Основные виды памяти и их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 11:49, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть основные виды памяти и их характеристику.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Общее представление о памяти…………………………………………………5
2 Виды памяти и их характеристика…………………………………………….11
3 Характеристика процессов памяти…………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………..24
Глоссарий………………………………………………………………………….26
Список используемых источников………………………………………………28
Приложения……………………………………………………………………….30

Работа состоит из  1 файл

Основные виды памяти и их характеристика.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 1.1
Филиал Ивановский
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Общая психология
Тема Основные виды памяти и их характеристика
Фамилия студента  
Имя студента  
Отчество  студента  
№ контракта  

 

     Содержание

      Введение…………………………………………………………………………….3

      1 Общее представление о памяти…………………………………………………5

      2 Виды памяти и их характеристика…………………………………………….11

      3 Характеристика процессов памяти…………………………………………….15

      Заключение………………………………………………………………………..24

      Глоссарий………………………………………………………………………….26

      Список  используемых источников………………………………………………28

      Приложения……………………………………………………………………….30

     Введение

     Цель  данной  курсовой работы рассмотреть основные виды памяти и их характеристику.

     Исходя  из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: дать общее представление о памяти; рассмотреть процессы и виды памяти, их особенности.

     Одно  из самых удивительных свойств человеческого  разума – память. Эта уникальная способность связана с мышлением, сознанием, восприятием окружающего мира.

     Изучение  памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась  с процессом обучения, а попытки  объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации. Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске.

     Память  — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

     Значение  памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего не мыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особое значение. И наоборот, все то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.

     Каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраняться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков

     Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

     Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека. 

     Основная  часть

      1 Общее представление  о памяти 

      Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

     Память  лежит в основе любого психического явления. Без ее включения в акт  познания ощущения и восприятия будут  переживаться как впервые появившиеся, ориентировка в мире и его познание станут невозможными. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания и притязания – существуют благодаря памяти. Распад следов памяти равноценен распаду личности: человек превращается в живой автомат, способный реагировать на стимулы, действующие в данный момент. Задача психологии – рассмотреть сущность памяти как проявления личности.

     Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря  своей памяти, ее совершенствованию  человек выделился из животного  царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

     У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и  механическая. Первая проявляется в  передаче генетическим путем из поколения  в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условнорефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств.

     У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет  необходимости полагаться только на свои органические возможности, так  как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы 1.

     Проблема  памяти – ровесница психологии как науки. Уже Аристотель посвящает ей специальный трактат «О памяти и воспоминании». По его определению, память есть «обладание образом, как подобием того, чего он образ». В учении Аристотеля о памяти есть немалая доза материализма, что дает ему возможность, выражаясь современным языком, подойти к проблеме памяти с точки зрения физиологии. Заслуживает большого внимания, высказанная Аристотелем мысль, что память есть отношение к образам, как к копиям, подобиям прежних впечатлений2.

     Наряду  с материалистической концепцией Аристотеля, в античности существовала идеалистическая концепция памяти, изложенная в трактате Платона «Об ощущении и памяти». Сущность теории Платона хорошо выражена следующим его положением: «И ощущение, и память – некая сила». В данной концепции память оторвана от материи, она является «делом души», черпающей посредством воспоминаний знания из самой себя Исследования памяти велись, как в русле психологии, так и в философии3.

     Во  второй половине XIX в. эмпирическая психология становится экспериментальной психологией. И проблема памяти, становится той проблемой, над которой усиленно работает экспериментальная психология.

     Эпоху создает здесь вышедшее в 1885 г. экспериментальное  исследование Г. Эббингауза «О памяти». В основу своего учения о памяти он кладет «всеобщий закон ассоциации», который он формулирует так: «Если какие-либо любые психические образования однажды наполнили сознание одновременно или в близкой последовательности, то затем возвращение некоторых членов прежнего переживания вызывает и представления об остальных членах, причем нет нужды в том, чтобы были, налицо первоначальные причины». «Общую способность души к этому называют памятью… Репродукция и память относятся между собой примерно так, как работа и энергия». С этой точки зрения ставится экспериментальное изучение памяти4.

     Почто одновременно началось изучение памяти на сложный осмысленный материал. В начале XX в. французский философ А. Бергсон противопоставил «память привычки», формируемую при механическом повторении, и «память духа», фиксирующую осмысленные единичные события биографии субъекта.

     Роль  организации материала при запоминании  подчеркивалась гештальтпсихологией.

     В психоанализе предпринималась попытка  объяснения забывания «вытеснением»  неприятных, травмирующих впечатлений из сферы сознания.

     Другие  исследователи показали сложный  реконструктивный характер процесса припоминания рассказов и зависимость его  от существующих культурных норм, значимость социокультурных факторов в формировании высших форм памяти.

     Отечественными  психологами было разработано представление  о памяти как о «действии в  собственном смысле слова», имеющем  сознательную цель и опирающемся  на общественно выработанные знаковые средства (культурно-историческая теория Л.С. Выготского). Наряду с произвольным запоминанием изучалось и непроизвольное, исследовалась зависимость успешности процессов запоминания от их места в структуре деятельности.

     В ходе онтогенетического развития способы  запоминания сменяются, возрастает роль процессов выделения в запоминании осмысленных, семантических связей. Различные виды памяти - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая - иногда описываются как этапы такого развития. Анализ нарушений памяти и восприятия в клинике локальных поражений мозга позволил установить преимущественную связь процессов в левом полушарии головного мозга (у правшей) со словесно-логическими способами запоминания, а в правом полушарии -  наглядно-образными.

     В основе явлений памяти на физиологическом  уровне лежат изменения активности отдельных нейронов и их популяций, а также более постоянные изменения на биохимическом уровне (в молекулах РНК и ДНК). Эти процессы обычно считаются субстратом двух форм памяти - памяти кратковременной и долговременной, что подтверждается экспериментально-психологическими данными.

     Заметное  влияние на постановку проблемы памяти оказала известная аналогия между  этапами переработки информации человеком и структурными блоками  компьютеров. Но функциональная структура  памяти обнаруживает значительно большую  гибкость. Так, об отсутствии жесткой связи долговременного запоминания с процессами словесного повторения в кратковременной памяти свидетельствуют данные о возможности успешного узнавания огромных массивов сложно организованного зрительного материала. О возможностях образной памяти говорят описанные в литературе случаи выдающейся памяти, прежде всего, эйдетизма.

     Рассмотрим  вопрос индивидуальных особенностей памяти. Память у людей различается по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания. Все это количественные характеристики памяти. Но существуют и качественные различия. Они касаются как доминирования отдельных видов памяти - зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования.

Информация о работе Основные виды памяти и их характеристика