Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:29, шпаргалка
В настоящее время психология преподаётся практически во всех вузах, колледжах и средних школах, а также на различных краткосрочных профессиональных курсах переподготовки, факультетах повышения квалификации, в системе после дипломного образования. Несмотря на существенные различия в объёме и глубине изучаемых курсов, в специфической направленности их содержания для подготовки различных специалистов, всем преподавателям психологии одинаково необходимо одно - владение методикой её преподавания.
Методика преподавания психологии - это наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп.
Рассматривая методику как педагогическую науку, мы должны ответить на вопросы: «Как соотносятся между собой дидактика и методика?» «Какова связь между методикой и педагогикой?»
Преподаватель
психологии должен уметь осуществлять
методологический анализ возможных
вариантов развития науки и практики.
Четвертый принцип
– стимулирование обучающихся к
самостоятельному осуществлению научной
и практической деятельности (это
касается, разумеется, только студентов
– будущих профессионалов-психологов).
Устаревшие методологические
постулаты и ретроградные взгляды
преподавателя психологии, которые
не соответствуют новым научным
данным, разумеется, вряд ли сумеют кого-то
к чему-то стимулировать. Но именно
поэтому и происходит смена методологических
подходов, что формулирование новых норм
и принципов позволяет как бы "раздвинуть
шторы" для лучшего видения диапазона
возможностей.
Осознание новых
перспектив и четкое понимание того,
что уже известно, а что нет, усвоенные
в процессе изучения психологии, в буквальном
смысле "подталкивает" исследователей
к деятельности. Но не только исследователей.
Практиков тоже. Ведь в психологии, как
и во многих других науках, практики часто
идут впереди ученых. И если "методологический
прожектор" высветил новое направление,
то порой даже не зная о всех трудностях
и опасностях предстоящей дороги через
неизведанные пространства, вперед идут
"сталкеры"-практики, на ощупь, интуитивно
прокладывающие путь. Самое главное для
них знать, что это направление признано
перспективным. Так было с психоанализом,
так было и с гуманистической психологией,
да и со многими другими психологическими
школами.
Пятый принцип -
анализ средств и приемов решения
научных и практических психологических
задач.
Психоаналитическая
методология предлагает свои средства
и изучения психики и воздействия
на нее – интерпретацию, изучение
архетипов коллективного
Шестой принцип
– описание и оценка деятельности
исследователя или практика.
Речь идет об
анализе самой структуры деятельности,
включающей мотивацию, цели, задачи, действия,
средства и методы, оценку результатов.
Обращение к этим вопросам способствует
улучшению организационную сторону исследования
каких-либо проблем или преобразования
изучаемых объектов. Проще говоря, этот
принцип помогает взглянуть не только
объект, но и на самого человека, изучающего
или преобразующего этот объект и на их
взаимодействие. Это особенно важно для
психологии, в которой "объект" сам
является "субъектом". Ведь клиент
(или испытуемый) тоже всегда оказывает
влияние на психолога и нужно с методологических
позиций понять и объяснить все аспекты
возникающего взаимодействия как двустороннего
процесса.
Пожалуй, это
не исчерпывающий список методологических
принципов преподавания психологии.
Но даже его достаточно, чтобы понять важность
методологии для преподавателя. Педагог,
не учитывающий роль методологии в его
собственной деятельности, часто оказывается
просто "слепым" в плане понимания
того, что он сам делает, когда обучает
других.