Основы психологии преподавания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:29, шпаргалка

Описание

В настоящее время психология преподаётся практически во всех вузах, колледжах и средних школах, а также на различных краткосрочных профессиональных курсах переподготовки, факультетах повышения квалификации, в системе после дипломного образования. Несмотря на существенные различия в объёме и глубине изучаемых курсов, в специфической направленности их содержания для подготовки различных специалистов, всем преподавателям психологии одинаково необходимо одно - владение методикой её преподавания.

Методика преподавания психологии - это наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп.

Рассматривая методику как педагогическую науку, мы должны ответить на вопросы: «Как соотносятся между собой дидактика и методика?» «Какова связь между методикой и педагогикой?»

Работа состоит из  1 файл

псих препод.doc

— 43.00 Кб (Скачать документ)

1.      Методика преподавания психологии  в системе наук, связь с педагогикой.  Предмет, цели и задачи 
 

В настоящее  время психология преподаётся практически  во всех вузах, колледжах и средних  школах, а также на различных краткосрочных  профессиональных курсах переподготовки, факультетах повышения квалификации, в системе после дипломного образования. Несмотря на существенные различия в объёме и глубине изучаемых курсов, в специфической направленности их содержания для подготовки различных специалистов, всем преподавателям психологии одинаково необходимо одно - владение методикой её преподавания. 

Методика преподавания психологии - это наука о психологии как учебном предмете и закономерностях  процесса обучения различных возрастных групп. 

Рассматривая  методику как педагогическую науку, мы должны ответить на вопросы: «Как соотносятся между собой дидактика и методика?» «Какова связь между методикой и педагогикой?» 

Педагогика и  методика соотносятся как родовое  и видовое понятия. Первая определяет общие закономерности обучения и воспитания, а вторая интерпретирует их применительно к своему учебному предмету.  

Разнообразны  представления и о предмете методики преподавания психологии: 

1) её предметом  является обучение психологии, понимаемое  как процесс управления, осуществляемый учителем, который использует ряд вспомогательных средств: 

учебники, наглядные  пособия, ТСО и др. Обучение же психологии - это обучение психологической деятельности; 

2) методика имеет  своим объектом психологическое  образование, обучение основам психологической науки и неразрывно связанное с ним воспитание подрастающего поколения; 

3) методика преподавания  психологии - это наука о психологии  как учебном предмете и закономерностях  процесса обучения различных  возрастных групп; 

3) методика преподавания психологии - это наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп; 

4) предметом  дидактики психологии является  психологическое образование, включая  обучение и связанное с ним  воспитание, а также его проблемы и перспективы развития, при этом замечает, что предмет дидактики психологии - это процесс и результат усвоения предметных программных знаний, умений и навыков; 

5) методика - раздел  педагогики, т.е. ученые, рассматривают  предмет методики, включая в него обучение, образование и воспитание, а порой ограничивая его совокупностью средств и методов усвоения содержания образования. При этом они по-разному понимают обучение, считая его либо взаимодействием учителя и учащихся, либо процессом овладения действиями, либо познавательной деятельностью. 

Методика преподавания решает следующие задачи: 

Методика преподавания как наука рассматривает вопрос о целях, задачах обучения психологии. Без ответа на этот вопрос она не может решать другие вопросы. Определенное время целью обучения считалось вооружение студентов, учащихся психологическими знаниями, умениями и навыками. В настоящее время все больше возрастает роль науки, растет объем знаний. Поэтому важным является привитие обучаемым стремления самостоятельно приобретать знания. 

Методика преподавания психологии как наука решает вопрос об общих закономерностях и дидактических  принципах, на основе которых строиться  процесс обучения психологии 

Методика преподавания психологии рассматривает вопрос «Чему  учить?». Какой объем знаний дать обучаемым на разных ступенях их подготовки. 

Методы обучения психологии. 
 

Методы программированного обучения предполагали перестройку  традиционного обучения за счет уточнения  и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний. 

Методы проблемного  обучения – акцентировали не аспекты  структурирования объективного знания, а ситуации, в которых оказывается  личность обучаемого. 

Методы интерактивного обучения обратились к способом управления процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений. 

Использование в обучении психологии приемов этих трех групп активных методов обучения предполагает создание системы учебных  задач в курсе психологии. 

Словесные методы обучения психологии – источником знаний и умений является устное или  печатное слово). 

Наглядные методы обучения психологии – источником знаний и умений являются наблюдаемые  предметы, явления, наглядные пособия. 

Практические методы обучения психологии – источником знаний и умений являются практические действия, выполняемые учащимися. 

Дистанционное обучение – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением  информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. 

Методы закрепления  изученного материала – закрепление  изученного материала. 
 
 
 
 
 

2.       Предмет, цели и задачи курса  «Методика преподавания психологии» 

Психология преподается  практически во всех Вузах, колледжах, гимназиях, педучилищах, а также  в системе подготовки и переподготовки кадров, на факультетах повышения  квалификации, в системе последипломного  образования. 

Несмотря на существенные различия в объеме и глубине изучаемых курсов, в специфической направленности их содержания для подготовки различных специалистов, всем преподавателям психологии необходимо одно – владение методикой ее преподавания. 

Методика преподавания психологии – это отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения психологии. Это наука о том, как заинтересовать учебой, увлечь ею и научить учиться самостоятельно и творчески. 

Цели обучения психологии определяются особенностями  ее содержания как гуманитарной дисциплины (Ляудис В.Я.). Гуманитарное познание – это особый тип научного познания. В центре гуманитарного познания – не вещь, а личность, отношения субъект – субъект. Вещь исчерпаема до конца актом познания субъекта. Личность как познаваемое требует не «точности» познания, но глубины «проникновения». Познание-проникновение – всегда двусторонний акт. Суть познающего субъекта и субъекта познаваемого – в диалоге (в определенной мере проникновенности, взаимной сопряженности познающего и познаваемого). 

Общей целью изучения психологии является формирование у обучаемых умения психологически мыслить, применять свои психологические знания для научного объяснения фактов и явлений психики, а также для преобразования психики человека в интересах развития его личности: – обучения и воспитания, формирования коллектива, психологической коррекции отклоняющегося поведения, психотерапевтического лечения нервно-психологических расстройств и т.д. 

В силу разной профессиональной ориентации (а именно, если возьмем  большую группу непсихологических специальностей) – цель изучения психологии может быть определена следующим образом: психологические знания нужны любому специалисту для психологической грамотности (для взаимопонимания, обучения, руководства), а также для регулирования собственного внутреннего мира. Иначе говоря, обучение психологии направлено: во-первых, на овладение способами понимания и преобразования условий, определяющих образ мыслей и образ действий других людей и, во-вторых, на преобразование условий собственной жизнедеятельности и сознания. 

Для специалистов-психологов, педагогов цель изучения психологии: 

1)   научиться  психологически мыслить: анализировать,  оценивать и объяснять психические  явления, 

2)   освоить  психотехнические приемы и способы  применения научных положений к позитивному изменению психики человека. Следует подчеркнуть, что действенность методики преподавания зависит от ясной осознанности цели преподавания и подчинения ей всей совокупности методических приемов. 

Задачи курса: 

1.    Познакомить  обучаемых с двумя различными типами организации управления учебно-воспитательным процессом: 

– традиционным, 

– инновационным. 

2.    Помочь  осознать, что методика преподавания  психологии не является суммой (сводом) жестких и неизменно-обязательных  правил и технологий. 

Превалирующей долгий период времени была методика, сводящая подготовку специалиста к  запоминанию знаний, составляющих содержание учебной дисциплины. Такая методика слабо ориентировала на развитие личности, способной не только усваивать  готовые знания, но и творчески их перерабатывать. В последние годы изменился акцент с того, что усваивается в учении (система знаний) на примат личности, ее ценностных ориентаций, смыслов, мотивов при организации всех этапов и форм обучения. Преподаватель в этих условиях выступает в роли организатора учебной деятельности обучаемых, а не простого передатчика суммы знаний. Методы преподавания, обеспечивающие такую учебную деятельность, называют активными методами обучения. 

Итак, главная  задача данного курса: раскрыть как традиционные, так и инновационные (активные) методы обучения и проанализировать возможности их использования в преподавании психологии. 
 
 

4.          ажности методологии в преподавании  психологии речь уже шла. А  в чем же заключаются важнейшие  методологические принципы, на которые следует ориентироваться преподавателю психологии (психолого-педагогические принципы преподавания будут рассмотрены отдельно)? 

Попробуем описать  эти принципы, опираясь на работы известных  российских психологов В.П.Зинченко и С.Д.Смирнова (1983), Ф.Е.Василюка (2003), Д.В.Лубовского (2004), А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского (1999), А.В.Юревича (2005) и других.  

Первый принцип  – ориентация на четкость и ясность  постановки проблемы (научной или  практической) как со стороны содержания, так и по форме. 

Иными словами, преподаватель, придерживающийся определенных принципов и методологических норм, может грамотно сформулировать вопрос, требующий рассмотрения в процессе обучения психологии. Например: "Возможно ли изменить личностные качества человека только методами убеждения?". Или: "Требуется ли повторяемость явлений психологических феноменов, чтобы утверждать их существование?". Скажем, с позиций материалистической методологии некорректно формулировать проблему так: "Какую часть души занимает божественный дух?". А с позиций идеалистической методологии нелепо ставить вопрос о материальности всего сущего. Преподаватель психологии должен хорошо понимать это. 

Второй принцип - осуществление мировоззренческой  интерпретации психологических знаний. 

Любое открытие, любые новые факты и полученные данные требуют своего объяснения и  включения их в систему уже  известных знаний. Практически невозможно преподносить обучающимся знания, не объясняя их смысл и значение, не рассматривая связь с реальной жизнью. Например, обучающихся психологии часто интересует, что думают специалисты о различных паранормальных явлениях, скажем, о "чтении" мыслей собеседника, угадывании геометрических фигур, изображенных на листах, которые спрятаны в плотные закрытые конверты, и т.п. Относительно подобных явлений ученые высказываются совершенно по-разному. Можно попробовать рассматривать их как особое проявление уже известных феноменов и уникальное свойство, присущее редким индивидам, у которых особо низкий порог восприятия. Это позволяет оставаться в рамках прежней научной методологии. Можно просто игнорировать паранормальные явления и отрицать реальность их существования. Можно попытаться разработать новые методологические координаты, которые включали бы и объясняли бы такие явления наряду со всеми известными, но уже по-новому. Преподавателю психологии неизбежно придется изложить собственную позицию. 

Третий принцип  – указание на пути развития психологической  науки и практики. 

Самой собой, разумеется, что ученые, стоящие на отличающихся методологических основаниях, видят дальнейшие перспективы различным образом. Поведенческие психологи предпочитают говорить о будущем психологии как экспериментальной науки, по своим методам и строгости все более приближающейся к естественным наукам, таким, как физика и математика. Экзистенциальные психологи утверждают, что психология должна по своему духу все более становиться гуманитарной. Пора, мол, вернуться к истокам и вспомнить о своей прародительнице – философии. Поэтому сейчас все чаще звучат голоса о "рефилософизации психологии". По-разному видятся и пути развития психологической практики – опять-таки в зависимости от исходных методологических оснований. Тут уже за примерами совсем не надо далеко ходить: достаточно вспомнить о дискуссиях, например, вокруг службы практической психологии образования. Одни методологи видят школьного психолога в будущем как своего рода мессию, открывающего новые пути отечественной школы. Другие настаивают на сведении его деятельности к четко ограниченному функционалу. А третьи и вовсе пророчат школьной психологической службе скорый и бесславный конец. Достаточно очевидно, что от того, какая методологическая позиция восторжествует в научном мире, во многом будет зависеть и судьба практической психологии в России. 

Информация о работе Основы психологии преподавания