Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 10:46, контрольная работа
Инженерная психология - наука, изучающая системы "человек - машины" с целью достижения их высокой эффективности и разрабатывающая психологические основы:
конструирования техники и организации управления технологическим процессом;
подбора людей, обладающих необходимым уровнем индивидуально-психологических профессионально-важных качеств для работы с определенной техникой;
1. Инженерная психология как наука
1.1 Определение инженерной психологии
1.2 Цель инженерной психологии
1.3 Задачи инженерной психологии
2. Система "человек-машина"
4. Психологические проблемы организации взаимодействия человека с ЭВМ
Основы инженерной психологии
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДУРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ им. Л.С. ВЫГОТСКОГО
Факультет психологический
Кафедра педагогической психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
студентки 3 курса (5 - летнего срока обучения)
группа г
Фионова Людмила Александровна
Научный руководитель
Варфоломеева С.В.
Москва 2005
Содержание
1. Инженерная психология как наука
1.1 Определение инженерной психологии
1.2 Цель инженерной психологии
1.3 Задачи инженерной психологии
2. Система "человек-машина"
4. Психологические
проблемы организации
1. Инженерная психология как наука
1.1 Определение инженерной психологии
Инженерная психология
- наука, изучающая системы "человек
- машины" с целью достижения их
высокой эффективности и
конструирования техники и организации управления технологическим процессом;
подбора людей, обладающих
необходимым уровнем
профессиональной подготовки людей, использующих в своей трудовой деятельности сложные технические устройства.
Инженерная психология
как наука имеет двойственный
характер. С одной стороны, это
самостоятельная
Такая двойственность
объекта исследования в инженерной
психологии порождает ряд специфических
методологических особенностей. Кроме
того, следует иметь в виду, что
любая система "человек - машина"
- это своего рода микроэлемент макросистемы,
в роли которой выступает система
производительных сил. Поэтому в
системах "человек - машина" проявляется
ряд таких общих
Другая общая
закономерность связана с тем, что
производительные силы существуют в
единстве с производственными
Решая вопросы согласования человека и техники как элементов единой системы, инженерная психология обосновывает и формулирует требования и рекомендации к конструированию техники, к организации управления технологическим процессом, подбору и подготовке специалистов, обслуживающих технику. К этим требованиям присоединяются требования других психологических дисциплин, а также физиологии, гигиены, анатомии, антропометрии, биомеханики.
Инженерная психология широко взаимодействует с такими дисциплинами, как кибернетика, системотехника и общая теория систем, теория связи, теория автоматического управления и регулирования, теория надежности, техническая эстетика и художественное конструирование.
Необходимо отметить,
что инженерно-психологические
1.2 Цель инженерной психологии
Весь комплекс теоретических и практических инженерно-психологических исследований имеет главной целью, как указывалось выше, обеспечение высокой эффективности систем "человек - машина". Эффективность любой системы определяется ее производительностью и надежностью при таких прочих равных условиях, как например, качество продукта (результата), долговечность, энергозатраты и многое другое. Ясно, что эффективная работа систем "человек-машина" требует наличия высокопроизводительной т надежной техники; далее, конструкция техники и организация производственного процесса должны позволять человеку реализовать все технические возможности. И, наконец, человек должен быть способным по своим качествам реализовать эти возможности, добиваться высокой производительности труда и обеспечивать выполнение производственных операций.
Достижение главной
цели инженерной психологии осуществляется,
во-первых, за счет улучшения технологических
характеристик трудового
Улучшение технологических
характеристик трудового
минимизацию времени выполнения отдельных действий и операций в трудовом процессе;
исключение грубых ошибок типа промахов в трудовой деятельности;
минимизацию вероятности ошибок, отрицательно сказывающихся на ходе технологического процесса, качестве продукта (результата) или отрицательно влияющих на состояние техники или человека;
сохранение высокой
(заданной) работоспособности человека
в течение длительного (заданного)
времени путем минимизации
Под улучшением характеристик трудового процесса, стимулирующих трудовую активность человека, подразумевается прежде всего следующее:
надежность работы технических устройств;
рациональная конструкция техники;
соответствие сложности техники уровню подготовленности человека;
совершенный эстетический вид технических устройств и производственных помещений;
отсутствие вредных и мешающих работе внешних факторов.
1.3 Задачи инженерной психологии
Методологические задачи - определение предмета и задач исследования (то есть уточнения предмета); разработка новых методов исследования; разработка принципов исследования; установление инженерной психологии в системе наук о человеке (и в науке вообще).
Психофизиологические задачи - изучение характеристик оператора; анализ деятельности оператора; оценка характеристик выполнения отдельных действий; изучение состояний оператора.
Системотехнические задачи - разработка принципов построения элементов системы "человек - машина"; проектирование и оценка системы "человек - машина"; разработка принципов организации системы "человек - машина"; оценка надежности и эффективности системы "человек - машина".
Эксплуатационные
задачи - профессиональная подготовка
операторов; организация групповой
деятельности операторов; разработка
методов повышения
Отдельно можно выделить задачу укрепления связей инженерных психологов со смежными науками: управлением, техническим конструированием, психогигиеной труда, кибернетикой, эргономикой.
2. Система "человек-машина"
Представим себе,
что человек управляет каким-
Так в общих чертах
выглядит замкнутая система
С развитием автоматики
функции регулирования
Еще большими техническими возможностями обладают комплексно-автоматизированные системы, которые включают управляющие вычислительные машины. Эти машины могут осуществлять автоматический пуск управляемых агрегатов по оптимальной программе с учетом их состояний, поддерживать заданный режим работы, исходя из максимальной экономичности, предупреждать аварии, сигнализировать о нарушениях, освобождая тем самым человека-оператора от многих функций. Основной задачей человека становиться контроль за работой управляющих вычислительных машин. При выходе их из строя оператор берет на себя и функции управления. В таких системах на приборную панель оператора передается информация об управляемом объекте и о работе управляющих вычислительных машин.
Из выше сказанного
видно, что при переходе от одного
этапа развития к другому человек
постепенно освобождается от ряда функций,
которые передаются машинам. Но вместе
с тем перед ним возникают
новые и все более
Основные параметры системы управления - время цикла регулирования (быстродействие), пропускная способность, точность и надежность - в значительной мере определяются возможностями и особенностями деятельности ее интегрального звена - человека. Без анализа его характеристик невозможно ни понять работу системы в целом, ни правильно рассчитать ее.
Жизнь показывает, что недоучет характеристик человека при конструировании систем управления ведет или к тому, что система оказывается не в состоянии работать, или к частым нарушениям ее работы, которые иногда заканчиваются авариями, или к преждевременному утомлению оператора (а это снижает надежность всей системы). Так, по данным американских авторов, значительное число аварий в авиации объясняется так называемым "человеческим фактором" - обычно ошибками пилота. Они происходят потому, что пилот неточно воспринял показания приборов, принял один прибор за другой, спутал органы управления, не успел вовремя отреагировать.
Знание возможностей человека выполнять те или иные функции и способов их выполнения является необходимым условием рационального конструирования систем управления.
инженерная психология человек машина
3. Функции человека в системе "человек - машина"
Эти функции могут быть различны. Человек может выступать в роли приемника осведомительной информации, поступающей в той или иной форме от управляемого объекта, ее ретранслятора, передающего информацию от одного звена системы к другому. Он может осуществлять анализ информации и принимать решения, то есть вырабатывать управляющую, или командную, информацию. Человек также может выполнять функцию программирования работы всей системы или ее частей. Он может осуществлять наблюдение и контроль за работой системы. Наконец, оператор может быть исполнителем той или иной команды, то есть выполнять действия, непосредственно направленные на преобразования управляемого объекта. Обычно человек совмещает ряд функций, выполняя их последовательно или одновременно.
В ходе технического
прогресса, особенно в связи с
созданием кибернетических
При оценке роли человека
в системах управления, обусловленной
развитием техники, нужно учитывать
два органически связанных
В отношении приема информации несомненные преимущества человека заключаются в том, что возможности его "сенсорного входа" не ограничены каким - либо одним способом подачи сигналов. Человек может получать информацию и непосредственно от регулируемого объекта, наблюдая за ним, и посредством тех или иных приборов. При этом переход от одного способа к другому, если позволяют условия, осуществляется сравнительно легко. "Сенсорный вход" человека характеризуется значительной пластичностью и гибкостью. Поэтому человек может правильно и точно оценивать сигналы, изменяющиеся по тем или иным признакам в довольно широких пределах. Так, если говорить о чтении письменной речи, то человек может читать тексты, напечатанные любым шрифтом и написанные любым почерком. Буквы могут значительно варьировать по величине, наклону, форме, некоторые из них могут быть даже частично стертыми, но это не помешает человеку читать текст. Возможности существующих "читающих" машин пока еще весьма ограничены.