Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:29, шпаргалка
В настоящее время психология преподаётся практически во всех вузах, колледжах и средних школах, а также на различных краткосрочных профессиональных курсах переподготовки, факультетах повышения квалификации, в системе после дипломного образования. Несмотря на существенные различия в объёме и глубине изучаемых курсов, в специфической направленности их содержания для подготовки различных специалистов, всем преподавателям психологии одинаково необходимо одно - владение методикой её преподавания.
Методика преподавания психологии - это наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп.
Рассматривая методику как педагогическую науку, мы должны ответить на вопросы: «Как соотносятся между собой дидактика и методика?» «Какова связь между методикой и педагогикой?»
1.
Методика преподавания
В настоящее
время психология преподаётся практически
во всех вузах, колледжах и средних
школах, а также на различных краткосрочных
профессиональных курсах переподготовки,
факультетах повышения квалификации,
в системе после дипломного образования.
Несмотря на существенные различия в объёме
и глубине изучаемых курсов, в специфической
направленности их содержания для подготовки
различных специалистов, всем преподавателям
психологии одинаково необходимо одно
- владение методикой её преподавания.
Методика преподавания
психологии - это наука о психологии
как учебном предмете и закономерностях
процесса обучения различных возрастных
групп.
Рассматривая
методику как педагогическую науку, мы
должны ответить на вопросы: «Как соотносятся
между собой дидактика и методика?» «Какова
связь между методикой и педагогикой?»
Педагогика и
методика соотносятся как родовое
и видовое понятия. Первая определяет
общие закономерности обучения и воспитания,
а вторая интерпретирует их применительно
к своему учебному предмету.
Разнообразны
представления и о предмете методики
преподавания психологии:
1) её предметом
является обучение психологии, понимаемое
как процесс управления, осуществляемый
учителем, который использует ряд вспомогательных
средств:
учебники, наглядные
пособия, ТСО и др. Обучение же психологии
- это обучение психологической деятельности;
2) методика имеет
своим объектом
3) методика преподавания
психологии - это наука о психологии
как учебном предмете и
3) методика преподавания
психологии - это наука о психологии как
учебном предмете и закономерностях процесса
обучения различных возрастных групп;
4) предметом
дидактики психологии является
психологическое образование,
5) методика - раздел
педагогики, т.е. ученые, рассматривают
предмет методики, включая в него обучение,
образование и воспитание, а порой ограничивая
его совокупностью средств и методов усвоения
содержания образования. При этом они
по-разному понимают обучение, считая
его либо взаимодействием учителя и учащихся,
либо процессом овладения действиями,
либо познавательной деятельностью.
Методика преподавания
решает следующие задачи:
Методика преподавания
как наука рассматривает вопрос
о целях, задачах обучения психологии.
Без ответа на этот вопрос она не
может решать другие вопросы. Определенное
время целью обучения считалось вооружение
студентов, учащихся психологическими
знаниями, умениями и навыками. В настоящее
время все больше возрастает роль науки,
растет объем знаний. Поэтому важным является
привитие обучаемым стремления самостоятельно
приобретать знания.
Методика преподавания
психологии как наука решает вопрос
об общих закономерностях и
Методика преподавания
психологии рассматривает вопрос «Чему
учить?». Какой объем знаний дать обучаемым
на разных ступенях их подготовки.
Методы обучения
психологии.
Методы программированного
обучения предполагали перестройку
традиционного обучения за счет уточнения
и операционализации целей, задач,
способов решения, форм поощрения и контроля
применительно к предметному содержанию
знаний.
Методы проблемного
обучения – акцентировали не аспекты
структурирования объективного знания,
а ситуации, в которых оказывается
личность обучаемого.
Методы интерактивного
обучения обратились к способом управления
процессом усвоения знаний посредством
организации человеческих взаимодействий
и отношений.
Использование
в обучении психологии приемов этих
трех групп активных методов обучения
предполагает создание системы учебных
задач в курсе психологии.
Словесные методы
обучения психологии – источником
знаний и умений является устное или
печатное слово).
Наглядные методы
обучения психологии – источником
знаний и умений являются наблюдаемые
предметы, явления, наглядные пособия.
Практические методы
обучения психологии – источником знаний
и умений являются практические действия,
выполняемые учащимися.
Дистанционное
обучение – образовательные технологии,
реализуемые в основном с применением
информационных и телекоммуникационных
технологий при опосредованном или не
полностью опосредованном взаимодействии
обучающегося и педагогического работника.
Методы закрепления
изученного материала – закрепление
изученного материала.
2.
Предмет, цели и задачи курса
«Методика преподавания
Психология преподается
практически во всех Вузах, колледжах,
гимназиях, педучилищах, а также
в системе подготовки и переподготовки
кадров, на факультетах повышения
квалификации, в системе последипломного
образования.
Несмотря на
существенные различия в объеме и глубине
изучаемых курсов, в специфической направленности
их содержания для подготовки различных
специалистов, всем преподавателям психологии
необходимо одно – владение методикой
ее преподавания.
Методика преподавания
психологии – это отрасль педагогической
науки, исследующая закономерности обучения
психологии. Это наука о том, как заинтересовать
учебой, увлечь ею и научить учиться самостоятельно
и творчески.
Цели обучения
психологии определяются особенностями
ее содержания как гуманитарной дисциплины
(Ляудис В.Я.). Гуманитарное познание –
это особый тип научного познания. В центре
гуманитарного познания – не вещь, а личность,
отношения субъект – субъект. Вещь исчерпаема
до конца актом познания субъекта. Личность
как познаваемое требует не «точности»
познания, но глубины «проникновения».
Познание-проникновение – всегда двусторонний
акт. Суть познающего субъекта и субъекта
познаваемого – в диалоге (в определенной
мере проникновенности, взаимной сопряженности
познающего и познаваемого).
Общей целью изучения
психологии является формирование у обучаемых
умения психологически мыслить, применять
свои психологические знания для научного
объяснения фактов и явлений психики,
а также для преобразования психики человека
в интересах развития его личности: –
обучения и воспитания, формирования коллектива,
психологической коррекции отклоняющегося
поведения, психотерапевтического лечения
нервно-психологических расстройств и
т.д.
В силу разной профессиональной
ориентации (а именно, если возьмем
большую группу непсихологических
специальностей) – цель изучения психологии
может быть определена следующим образом:
психологические знания нужны любому
специалисту для психологической грамотности
(для взаимопонимания, обучения, руководства),
а также для регулирования собственного
внутреннего мира. Иначе говоря, обучение
психологии направлено: во-первых, на овладение
способами понимания и преобразования
условий, определяющих образ мыслей и
образ действий других людей и, во-вторых,
на преобразование условий собственной
жизнедеятельности и сознания.
Для специалистов-психологов,
педагогов цель изучения психологии:
1) научиться
психологически мыслить:
2) освоить
психотехнические приемы и
Задачи курса:
1. Познакомить
обучаемых с двумя различными типами организации
управления учебно-воспитательным процессом:
– традиционным,
– инновационным.
2. Помочь
осознать, что методика преподавания
психологии не является суммой
(сводом) жестких и неизменно-
Превалирующей
долгий период времени была методика,
сводящая подготовку специалиста к
запоминанию знаний, составляющих содержание
учебной дисциплины. Такая методика
слабо ориентировала на развитие
личности, способной не только усваивать
готовые знания, но и творчески их перерабатывать.
В последние годы изменился акцент с того,
что усваивается в учении (система знаний)
на примат личности, ее ценностных ориентаций,
смыслов, мотивов при организации всех
этапов и форм обучения. Преподаватель
в этих условиях выступает в роли организатора
учебной деятельности обучаемых, а не
простого передатчика суммы знаний. Методы
преподавания, обеспечивающие такую учебную
деятельность, называют активными методами
обучения.
Итак, главная
задача данного курса: раскрыть как
традиционные, так и инновационные (активные)
методы обучения и проанализировать возможности
их использования в преподавании психологии.
4.
ажности методологии в
Попробуем описать
эти принципы, опираясь на работы известных
российских психологов В.П.Зинченко и
С.Д.Смирнова (1983), Ф.Е.Василюка (2003), Д.В.Лубовского
(2004), А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского
(1999), А.В.Юревича (2005) и других.
Первый принцип
– ориентация на четкость и ясность
постановки проблемы (научной или
практической) как со стороны содержания,
так и по форме.
Иными словами,
преподаватель, придерживающийся определенных
принципов и методологических норм,
может грамотно сформулировать вопрос,
требующий рассмотрения в процессе
обучения психологии. Например: "Возможно
ли изменить личностные качества человека
только методами убеждения?". Или: "Требуется
ли повторяемость явлений психологических
феноменов, чтобы утверждать их существование?".
Скажем, с позиций материалистической
методологии некорректно формулировать
проблему так: "Какую часть души занимает
божественный дух?". А с позиций идеалистической
методологии нелепо ставить вопрос о материальности
всего сущего. Преподаватель психологии
должен хорошо понимать это.
Второй принцип
- осуществление
Любое открытие,
любые новые факты и полученные
данные требуют своего объяснения и
включения их в систему уже
известных знаний. Практически невозможно
преподносить обучающимся знания, не
объясняя их смысл и значение, не
рассматривая связь с реальной жизнью.
Например, обучающихся психологии часто
интересует, что думают специалисты о
различных паранормальных явлениях, скажем,
о "чтении" мыслей собеседника, угадывании
геометрических фигур, изображенных на
листах, которые спрятаны в плотные закрытые
конверты, и т.п. Относительно подобных
явлений ученые высказываются совершенно
по-разному. Можно попробовать рассматривать
их как особое проявление уже известных
феноменов и уникальное свойство, присущее
редким индивидам, у которых особо низкий
порог восприятия. Это позволяет оставаться
в рамках прежней научной методологии.
Можно просто игнорировать паранормальные
явления и отрицать реальность их существования.
Можно попытаться разработать новые методологические
координаты, которые включали бы и объясняли
бы такие явления наряду со всеми известными,
но уже по-новому. Преподавателю психологии
неизбежно придется изложить собственную
позицию.
Третий принцип
– указание на пути развития психологической
науки и практики.
Самой собой, разумеется,
что ученые, стоящие на отличающихся
методологических основаниях, видят дальнейшие
перспективы различным образом. Поведенческие
психологи предпочитают говорить о будущем
психологии как экспериментальной науки,
по своим методам и строгости все более
приближающейся к естественным наукам,
таким, как физика и математика. Экзистенциальные
психологи утверждают, что психология
должна по своему духу все более становиться
гуманитарной. Пора, мол, вернуться к истокам
и вспомнить о своей прародительнице –
философии. Поэтому сейчас все чаще звучат
голоса о "рефилософизации психологии".
По-разному видятся и пути развития психологической
практики – опять-таки в зависимости от
исходных методологических оснований.
Тут уже за примерами совсем не надо далеко
ходить: достаточно вспомнить о дискуссиях,
например, вокруг службы практической
психологии образования. Одни методологи
видят школьного психолога в будущем как
своего рода мессию, открывающего новые
пути отечественной школы. Другие настаивают
на сведении его деятельности к четко
ограниченному функционалу. А третьи и
вовсе пророчат школьной психологической
службе скорый и бесславный конец. Достаточно
очевидно, что от того, какая методологическая
позиция восторжествует в научном мире,
во многом будет зависеть и судьба практической
психологии в России.