Основные зарубежные школы психологии и их направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 01:23, реферат

Описание

Цель: Дать представление о наиболее важных зарубежных психологических школах
Задачи:
Изучить особенности зарубежных школ психологии;
Выявить отличия и сходства разных школ психологии;
Исследовать существующие школы в зарубежной психологии.

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 53.99 Кб (Скачать документ)

Ф. Брентано (1838-1917) начал  свою деятельность в качестве католического  священника, оставив ее из-за несогласия с догматом непогрешимости папы и  перейдя в Венский университет, где стал профессором философии. Первый труд Брентано был посвящен психологии Аристотеля, а также ее интерпретации средневековыми католическими  теологами, разработавшими понятие  об интенции как особой направленности мысли. В незавершенной работе «Психология  с эмпирической точки зрения» (1874) Брентано предложил новую программу  разработки психологии как самостоятельной  науки, противопоставив ее господствовавшей в то время программе Вундта.

Главной для новой психологии он считал проблему сознания. Чем отличается сознание от всех других явлений бытия? Только ответив на этот вопрос, можно  определить область психологии. В  то время под влиянием Вундта господствовало мнение, что сознание состоит из ощущений, восприятий, представлений  как особых, сменяющих друг друга  процессов. С помощью эксперимента их можно выделить, подвергнуть анализу, найти те элементы или нити, из которых  сплетается эта особая «ткань» внутреннего  субъекта. Такое воззрение, утверждал  Брентано, совершенно ложно, ибо оно  игнорирует активность сознания, его  постоянную направленность на объект. Для обозначения этого непременного признака сознания Брентано предложил  термин «интенция». Она изначально присуща каждому психическому явлению  и именно благодаря этому позволяет  отграничить психические явления  от физических.

Интенция — не просто активность. В ней совместно с  актом сознания всегда сосуществует какой-либо объект. Психология использует, в частности, слово «представление», понимая под ним восстановление в памяти отпечатков виденного или  слышанного. Согласно же Брентано следует  говорить не о представлении, а о  представливании, то есть о специальной  духовной деятельности, благодаря которой  осознается прежний образ. Это же относится и к другим психическим  феноменам.

У. Джеймс (1842-1910) занимался  многими проблемами – от изучения мозга и развития познавательных процессов и эмоций до проблем  личности и психоделических исследований. Одним из основных вопросов для него являлось исследование сознания. Джеймсу  принадлежит идея о «потоке сознания», т.е. о непрерывности работы человеческого  сознания, несмотря на внешнюю дискретность, вызванную частично бессознательными психическими процессами. Непрерывность  мысли объясняет возможность  самоидентификации, несмотря на постоянные разрывы в сознании. Джеймс подчёркивает не только непрерывность, но и динамизм, постоянную изменчивость сознания, говоря о том, что осознание даже привычных  вещей постоянно меняется и, перефразируя Гераклита, который говорил о том, что нельзя войти два раза в одну и ту же реку, он писал, что мы не можем иметь в точности ту же самую мысль дважды. Функционализм оказался теоретически несостоятельным. Понятие «функция» в психологии (в отличие от физиологии, где оно имело прочное реальное основание) не было продуктивным. Оно не являлось ни теоретически продуманным, ни экспериментально обоснованным и справедливо отвергалось. Ведь под функцией понимался исходящий от субъекта акт (восприятия, мышления и др.), изначально направленный на цель или проблемную ситуацию. Детерминация психического акта, его отношение к нервной системе, его способность регулировать внешнее поведение — все это оставалось загадочным.

В атмосфере нараставшей  слабости функционализма зарождается  новое психологическое течение. На смену американскому функционализму приходит бихевиоризм.

 

    1. Бихевиоризм

 

Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк (1874-1949). Сам он называл себя не бихевиористом, а «коннексионистом» (от англ., «коннексия» — связь). Однако об исследователях и их концепциях следует судить не по тому, как они себя называют, а по их роли в развитии познания. Работы Торндайка открыли первую главу в летописи бихевиоризма.

Свои выводы Торндайк изложил  в 1898 году в докторской диссертации  «Интеллект животных. Экспериментальное  исследование ассоциативных процессов  у животных». Термины Торндайк употреблял традиционные – «интеллект», «ассоциативные процессы», но содержанием они наполнялись  новым.

Теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Браадус Уотсон (1878-1958). Его  научная биография поучительна  в том плане, что показывает, как  в становлении отдельного исследователя  отражаются влияния, определившие развитие основных идей направления в целом.

Девизом бихевиоризма стало  понятие о поведении как объективно наблюдаемой системе реакций  организма на внешние и внутренние стимулы. Это понятие зародилось в русской науке в трудах И. М. Сеченова, И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. Они доказали, что область психической  деятельности не исчерпывается явлениями  сознания субъекта, познаваемыми путем  внутреннего наблюдения за ними (интроспекцией), ибо при подобной трактовке психики  неизбежно расщепление организма  на душу (сознание) и тело (организм как материальную систему). В результате сознание отъединялось от внешней реальности, замыкалось в кругу собственных  явлений (переживаний), ставящих его  вне реальной связи земных вещей  и включенности в ход телесных процессов. Отвергнув подобную точку  зрения, русские исследователи вышли  на новаторский путь изучения взаимоотношений  целостного организма со средой, опираясь на объективные методы, сам же организм, трактуя в единстве его внешних (в том числе двигательных) и внутренних (в том числе субъективных) проявлений. Этот подход намечал перспективу для раскрытия факторов взаимодействия целостного организма со средой и причин, от которых зависит динамика этого взаимодействия. Предполагалось, что знание причин позволит в психологии осуществить идеал других точных наук с их девизом «предсказание и управление».

 

    1. Психоанализ (глубинная психология)

Эта психология выдвинула  идею о независимости психики  от сознания и пыталась обосновать реальное существование этой независимой  от сознания психики и исследовать  ее. Центральное психологическое  течение глубинной психологии —  психоанализ 3. Фрейда. Классическая глубинная психология включает также концепции индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К. Юнга. Эта психология отличается от эмпирической психологии сознания представлениями о форме существования психического: психика существует вне и независимо от сознания, и именно бессознательная психика, являющаяся глубиной психики, составляет ее предмет и общую проблему. Сознание тоже ею не отрицается: оно — свойство, присущее психике лишь в отдельные моменты. Перед глубинной психологией стоит и проблема личности, ибо содержание бессознательного играет решающую роль в выяснении ценности личности.

Психоанализ Зигмунда Фрейда (1856 — 1939) формировался в условиях и  под воздействием политического  и социального развития Австрии  конца XIX — начала XX столетия. Такие  особенности социально-психологической  атмосферы Австрии того времени, как крушение патриархальных принципов  в столкновении с буржуазным укладом  жизни, соперничество политических сил либералов и консерваторов и поражение либерализма, расцвет национализма и на его почве распространение антисемитских настроений, ощущение которых на себе неоднократно испытывает и описывает 3. Фрейд («Толкование сновидений», «Автобиография» и др.). Экономические потрясения порождали пессимизм, потерю веры в разумность бытия, представления об иррациональности жизни, различные формы и разновидности иррационалистического сознания. В конце XIX в. появляется широкий интерес к бессознательному — не только в специальной, научной литературе, но и в художественной, а также в философии. Взгляды 3. Фрейда, его понимание человека, согласно которому под напором инстинктов сексуальности и в силу бессознательности психических процессов признавалось, что «Я» — «не хозяин в собственном доме», объективно отражали кризис буржуазной личности, типичное самоощущение индивида в буржуазном обществе, в том числе, той его части, с которой имел дело Фрейд как практикующий врач. Однако сам Фрейд выдавал свою исторически обусловленную теорию человека за единственно научную — естественную концепцию человека.

Психоанализ возник в начале 90-х гг. XIX в. из медицинской практики лечения больных с функциональными  нарушениями психики. 3. Фрейд после  окончания медицинского факультета Венского университета (1881 г.) работал  практикующим врачом в Вене. Здесь 25 апреля 1886 г. открыл собственный кабинет. В 1938 г. вынужден эмигрировать в Англию. Умер в Лондоне в 1939 г.

Занимаясь неврозами, главным  образом истерией, 3. Фрейд изучил опыт знаменитых французских неврологов Ж. Шарко и И.Бернгейма. Использование последним гипнотического внушения с терапевтическими целями, факт постгипнотического внушения произвели большое впечатление на Фрейда и способствовали такому пониманию этиологии неврозов, их лечения, которое составило ядро будущей концепции. Оно было изложено в книге «Исследование истерии» (1895 г.), написанной совместно с известным венским врачом И. Брейером (1842— 1925), с которым Фрейд в то время сотрудничал.

В общей форме теория Фрейда в этот период сводилась к пониманию  невротических болезней как патологического  функционирования «ущемленных аффектов, сильных, но задержанных в бессознательной области переживаний. Если с помощью гипноза пациент получит возможность оживить в памяти эти травмирующие его переживания и вновь эмоционально испытает их, может наступить излечение. Решающим моментом в становлении оригинальной теории 3. Фрейда был отход от гипноза как средства проникновения к ущемленным и забытым болезненным переживаниям: во многих и как раз наиболее тяжелых случаях гипноз оставался бессильным, встречал «сопротивление», которое не мог преодолеть. «...Подлинный психоанализ начался с отказа от помощи гипноза» («Лекции по введению в психоанализ»). Фрейд был вынужден искать другие пути к ущемленному аффекту и в конце концов нашел их в толковании сновидений, свободно всплывающих ассоциаций, малых и больших психопатологических симптомов (проявлений), двигательных расстройств, оговорок, забываний и т. п. Исследование и интерпретацию этого разнообразного материала Фрейд назвал психоанализом — новой формой терапии психоневрозов и методом исследования. Ядро психоанализа как нового психологического направления составляет учение о бессознательном.

Научная деятельность Фрейда охватывает несколько десятилетий. За эти годы его концепция бессознательного претерпела существенные изменения. В  его учении можно различать, хотя и несколько условно, три периода. Первый период (1897— 1905), когда психоанализ  в основном оставался методом  лечения неврозов с отдельными попытками  общих заключений о характере  душевной жизни. Основные произведения этого периода: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной  жизни» (1901), «Остроумие и его отношение  к бессознательному» (1905), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Отрывок из одного анализа истерии» (1905 г., первое и законченное изложение психоаналитического  метода лечения). Особенное значение имеет работа «Толкование сновидений», в которой излагается первый вариант учения о системе душевной жизни как имеющей глубинное строение. В ней выделяются три уровня — сознательное, предсознательное и бессознательное с цензурой между ними. В этот период психоанализ начинает приобретать популярность, вокруг Фрейда складывается кружок (1902) из представителей разных профессий (врачи, писатели, художники), желающих изучить психоанализ и применить его в своей практике. Во втором периоде (1906— 1918) фрейдизм превращается в общепсихологическое учение о личности и ее развитии. Фрейд формулирует основные принципы своей психологии, описание психических процессов с трех точек зрения — динамической, топической и экономической. В этот период выходят «Анализ фобии одного пятилетнего мальчика» (1909), «Леонардо да Винчи» (1910), «Положение о двух принципах психической деятельности» (1911), «Тотем и табу» (1913) — работы, в которых Фрейд развивает представления об инфантильной сексуальности, принципах функционирования человеческой психики, распространяет психоанализ на область художественного творчества и проблемы человеческой истории. Психоанализ возбуждает интерес во многих странах, в том числе в России. В 1909 г. Фрейд по приглашению Холла читал лекции в Кларковском университете (Ворчестер) и этим положил начало распространению психоанализа в Америке («О психоанализе, пять лекций», 1909). Значительным событием в развитии психоанализа в этот период был отход от 3. Фрейда его первых сотрудников А. Адлера (1911) и К. Юнга (1913). Лучшим и наиболее полным изложением психоанализа, как он сложился к началу Первой мировой войны, и работой, которая вместе с «Психопатологией обыденной жизни» получила наиболее широкое по сравнению с другими трудами 3. Фрейда распространение, являются его «Лекции по введению в психоанализ» (в 2 т.), которые были прочитаны врачам в 1915/1916 — 1916/1917 гг. В 1933 г. Фрейд присоединил к ним 3-й том под названием «Продолжение лекций по введению в психоанализ». В 3-м, последнем, периоде концепция 3. Фрейда претерпевает существенные изменения и получает свое философское завершение. Под влиянием событий Первой мировой войны изменяется учение о влечениях («По ту сторону принципа удовольствия», 1920). Структура личности представляется теперь в виде учения о трех инстанциях — «Я», «Оно», «Идеала-Я» сторон общественной жизни: религию — «Будущность одной иллюзии» (1927), антропологию, социальную психологию, проблемы цивилизации — «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Моисей и единобожие» (1939) и др. Психоанализ становится философской системой и смыкается с другими течениями современной философии.

 

    1. Аналитическая психология

Швейцарский психолог К. Юнг (1875-1961) окончил университет в  Цюрихе. Пройдя стажировку у психиатра  П. Жане, он открывает собственную  психологическую и психиатрическую  лабораторию. В это же время он знакомится с первыми работами Фрейда, открывая для себя его теорию. Сближение  с Фрейдом оказало решающее влияние  на научные взгляды Юнга. Однако вскоре выяснилось, что, несмотря на близость позиций, и стремлений между ними существуют и значительные разногласия, примирить которые им так и  не удалось. Эти разногласия были связаны, прежде всего, с разным подходом к анализу бессознательного. Юнг  в отличие от Фрейда утверждал, что  «не только самое низкое, но и  самое высокое в личности может  быть бессознательным». Не соглашаясь с пансексуализмом Фрейда, Юнг  считал либидо обобщенной психической  энергией, которая может принимать  различные формы. Не менее значимым были и разногласия в толковании сновидений и ассоциаций. Фрейд считал, что символы являются заместителями  других, вытесненных предметов и  влечений. В противовес ему Юнг  был уверен, что только знак, осознанно  употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ является самостоятельной, живой, динамической единицей. Символ ничего не замещает, но отражает психологическое  состояние, которое испытывает человек  в данный момент. Поэтому Юнг был  против символической интерпретации  снов или ассоциаций, разрабатываемой  Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека вглубь его бессознательного. Индивидуальная психология.

А. Адлер (1870-1937) окончил медицинский  факультет Венского университета, начав  работу как врач-офтальмолог. Однако вскоре его интересы перемещаются в  сторону психиатрии и неврологии.

Адлер отрицал положения  Фрейда и Юнга о доминировании  индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют  человека обществу и отделяют от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с  людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, —  вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.

Адлер стал основателем нового, социально-психологического направления. Именно в развитии этих своих новых  идей он и разошелся с Фрейдом. Его теория очень мало связана  с классическим психоанализом и  представляет целостную систему  развития личности.

 

    1. Заключение

Информация о работе Основные зарубежные школы психологии и их направления