Основные отрасли психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:52, реферат

Описание

Современная психология представляет собой широко развёрнутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Разные авторы выделяют от пятидесяти до ста относительно самостоятельных направлений и отраслей. В данной работе рассматриваются основные отрасли психологии, которые включают психологию труда, педагогическую психологию, юридическую психологию, психологию спорта, возрастную психологию, специальную психологию, сравнительную психологию, социальную психологию, общую психологию, житейскую психологию, научную психологию и практическую психологию.

Содержание

1. Психология труда…………………………………….………………….3
2. Педагогическая психология…………………………………….……....6
3. Юридическая психология……………………………...………………...8
4. Психология спорта……………………………………………………….10
5. Возрастная психология ………………………………………………..12
6. Специальная психология ………………..................................................14
7. Сравнительная психология …………………………………………....15
8. Социальная психология …………………………………………….....15
9. Общая психология …………………………………………………….18
10. Житейская, научная и практическая психология …………………..18
Литература………………………………………………………………..20
Словари………………………………………….………………………..20

Работа состоит из  1 файл

Основные отрасли психологии.docx

— 67.16 Кб (Скачать документ)

       5.Возрастная  психология. 

       Возрастная  психология – это одна из областей психологии. Предметами возрастной психологии являются изучение и формирование представлений  о психическом развитии детей  каждого возрастного этапа и  переходе из одного возраста в другой. Составляются психологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей. Каждая возрастная стадия имеет  свои неповторимые характеристики и внутренние условия развития. Возрастная психология занимается изучением динамики процессов психики. Для возрастной психологии интересно понятие «возраст», которое Л. С. Выготский описал как некий цикл в развитии человека, который имеет собственную структуру и динамику. В процессе каждого цикла развития происходят психологические и физиологические изменения, которые не зависят от индивидуальных отличий и присущи всем людям (учитывая норму их развития). Разделами возрастной психологии являются следующие: 1) детская психология – отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности. Она занимается исследованием деятельности детей, особенностей этого процесса. Сюда входят детские игры, овладение трудовыми навыками, особенности обучения;2)Психология подросткового возраста занимается изучением развития психики подростка, исследованием изменений, происходящих в подрастающем поколении. 3) психология юности – отрасль психологической науки, занимающаяся изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, исследованием жизненных позиций детей, их стремлений к самоопределению;4) психология молодости - молодость человека начинается в юности (в некоторых периодизациях эта ступень называется поздней юностью - от 18 до 25 лет). Этот возраст характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности, стабилизируются все психические процессы, человек приобретает устойчивый характер. В молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, мышлению, формулированию гипотез, максимально работоспособен, поэтому прогресс в различных областях научного знания во многом связан с деятельностью молодежи.5) психология зрелого возраста (акмеология) изучает закономерности механизмов развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, т. е. данный раздел возрастной психологии занимается изучением особенностей личности, характерных для данного периода, а также исследованием кризисов зрелого возраста;

6) геронтопсихология – отрасль психологической науки, изучающая психические явления и процессы, связанные со старением организма, выявляющая инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости, исследующая условия личностной сохранности пожилых людей, психологическую помощь. Понятие «возраст» разделяют на психологический и хронологический. Хронологическим называют паспортный возраст, т. е. зафиксированную дату рождения. Он является неким фоном для процессов психического развития и становления человека как личности. Психологический же возраст не связан с датой рождения, его не определяет количество психологических процессов. Он зависит от внутреннего содержания, от того, какие чувства, стремления, желания испытывает человек. 

Возрастные  периоды Мужской пол Женский пол
Новорождённые 1-10 дней
Грудной ребёнок 10 дней  – 1 год
Раннее  детство 1-2 года
Первый  период детства 3-7 лет
Второй  период детства 8-12 лет 8-11 лет
Подростковый  возраст 13-16 лет 12-15 лет
Юношеский возраст 17 лет-21год 16-20 лет
Средний возраст:    
первый  период 22-35 лет 21-35 лет
Второй  период 36-60 лет 36-55 лет
Пожилые люди 61-75 лет 56-75 лет
Старческий  возраст 76-90 лет
Долгожители Старше 90 лет
 
 
 
 

                                        6.Специальная психология. 

       Специальная психология изучает психологические проблемы, связанные с отклонениями от нормального развития. Психология аномального развития включает в себя несколько разделов. Патопсихология изучает расстройства психических процессов (например, при психических болезнях) и состояний психологическими методами, осуществляя анализ патологических изменений на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме. Сурдопсихология — раздел психологии, изучающий закономерности развития психической деятельности людей с нарушениями слуха. Тифлопсихология - отрасль психологии, изучающая закономерности развития психической деятельности - индивида с полностью или частично нарушенным зрением. При таких нарушениях страдает не только ориентировка в пространстве, но и, в силу замедленности и неполноты формирования сенсорного опыта, нарушается развитие наглядно образного мышления. Основной задачей тифлопсихологии является компенсация отсутствующего зрения за счет усиления работы других анализаторов - (слуха, осязания), а также формирование "чувства препятствия ". Для построения адекватных образов предметов могут подключаться процессы воображения, при этом формирование логической памяти обычно опережает развитие образной.

Олигофрено-психология изучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга.  

       7. Сравнительная психология.  

       Сравнительная психология — отрасль психологической науки, изучающая сходство и различие между психикой животного и человека. Сравнивает психические процессы животных и человека в онтогенезе и филогенезе, обнаруживает качественные различия, обусловленные социально-историческими факторами, развитием трудовой деятельности, общественной жизни, речи и сознания человека. Зоопсихология изучает психику животных, врожденные и приобретенные формы их поведения. Этология - научная дисциплина, изучающая поведение животных с общебиологических позиций и исследующая четыре его основных аспекта: механизмы; биологические функции; онтогенез; эволюцию. 

       8.Социальная психология. 

       Психология  социальная - наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения  в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Психология больших групп. Существует два вида общностей людей, которые определяют специфические социально-психологические особенности групп.1. Основанием служат объективные социальные связи. Класс, как большую группу, характеризует место, которое он занимает в системе объективных социально-экономических отношений, положение, детерминированное общественным разделение труда. Основание для выделения нации как общности служит определенная система объективных социальных связей. Для половозрастных общностей существуют реальные половые, демографические характеристики. Принадлежность людей к этим группам не зависит от их воли и сознания, она определена объективно.2. К другому типу общностей относятся группы, принадлежность к которым является результатом сознательного стремления людей к объединению на основе общих целей и ценностей. Примером таких общностей являются ассоциации, партии, конфессиональные группы, общественные движения.

       В первом случае явления, состояния, возникающие  в общности (психология класса), отражают объективные связи и отношения, оказываются вторичными по отношению к этим объективным процессам. Во втором случае психологические явления в группе составляют ее основу. В данном случае психологическая общность – первичное основание.

       Элементы  общественной психологии: 

       Когнитивная сфера – относятся коллективные представления социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание, менталитет. Когнитивные процессы в больших общностях являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества. Когнитивные структуры – основа обыденной психологии. Высший их уровень – сознание общности, которое в форме идей, теорий составляет идеологию отдельных общностей, идеологию общества в целом. Мотивационно-потребностная сфера представляется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, ценностями, интересами, целями, установками, идеалами. Групповые потребности: - потребности группы как данной системы, нуждающихся в определенных условиях своего функционирования; - потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т.е. типичные для группы потребности.Специфическое место в побудительной сфере имеют общественные интересы. В них отражаются потребности общества в целом, отдельных социальных групп.В мотивационной сфере существенное место занимают жизненные ориентации. Они представляют собой систему предпочтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном избирательном поведении, выборе мотивации в альтернативных условиях. В них выражаются цели деятельности групп, личностей, отношение к будущему.Аффективная сфера психологии больших групп включает чувства, эмоции и настроения. Деятельностную сферу составляет коллективная деятельность и групповое поведение.

       Психология  малой группы: малая группа определяется как группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Нижний количественный предел начинается с диады. Верхний предел не установлен. Рассматривается также вопрос о соотношении понятий коллектива и малой группы; причем предполагается, что коллектив есть особое качественное состояние малой группы. Выдвигается несколько принципов классификации малых групп по различающимся между собой основаниям, основанным на дихотомическом принципе: лабораторные и естественные группы, организованные (формальные) и спонтанные (неформальные) группы, открытые и закрытые группы (по степени открытости), стационарные и временные группы (исходя из фактора продолжительности существования), членства и референтные группы (по степени значимости группы для индивида).

       Психология  личности - целостная система знаний, охватывающая сферу изучения проявлений личности и раскрывающая связь психологии личности с другими областями  человекознания. Психология личности изучает личность и различные индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в ее взаимосвязях с миром, жизнью, социумом, другими. Кроме того, изучаются динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия. 

       9. Общая психология. 

         Общая психология – это наука, изучающая особенности возникновения и формирования познавательных процессов, состояний и свойств психики. В разделах общей психологии дается наиболее полное их описание, но в то же время отсутствует упор на изучение какой-либо одной области проявлений психики, как в специальных разделах психологии, например, возрастной психологии, педагогической психологии и др. В общей психологии основным предметом изучения являются закономерности основных форм психической активности : темперамента, характера, восприятия, мышления, памяти, ощущения, эмоций, мотивации. Данные формы рассматриваются общей психологией в неразрывной связи с человеческой жизнедеятельностью, историческими предпосылками и индивидуальными характеристиками этнических групп. Теоретическая часть подготовки по общей психологии включает углубленное изучение конкретных тематических разделов, современных направлений отечественных и зарубежных психологических исследований, истории психологии, методологических основ и проблем психологии. Практическая часть обучения включает в себя освоение современных методов научно-исследовательской работы, преподавательской и практической деятельности. Предметом общей психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах. Задача общей психологии - исследование психических явлений. 

       10.Житейская, научная, практическая психология. 

       Житейская психология - совокупность расхожих взглядов и верований о людях и жизни, характерных для основного населения. Основное различие житейской и научной психологии - в качестве и характере знания. Житейские знания - конкретны, носят интуитивный характер, основаны на стихийных наблюдениях, случайных размышлениях, сильно подвержены моде, настроениям и слухам, часто иррациональны. Научные психологические знания - продуманы, обобщены, рациональны, обоснованы профессиональными наблюдением и организованным экспериментом. Вся житейская психология - по сути, практическая, но лишь часть практической психологии - житейская. Лучшая часть практической психологии имеет вполне научные корни, продумана, обобщена, рациональна, обоснована профессиональными наблюдениями и организованным экспериментом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Основные отрасли психологии