Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 11:49, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть основные виды памяти и их характеристику.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Общее представление о памяти…………………………………………………5
2 Виды памяти и их характеристика…………………………………………….11
3 Характеристика процессов памяти…………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………..24
Глоссарий………………………………………………………………………….26
Список используемых источников………………………………………………28
Приложения……………………………………………………………………….30
Одной из причин забывания является отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием. Это явление называют ретроактивным (назад действующим) торможением. Ретроактивное торможение выражено заметнее, если деятельность следует без перерыва, если последующая деятельность сходна с предыдущей и если последующая деятельность труднее деятельности заучивания. Физиологической основой ретроактивного торможения в последнем случае является отрицательная индукция: трудная деятельность затормозила более легкую.
Причиной забывания
могут быть различные болезни нервной
системы, а также ушибы, травмы. Забывание
наступает быстрее при утомлении. Причиной
забывания может быть также действие посторонних
раздражителей, мешающих сосредоточиться
на нужном материале. В борьбе с забыванием
важную роль дают рациональные способы
заучивания, о которых шла речь выше. Нарушение
научно обоснованных рекомендаций запоминания
неизбежно приводит к значительной трате
времени, сил и приводит к малым результатам.
Целью данной курсовой работы являлось изучение основных видов памяти и их характеристика.
В ходе работе был проведен анализ литературы, посвященный данной тематике, на основе которого были реализованы поставленные нами задачи.
Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатанные, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов.
Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием. Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем знании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс — процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, по и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д. Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.
В настоящее время наука сделала реальные успехи в психологическом исследовании памяти. Появились исследования, которые показывали, что запечатление, сохранение и воспроизведение следов связаны с глубокими биохимическими изменениями, в частности с модификацией РНК, и что следы памяти можно переносить гуморальным, биохимическим путем. Начались интенсивные исследования тех интимных нервных процессов «реверберации возбуждениями, которые стали рассматриваться как физиологический субстрат памяти. Появилась система исследований, в которой внимательно изучался процесс постепенного закрепления (консолидации) следов, время, необходимое для их закрепления, и условия, приводящие к их разрушению.
Наконец, появились исследования, пытающиеся выделить области мозга, необходимые для сохранения следов, и неврологические механизмы, лежащие в основе запоминания и забывания. Все это сделало раздел о психологии и психофизиологии памяти одним из наиболее богатых в психологической науке.
Делая вывод по этой теме можно выделить главное это то, что человеческая память- это не просто какая-то единая функция. В ней участвует много различных процессов и состояний, где информация организуется, обобщается и сохраняется некоторое время.
Виды памяти дифференцируются в зависимости от того, что запоминается или воспроизводится. Воспроизведение может относиться к движениям, действиям, выражаясь в образовании привычек и навыков, к наглядным содержаниям сознания (образам-представлениям предметов или слов), к мыслям и чувствам. В соответствии с этим различают следующие виды памяти: моторную память, выражающуюся в навыках и привычках. Образную память (зрительную, слуховую, осязательную). Память на мысли (логическую) и память на чувства (аффективную, эмоциональную).
В зависимости от характера деятельности, различают произвольное и непроизвольное запоминание. В зависимости от способа запоминания различают механическую и смысловую память.
По длительности хранения информации выделят память мгновенную (сенсорную), кратковременную и долговременную.
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Двигательная память | Запоминание, сохранение и воспроизведение определенных движений и их систем |
2 | Долговременная память | Подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное удержание знаний, умений и навыков, характеризующаяся огромным объемом сохраняемой информации |
3 | Кратковременная память | Подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти |
4 | Непроизвольное запоминание | Непреднамеренное запечатление воздействий без специальной цели их запомнить |
5 | Образная память | Запоминание, сохранение и воспроизведение образных явлений |
6 | Произвольное запоминание | Форма запоминания, характеризующаяся наличием определенной цели- запомнить- и специальных средств для ее осуществления |
7 | Память | Процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта |
8 | Сенсорная память | Удержание информации в течении короткого времени, непосредственный отпечаток информации, поступающих в орган чувств |
9 | Словесно-логическая память | Специфический человеческий вид памяти, характеризуется наличием языковых и логических схем |
10 | Эмоциональная память | Запоминание, сохранение и воспроизведение эмоционально окрашенных явлений |
1 | Блонский П.П. Память и мышление. - М., 2006. – 343 с. |
2 | Выготский Л.С. Собрание сочинений в-6-т.2. - М., 2005. – 395 с. |
3 | Громова Е.А. Эмоциональная память и её механизмы. - М., 2007. – 334 |
4 | Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - Москва – Воронеж, 2006. – 300 с. |
5 | Корсанов И.А., Корсанова Н.К. Наедине с памятью. - М., 2006. – 190 с. |
6 | Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 2007. – 270 с. |
7 | Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания. - М., 2007. – 228 с |
8 | Маклаков А.Г. Общая психология /– СПб.: Питер, 2005. – 583 с. |
9 | Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов вузов: В 3-х кн. / Р.С. Немов. – Кн. 1: Общие основы психологии. – М.ВЛАДОС, 2000.– 688 с. |
10 | Николаев Н. А., Что мы знаем о памяти. - М., 2008. – 140 с. |
11 | Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2 т. – т 1.- М., 2006. – 447 с. |
А | |
Б |
Информация о работе Основные виды памяти и их характеристика