Основы инженерной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 10:46, контрольная работа

Описание

Инженерная психология - наука, изучающая системы "человек - машины" с целью достижения их высокой эффективности и разрабатывающая психологические основы:
конструирования техники и организации управления технологическим процессом;
подбора людей, обладающих необходимым уровнем индивидуально-психологических профессионально-важных качеств для работы с определенной техникой;

Содержание

1. Инженерная психология как наука
1.1 Определение инженерной психологии
1.2 Цель инженерной психологии
1.3 Задачи инженерной психологии
2. Система "человек-машина"
4. Психологические проблемы организации взаимодействия человека с ЭВМ

Работа состоит из  1 файл

рефOffice Word (2).docx

— 27.42 Кб (Скачать документ)

Благодаря пластичности "сенсорного входа" оператор может  оценивать состояние регулируемых объектов не только по тем сигналам, которые прямо ему и адресованы, но и по косвенным сигналам, не предусмотренным схемой системы управления. Благодаря опыту у оператора складываются свои способы приема информации, позволяющие ему "брать информацию за пределами рассчитанной системы управления". В отношении приема информации человек не ограничен конструкцией системы управления. Так, предположим, что в системе управления - по расчетам конструкторов - единственным средством подачи оператору информации об управляемом объекте должен быть тот или иной прибор или их комплекс. Прием информации рассматривается как считывание показаний приборов. Однако часто оказывается, что в реальном процессе управления оператор не ограничивается только считыванием показаний приборов, но ориентируется в обстановке и по многим другим косвенным сигналам (например, по вибрации пола, шуму мотора), разумеется, если они доступны для его органов чувств. При этом иногда косвенные сигналы служат для него источником гораздо большей информации, чем приборы.

В отличие от человека вход у существующих машин ограничен  схемой системы регулирования. Машина "видит" и "слышит" лишь те сигналы, которые только ей и адресованы, и может принять их лишь в той  форме, которая была заранее определена конструктором. Ко всем другим сигналам машина "слепа" и "глуха".

Человек может с  максимальной выгодой использовать избыточность информации. Он способен объединять отдельные сигналы в  целостную структуру, что позволяет  находить наиболее экономные способы  ее приема и переработки. Способы  приема информации машиной ограничены, так же как и ее возможность  использовать избыточность информации.

Далее, человек в  состоянии "схватить" маловероятные (неожиданные с точки зрения задач  данной системы) события. В этом отношении  возможности существующих машин  пока весьма ограничены.

Что же касается максимального  объема информации, принимаемой и  перерабатываемой в единицу времени, то здесь явные преимущества остаются за машиной. Так как она в состоянии  принять и переработать значительно (в сотни и тысячи раз) большее  количество информации.

Большой пластичностью  и гибкостью характеризуется  также деятельность человека по переработке  принятой информации. Его возможности  преобразовывать информацию из одной  формы в другую, анализировать  и синтезировать поступающие сигналы практически почти безграничны. В зависимости от условий и требований конкретного процесса управления оператор может применять либо тот, либо иной способ кодирования и декодирования принимаемых сигналов, сравнительно легко переходя от одного из них к другому. Человек не ограничен каким - либо одним алфавитом и способен при соответствующем обучении работать в разных "ключах". Одну и ту же операцию по переработке информации он может выполнить, пользуясь различными способами. В принципе для человека всегда остается возможность найти новый способ переработки, не предусмотренный конструктором системы управления. Существующие кибернетические машины моделируют лишь некоторые, далеко не всегда наиболее экономные способы обработки информации, применяемые человеком.

В отношении функции  переработки информации так же, как  и в отношении функции приема, человека не ограничен конструкцией системы управления.

Но в выполнении некоторых действий человек значительно  уступает по точности и скорости машине. Так, операции счета он выполняет  значительно медленнее и менее  точно, чем это делает информационно - логическая машина.

Выступая в роли исполнителя командной информации, человек также характеризуется  большой пластичностью. Пользуясь  одним и тем же двигательным аппаратом, он в состоянии выполнять самые  разнообразные действия.

Как правило, существующие автоматические регуляторы являются строго и узко специализированными. Человек же при некотором обучении с одинаковым успехом может осуществлять функции регулятора во многих системах управления, какими бы различными ни были их функциональные структурные схемы. Он может легко и часто менять программы, по которым должно осуществляться регулирование. Обладая огромной пластичностью, человек способен в случае тех или иных нарушений переходить от одного способа выполнения своих функций в системах управления к другим. Машина же при нарушении перестает работать или начинает допускать грубые ошибки.

Однако, имея возможность "настроиться на любую программу", оператор значительно уступает машине по времени, в течение которого он способен непрерывно работать по заданной программе. Он сравнительно быстро устает, может отвлекаться, забывать нужное и многое другое.

Итак, из выше сказанного следует, что человек - оператор является универсальным и наиболее пластичным "звеном системы управления". Вместе с тем он уступает "машинным звеньям" системы по скорости, а частично и точности выполнения операций и  по возможности длительное время  непрерывно сохранять заданный режим  работы.

4. Психологические  проблемы организации взаимодействия  человека с ЭВМ

 

Интенсивное развитие информационно-вычислительной техники  и ее широкое использование при  решении различных технических  и управленческих задач обусловило актуальность исследований и разработок, связанных с проблемой организации  эффективного взаимодействия человека-оператора  с ЭВМ.

При использовании  ЭВМ человек выполняет самые  разнообразные функции, начиная  с технического обслуживания аппаратуры и кончая управлением сложными экспериментами или принятием ответственных  решений на высших уровнях управления. Необходимость расширения сферы  эффективного использования ЭВМ  ставит перед психологической наукой комплекс весьма сложных задач. Причем эти задачи не ограничиваются инженерно-психологическим  проектированием и оценкой только согласующих средств, таких, как  индикаторные устройства и пульты ввода  информации, хотя они, без сомнения, делают возможным, ускоряют, расширяют  или усиливают взаимодействие человека с ЭВМ.

Психологический анализ включает также распределение функции  между человеком и ЭВМ, оптимизацию  взаимодействия в системе в целом, поиск принципиально новых способов организации процессов решения  интеллектуальных задач на базе перспективной  информационно-вычислительной техники.

Одним из наиболее острых является вопрос о распределении  функции, о рациональном сопряжении ЭВМ и творческой деятельности человека.

Решение задачи распределения  функции тесно связано с психологическим  исследованием основных функций, выполняемых  человеком с применением ЭВМ. Наиболее важными функциями являются принятие решений, диагностика, прогнозирование  и планирование. Наряду с традиционными проблемами, такими, как изучение особенностей восприятия человеком информации, выбор предпочтительных форм взаимодействия, возникает целый ряд принципиально новых: выбор стратегий и тактик решения; формирование критериев, оценка последовательности и построения управляющих воздействий; особенности использования различных языков обмена и способов их построения; организация диалогов, повышение эффективности процедур обмена информацией при принятии оперативных решений.

Размещено на


Информация о работе Основы инженерной психологии