Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 11:49, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть основные виды памяти и их характеристику.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Общее представление о памяти…………………………………………………5
2 Виды памяти и их характеристика…………………………………………….11
3 Характеристика процессов памяти…………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………..24
Глоссарий………………………………………………………………………….26
Список используемых источников………………………………………………28
Приложения……………………………………………………………………….30
Версия шаблона | 1.1 |
Филиал | Ивановский |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Общая психология |
Тема | Основные виды памяти и их характеристика |
Фамилия студента | |
Имя студента | |
Отчество студента | |
№ контракта |
Введение…………………………………………
1
Общее представление о памяти……
2
Виды памяти и их
3
Характеристика процессов
Заключение……………………………………
Глоссарий………………………………………
Список используемых источников………………………………………………28
Приложения……………………………………
Цель данной курсовой работы – рассмотреть основные виды памяти и их характеристику.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: дать общее представление о памяти; рассмотреть процессы и виды памяти, их особенности.
Одно из самых удивительных свойств человеческого разума – память. Эта уникальная способность связана с мышлением, сознанием, восприятием окружающего мира.
Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения, а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации. Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске.
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего не мыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особое значение. И наоборот, все то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.
Каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраняться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков
Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.
Перед
психологической наукой стоит ряд сложных
задач, связанных с изучением процессов
памяти: учение того, как запечатлеваются
следы, каковы физиологические механизмы
этого процесса, какие условия содействуют
этому запечатлению, каковы его границы,
какие приемы могут позволить расширить
объем запечатленного материала. Помимо
этого существуют и другие вопросы, на
которые необходимо дать ответ. Например,
как долго могут храниться эти следы, каковы
механизмы сохранения следов на короткие
и длинные отрезки времени, каковы те изменения,
которые претерпевают следы памяти, находящиеся
в скрытом (латентном) состоянии и как
эти изменения влияют на протекание познавательных
процессов человека.
1
Общее представление
о памяти
Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память лежит в основе любого психического явления. Без ее включения в акт познания ощущения и восприятия будут переживаться как впервые появившиеся, ориентировка в мире и его познание станут невозможными. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания и притязания – существуют благодаря памяти. Распад следов памяти равноценен распаду личности: человек превращается в живой автомат, способный реагировать на стимулы, действующие в данный момент. Задача психологии – рассмотреть сущность памяти как проявления личности.
Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условнорефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств.
У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы 1.
Проблема памяти – ровесница психологии как науки. Уже Аристотель посвящает ей специальный трактат «О памяти и воспоминании». По его определению, память есть «обладание образом, как подобием того, чего он образ». В учении Аристотеля о памяти есть немалая доза материализма, что дает ему возможность, выражаясь современным языком, подойти к проблеме памяти с точки зрения физиологии. Заслуживает большого внимания, высказанная Аристотелем мысль, что память есть отношение к образам, как к копиям, подобиям прежних впечатлений2.
Наряду с материалистической концепцией Аристотеля, в античности существовала идеалистическая концепция памяти, изложенная в трактате Платона «Об ощущении и памяти». Сущность теории Платона хорошо выражена следующим его положением: «И ощущение, и память – некая сила». В данной концепции память оторвана от материи, она является «делом души», черпающей посредством воспоминаний знания из самой себя Исследования памяти велись, как в русле психологии, так и в философии3.
Во второй половине XIX в. эмпирическая психология становится экспериментальной психологией. И проблема памяти, становится той проблемой, над которой усиленно работает экспериментальная психология.
Эпоху создает здесь вышедшее в 1885 г. экспериментальное исследование Г. Эббингауза «О памяти». В основу своего учения о памяти он кладет «всеобщий закон ассоциации», который он формулирует так: «Если какие-либо любые психические образования однажды наполнили сознание одновременно или в близкой последовательности, то затем возвращение некоторых членов прежнего переживания вызывает и представления об остальных членах, причем нет нужды в том, чтобы были, налицо первоначальные причины». «Общую способность души к этому называют памятью… Репродукция и память относятся между собой примерно так, как работа и энергия». С этой точки зрения ставится экспериментальное изучение памяти4.
Почто одновременно началось изучение памяти на сложный осмысленный материал. В начале XX в. французский философ А. Бергсон противопоставил «память привычки», формируемую при механическом повторении, и «память духа», фиксирующую осмысленные единичные события биографии субъекта.
Роль
организации материала при
В психоанализе предпринималась попытка объяснения забывания «вытеснением» неприятных, травмирующих впечатлений из сферы сознания.
Другие исследователи показали сложный реконструктивный характер процесса припоминания рассказов и зависимость его от существующих культурных норм, значимость социокультурных факторов в формировании высших форм памяти.
Отечественными психологами было разработано представление о памяти как о «действии в собственном смысле слова», имеющем сознательную цель и опирающемся на общественно выработанные знаковые средства (культурно-историческая теория Л.С. Выготского). Наряду с произвольным запоминанием изучалось и непроизвольное, исследовалась зависимость успешности процессов запоминания от их места в структуре деятельности.
В
ходе онтогенетического развития способы
запоминания сменяются, возрастает
роль процессов выделения в
В
основе явлений памяти на физиологическом
уровне лежат изменения активности
отдельных нейронов и их популяций, а также
более постоянные изменения на биохимическом
уровне (в молекулах РНК и ДНК). Эти процессы
обычно считаются субстратом двух форм
памяти - памяти кратковременной и долговременной,
что подтверждается экспериментально-
Заметное влияние на постановку проблемы памяти оказала известная аналогия между этапами переработки информации человеком и структурными блоками компьютеров. Но функциональная структура памяти обнаруживает значительно большую гибкость. Так, об отсутствии жесткой связи долговременного запоминания с процессами словесного повторения в кратковременной памяти свидетельствуют данные о возможности успешного узнавания огромных массивов сложно организованного зрительного материала. О возможностях образной памяти говорят описанные в литературе случаи выдающейся памяти, прежде всего, эйдетизма.
Рассмотрим вопрос индивидуальных особенностей памяти. Память у людей различается по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания. Все это количественные характеристики памяти. Но существуют и качественные различия. Они касаются как доминирования отдельных видов памяти - зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования.
Информация о работе Основные виды памяти и их характеристика