обучения и тренировки. Психология спорта изучает психологические закономерности формирования у спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, разрабатывает  психологически обоснованные комплексные методы тренировки и подготовки к соревнованиям. Для достижения этих целей психология спорта решает большое количество задач, таких как изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсменов, психологический анализ соревнований (общий и конкретный по отдельным видам спорта), определение совокупности моральных, волевых и других психологических качеств, необходимых спортсменам для успешного выступления на соревнованиях, разработка психологических условий для повышения эффективности спортивных тренировок и т. д. Психология спорта призвана раскрыть механизмы и закономерности совершенствования спортивного мастерства, пути формирования специальных знаний, умений и навыков, а также условия, обеспечивающие успешность коллективных действий спортсменов. Психология спорта имеет отдельные подотрасли. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий. Психология торговли изучает коммерческое поведение человека в отношении продавец-покупатель. Политическая психология - подотрасль психологии, изучающая психологические компоненты политической жизни и деятельности людей. Экономическая психология - подотрасль психологии, предметом которой является отражение хозяйственных отношений в сознании и поведении человека. Это психология хозяйствующего субъекта. Им может быть один человек, семья, организация, государство или нация, т.е. объект исследования экономической психологии может быть представлен на разных уровнях - микро-, мезо- и макроэкономическом. Экономическая психология почти не имеет своих специфических методов. Ею используются как методы других отраслей психологии, так и чисто экономические методы, например метод логико-теоретического анализа или метод экономического моделирования. Наибольшее распространение получили принятые в социальной психологии опросные методики, реже используется эксперимент. 

Информация о работе Основные отрасли психологии