Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 19:49, курсовая работа
Цель данного исследования:
1) Изучение проблемы развития творческих способностей и развитие самостоятельности у учащихся, а именно тех ее аспектов, значение которых необходимо для практической деятельности
в этом направлении педагога дополнительного образования.
Введение………………………………………………………………………
Глава I.Основы самостоятельности и творчества в обучении и развитие учащихся современной школы.
1.1 Самостоятельность и творчество учащихся, и ее развитие в процессе обучения как психолого-педагогическая проблема……………………………
1.2 Содержание и структура самостоятельности и творчества детей в учебном процессе………………………………………………………………………….
Глава II.Процесс формирования самостоятельности и творчества в обучении и развитие школьников.
2.1Пути формирование самостоятельности учащихся в учебном – воспитательном процессе…………………………………………………………
2.2Методы, приемы и средства развития творческих способностей у современных школьников………………………………………………………
Заключение
Список источников и литературы
результативный
компонент: новые знания, способы, социальный
опыт, идеи, способности, качества.
Вторая группа:
содержательный компонент: выделение познавательной задачи, цели учебной деятельности;
процессуальный компонент: подбор, определение, применение адекватных способов действий, ведущих к достижению результатов;
мотивационный
компонент: потребность в новых
знаниях, выполняющих функции
Собственно
процесс самостоятельной
Итак, в социальном плане самостоятельная деятельность может рассматриваться в очень широком спектре. В любом отношении личности к окружающему миру, в любом виде ее конкретного взаимодействия со средой.
Проблема самостоятельной деятельности учащихся и средств ее организации в структуре урока имеет свою богатую историю. Выделяют три основных направления, в рамках которых проблема самостоятельной деятельности обсуждается представителями передовой педагогической мысли на протяжении многих веков.
Представителями
первого направления можно
Второе направление (дидакто-методическое) берет свое начало в трудах Я.А. Коменского. Содержанием его является разработка организационно-практических вопросов вовлечения школьников в самостоятельную деятельность. При этом предметом теоретического обоснования основных положений проблемы выступают здесь преподавание, деятельность учителя без достаточно глубокого исследования и анализа природы деятельности самого ученика.
Третье
направление (психолого-дидактическое)
характеризуется тем, что самостоятельная
деятельность учащегося не только декларируется
в рамках исследования арсенала педагогических
средств и методов
Исходным положением концепции Л.Н. Толстого является учет жизненного опыта ребенка, предоставление ему максимальной свободы в действиях на основе широкого развертывания в процессе обучения самостоятельной работы как средства развития творческих сил и способностей учащихся.
Н.Д.
Левитов считает
Б.П. Есипов дополняет данное определение, считая, что формирование у школьников умений и навыков включает в себя и такие задания, которые требуют «самостоятельного выполнения работ с постепенным нарастанием их сложности»[6, 17]. «Творческая деятельность учащихся, - пишет Б.П. Есипов, - не ограничивается лишь приобретением нового, она включает создание нового» [6, 63]. И.Т. Огородников усматривает элементы творчества учащихся при самостоятельной деятельности прежде всего в раскрытии ими новых сторон изучаемых явлений, в высказывании своих суждений, в использовании более совершенных методов решения поставленных вопросов.
П.И. Пидкасистый самостоятельную деятельность представляет как систему, включающую в себя следующие основные компоненты: содержательную сторону (знания, выраженные в понятиях или образах восприятий и представлений); оперативную (разнообразные действия, оперирование умениями, приемами как во внешнем, так и во внутреннем плане действия); результативную сторону. Он отмечает, «что главный признак самостоятельной деятельности как дидактического образования, проявляется в том, что цель деятельности ученика несет в себе одновременно и функцию управления этой деятельностью. Поэтому предметное содержание каждого действия, как единицы самостоятельной деятельности, актуально осознается школьником, становится непосредственной целью этого действия. Что же касается цели в этой структуре деятельности, то она выполняет по отношению к предметному содержанию регулятивную функцию и способствует дальнейшему самостоятельному продвижению школьника в процессе познания, в усвоении им новых знаний, опыта деятельности и их последующих преобразований» [15, 56].
Наконец,
можно выделить и третий подход,
в котором по сути дела отсутствует
какая-либо четко выраженная теоретическая
концепция. Здесь дидактический
анализ самостоятельной деятельности
подменяется описанием
в)Компоненты творческих способностей
Творческие
способности представляют собой
сплав многих качеств. И вопрос о
компонентах творческого
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность
- способность порождать новые
нестандартные идеи (это может
проявляться в ответах,
4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.
Известный
отечественный исследователи
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность
сворачивать мыслительные
3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
5. Способность
легко ассоциировать
6. Способность
памяти выдавать нужную
7. Гибкость мышления.
8. Способность
выбирать одну из альтернатив
решения проблемы до её
9. Способность
включать вновь воспринятые
10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
11. Лёгкость генерирования идей.
12. Творческое воображение.
13. Способность
доработки деталей, к
Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории.
1. Релизм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.
2. Умение видеть целое раньше частей.
3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности .
1. Способность рисковать.
2. Дивергентное мышление.
3.
Гибкость в мышлении и
4. Скорость мышления.
5.
Способность высказывать
6. Богатое воображение.
7.
Восприятие неоднозначности
8.
Высокие эстетические ценности.
9. Развитая интуиция.
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:
1. Развитие воображения.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.
Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.
Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию - необратимый процесс. Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей /4, 186-187/.