Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:52, реферат
Современная психология представляет собой широко развёрнутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Разные авторы выделяют от пятидесяти до ста относительно самостоятельных направлений и отраслей. В данной работе рассматриваются основные отрасли психологии, которые включают психологию труда, педагогическую психологию, юридическую психологию, психологию спорта, возрастную психологию, специальную психологию, сравнительную психологию, социальную психологию, общую психологию, житейскую психологию, научную психологию и практическую психологию.
1. Психология труда…………………………………….………………….3
2. Педагогическая психология…………………………………….……....6
3. Юридическая психология……………………………...………………...8
4. Психология спорта……………………………………………………….10
5. Возрастная психология ………………………………………………..12
6. Специальная психология ………………..................................................14
7. Сравнительная психология …………………………………………....15
8. Социальная психология …………………………………………….....15
9. Общая психология …………………………………………………….18
10. Житейская, научная и практическая психология …………………..18
Литература………………………………………………………………..20
Словари………………………………………….………………………..20
5.Возрастная
психология.
Возрастная
психология – это одна из областей
психологии. Предметами возрастной психологии
являются изучение и формирование представлений
о психическом развитии детей
каждого возрастного этапа и
переходе из одного возраста в другой.
Составляются психологические характеристики
каждого возрастного этапа
6) геронтопсихология
– отрасль психологической науки, изучающая
психические явления и процессы, связанные
со старением организма, выявляющая инволюционные
тенденции притупления и затухания некоторых
психических функций, спад активности,
ослабление психической устойчивости,
исследующая условия личностной сохранности
пожилых людей, психологическую помощь.
Понятие «возраст» разделяют на психологический
и хронологический. Хронологическим называют
паспортный возраст, т. е. зафиксированную
дату рождения. Он является неким фоном
для процессов психического развития
и становления человека как личности.
Психологический же возраст не связан
с датой рождения, его не определяет количество
психологических процессов. Он зависит
от внутреннего содержания, от того, какие
чувства, стремления, желания испытывает
человек.
Возрастные периоды | Мужской пол | Женский пол |
Новорождённые | 1-10 дней | |
Грудной ребёнок | 10 дней – 1 год | |
Раннее детство | 1-2 года | |
Первый период детства | 3-7 лет | |
Второй период детства | 8-12 лет | 8-11 лет |
Подростковый возраст | 13-16 лет | 12-15 лет |
Юношеский возраст | 17 лет-21год | 16-20 лет |
Средний возраст: | ||
первый период | 22-35 лет | 21-35 лет |
Второй период | 36-60 лет | 36-55 лет |
Пожилые люди | 61-75 лет | 56-75 лет |
Старческий возраст | 76-90 лет | |
Долгожители | Старше 90 лет |
Специальная психология изучает психологические проблемы, связанные с отклонениями от нормального развития. Психология аномального развития включает в себя несколько разделов. Патопсихология изучает расстройства психических процессов (например, при психических болезнях) и состояний психологическими методами, осуществляя анализ патологических изменений на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме. Сурдопсихология — раздел психологии, изучающий закономерности развития психической деятельности людей с нарушениями слуха. Тифлопсихология - отрасль психологии, изучающая закономерности развития психической деятельности - индивида с полностью или частично нарушенным зрением. При таких нарушениях страдает не только ориентировка в пространстве, но и, в силу замедленности и неполноты формирования сенсорного опыта, нарушается развитие наглядно образного мышления. Основной задачей тифлопсихологии является компенсация отсутствующего зрения за счет усиления работы других анализаторов - (слуха, осязания), а также формирование "чувства препятствия ". Для построения адекватных образов предметов могут подключаться процессы воображения, при этом формирование логической памяти обычно опережает развитие образной.
Олигофрено-психология
изучает патологию психического развития,
связанную с врожденными дефектами мозга.
7.
Сравнительная психология.
Сравнительная
психология — отрасль психологической
науки, изучающая сходство и различие
между психикой животного и человека.
Сравнивает психические процессы животных
и человека в онтогенезе и филогенезе,
обнаруживает качественные различия,
обусловленные социально-историческими
факторами, развитием трудовой деятельности,
общественной жизни, речи и сознания человека.
Зоопсихология изучает психику животных,
врожденные и приобретенные формы их поведения.
Этология - научная дисциплина, изучающая
поведение животных с общебиологических
позиций и исследующая четыре его основных
аспекта: механизмы; биологические функции;
онтогенез; эволюцию.
8.Социальная
психология.
Психология социальная - наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Психология больших групп. Существует два вида общностей людей, которые определяют специфические социально-психологические особенности групп.1. Основанием служат объективные социальные связи. Класс, как большую группу, характеризует место, которое он занимает в системе объективных социально-экономических отношений, положение, детерминированное общественным разделение труда. Основание для выделения нации как общности служит определенная система объективных социальных связей. Для половозрастных общностей существуют реальные половые, демографические характеристики. Принадлежность людей к этим группам не зависит от их воли и сознания, она определена объективно.2. К другому типу общностей относятся группы, принадлежность к которым является результатом сознательного стремления людей к объединению на основе общих целей и ценностей. Примером таких общностей являются ассоциации, партии, конфессиональные группы, общественные движения.
В первом случае явления, состояния, возникающие в общности (психология класса), отражают объективные связи и отношения, оказываются вторичными по отношению к этим объективным процессам. Во втором случае психологические явления в группе составляют ее основу. В данном случае психологическая общность – первичное основание.
Элементы
общественной психологии:
Когнитивная сфера – относятся коллективные представления социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание, менталитет. Когнитивные процессы в больших общностях являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества. Когнитивные структуры – основа обыденной психологии. Высший их уровень – сознание общности, которое в форме идей, теорий составляет идеологию отдельных общностей, идеологию общества в целом. Мотивационно-потребностная сфера представляется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, ценностями, интересами, целями, установками, идеалами. Групповые потребности: - потребности группы как данной системы, нуждающихся в определенных условиях своего функционирования; - потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т.е. типичные для группы потребности.Специфическое место в побудительной сфере имеют общественные интересы. В них отражаются потребности общества в целом, отдельных социальных групп.В мотивационной сфере существенное место занимают жизненные ориентации. Они представляют собой систему предпочтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном избирательном поведении, выборе мотивации в альтернативных условиях. В них выражаются цели деятельности групп, личностей, отношение к будущему.Аффективная сфера психологии больших групп включает чувства, эмоции и настроения. Деятельностную сферу составляет коллективная деятельность и групповое поведение.
Психология малой группы: малая группа определяется как группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Нижний количественный предел начинается с диады. Верхний предел не установлен. Рассматривается также вопрос о соотношении понятий коллектива и малой группы; причем предполагается, что коллектив есть особое качественное состояние малой группы. Выдвигается несколько принципов классификации малых групп по различающимся между собой основаниям, основанным на дихотомическом принципе: лабораторные и естественные группы, организованные (формальные) и спонтанные (неформальные) группы, открытые и закрытые группы (по степени открытости), стационарные и временные группы (исходя из фактора продолжительности существования), членства и референтные группы (по степени значимости группы для индивида).
Психология
личности - целостная система знаний,
охватывающая сферу изучения проявлений
личности и раскрывающая связь психологии
личности с другими областями
человекознания. Психология личности
изучает личность и различные индивидуальные
процессы. Акцент делается на попытке
создать согласованную картину личности
в ее взаимосвязях с миром, жизнью, социумом,
другими. Кроме того, изучаются динамические
аспекты душевной жизни, индивидуальные
различия.
9.
Общая психология.
Общая психология – это наука, изучающая
особенности возникновения и формирования
познавательных процессов, состояний
и свойств психики. В разделах общей психологии
дается наиболее полное их описание, но
в то же время отсутствует упор на изучение
какой-либо одной области проявлений психики,
как в специальных разделах психологии,
например, возрастной психологии, педагогической
психологии и др. В общей психологии основным
предметом изучения являются закономерности
основных форм психической активности
: темперамента, характера, восприятия,
мышления, памяти, ощущения, эмоций, мотивации.
Данные формы рассматриваются общей психологией
в неразрывной связи с человеческой жизнедеятельностью,
историческими предпосылками и индивидуальными
характеристиками этнических групп.
Теоретическая часть подготовки по общей
психологии включает углубленное изучение
конкретных тематических разделов, современных
направлений отечественных и зарубежных
психологических исследований, истории
психологии, методологических основ и
проблем психологии. Практическая часть
обучения включает в себя освоение современных
методов научно-исследовательской работы,
преподавательской и практической деятельности.
Предметом общей психологии являются
психика и психические явления как одного
конкретного человека, так и психические
явления, наблюдаемые в группах и коллективах.
Задача общей психологии - исследование
психических явлений.
10.Житейская,
научная, практическая психология.
Житейская
психология - совокупность расхожих взглядов
и верований о людях и жизни, характерных
для основного населения.
Основное различие житейской и научной
психологии - в качестве и характере знания.
Житейские знания - конкретны, носят интуитивный
характер, основаны на стихийных наблюдениях,
случайных размышлениях, сильно подвержены
моде, настроениям и слухам, часто иррациональны.
Научные психологические знания - продуманы,
обобщены, рациональны, обоснованы профессиональными
наблюдением и организованным экспериментом.
Вся житейская психология - по сути, практическая,
но лишь часть практической психологии
- житейская. Лучшая часть практической
психологии имеет вполне научные корни,
продумана, обобщена, рациональна, обоснована
профессиональными наблюдениями и организованным
экспериментом.