Основы самостоятельности и творчества в обучении и развитие учащихся современной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 19:49, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования:
1) Изучение проблемы развития творческих способностей и развитие самостоятельности у учащихся, а именно тех ее аспектов, значение которых необходимо для практической деятельности
в этом направлении педагога дополнительного образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
Глава I.Основы самостоятельности и творчества в обучении и развитие учащихся современной школы.
1.1 Самостоятельность и творчество учащихся, и ее развитие в процессе обучения как психолого-педагогическая проблема……………………………
1.2 Содержание и структура самостоятельности и творчества детей в учебном процессе………………………………………………………………………….
Глава II.Процесс формирования самостоятельности и творчества в обучении и развитие школьников.
2.1Пути формирование самостоятельности учащихся в учебном – воспитательном процессе…………………………………………………………
2.2Методы, приемы и средства развития творческих способностей у современных школьников………………………………………………………
Заключение
Список источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 65.77 Кб (Скачать документ)

      С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.   
 
 
 
 
 

Глава II. Процесс формирования самостоятельности и творчества в обучении и развитие школьников.

2.1 Пути Формирования самостоятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе.

     Анализ  понятия познавательной самостоятельности  школьника и понятия деятельности, анализ психологических аспектов теории обучения, позволили выделить форму  организации деятельности школьников в обучении, позволяющую формировать  названное качество деятельности. Соответствующим  видом деятельности является процесс  постановки перед собой промежуточных  задач самими учащимися в ходе обучения.

     Это связано с тем, что каждый этап процесса формирования самостоятельности  сопровождается реализацией адекватных учебных ситуаций, в качестве средств  создания которых, может выступать  комплекс учебных заданий, задач, дидактических  игр, проектов, дискуссий и пр.(13 123-135)

     Разработанные на основе анализа научной педагогической литературы и анализа деятельности передовых педагогов методические рекомендации по развитию навыков самостоятельной  деятельности учащихся состоят в  следующем:

     1. Общепедагогическая направленность  уроков – гармонизация индивидуальных  и социальных аспектов обучения по отношению к изучаемому предмету. Знания, умения и способы обработки получаемой информации являются элементами ученической компетенции – одного из ключевых элементов современной школы. Особая роль отводится системе самозаданий.

     2. Основная методическая установка  проводимых занятий – обучение  школьников навыкам самостоятельной  индивидуальной и групповой работы  в соответствии с изучаемым  предметом.

     3. Основной тип занятий – практикум.  Каждый урок тема начинается  с постановки задачи – характеристики  образовательного продукта, который  предстоит создать учащимся. Тема  завершается выполнением учащимися  комплексной работы по созданию  интеллектуального объекта (решение  задачи, выполнение упражнения, сочинение,  перевод текста и др.).

     4. Проверочные задания обеспечивают  эффективную обратную связь, позволяющую  обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность.

     5. Систематическое повторение способствует  более целостному осмыслению  изученного материала, поскольку  целенаправленное обращение к  изученным ранее темам позволяет  учащимся встраивать новые понятия  в систему уже освоенных знаний.

     6. Индивидуальная учебная деятельность  сочетается с проектными формами  работы. Защита проектов создаёт  благоприятные предпосылки для  рефлексивной оценки проделанной  работы.

     Самостоятельность учащихся в процессе обучения должна быть внешне стимулирована. Задача учителя  состоит в том, чтобы мотивировать учащихся на изучение темы. Один из путей  – привлечь их к процессу планирования своей образовательной деятельности. Это можно осуществить с помощью периодически проводимых в начале каждой большой темы вводных занятий, на которых педагог должен рассказать не только о содержании того, что будет изучено и о собственной работе, но и спланировать вместе с детьми их активность (формы самостоятельной работы, работы в микрогруппах, сроки и формы контроля, список дополнительной литературы и др.). Дети по окончании такого урока должны точно знать (и зафиксировать), что и в каких формах они будут изучать, в какие сроки, по какому материалу и в каких формах отчитываться. Кроме того, организация ситуации самостоятельного выбора ребенком должна осуществляться везде, где это возможно (выбор формы и срока отчета, выполнения задания, вида и формы внеурочной работы по предмету).

     Локальному  проявлению самостоятельности учащихся способствует продуманная система  домашних заданий. Они состоят из двух частей: обязательной для исполнения и выполняемой по желанию. Задания должны быть подобраны таким образом, что результаты их выполнения можно использовать на уроках. С целью осознанного развития самостоятельности учащимся должно быть предложено включиться в проектную деятельность, которая может быть организована в рамках темы, на другом предмете, во внеурочной деятельности. Для самореализации также необходима определенная система конкурсов и выставок на школьном и других уровнях.

     Представляется, что разработанные рекомендации по развитию самостоятельности учащихся в процессе обучения являются актуальными  для применения в условиях современной  школы, так как основываются на опыте  передовых педагогов и анализе  современной и классической научной  педагогической литературы. 
 
 
 
 
 
 

2.2 методы,приемы и средства развития творческих способностей у современных школьников.       

Методы  обучения — это упорядоченные  способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. Эта  деятельность проявляется в использовании источников познания, логических приемов, видов познавательной самодеятельности учащихся и способов управления познавательным процессом учителем. Такой многоаспектный подход к определению методов обучения особое внимание обращает на формирование у школьников общих умений и навыков учебной деятельности, делает их активными участниками учебного процесса, заинтересованных в результатах учебного познания.

      Методы  – это приемы и средства, с  помощью которых осуществляется развитие творческих способностей. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.

      В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:

      - научности

      - систематичности

      - последовательности                             

      - доступности

      - наглядности

      - активности

      - прочности

        - индивидуального подхода                           

      Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.

      1. Каждая игра представляет собой  набор задач.

      2. Задачи дают ребенку в разной  форме, и таким образом знакомит  его с разными способами передачи информации.

      3. Задачи расположены примерно  в порядке возрастания сложности.

      4. Задачи имеют очень широкий  диапазон трудностей. Поэтому игры  могут возбуждать интерес в течение многих лет.

      5. Постепенное возрастание трудности  задач - способствует развитию  творческих способностей.

      6. Для эффективности развития творческих  способностей у детей необходимо соблюдать условия:

      - развитие способностей нужно  начинать с самого раннего  возраста;

      - задания-ступеньки создают условия,  опережающие развитие способностей;

      - творческие игры должны быть  разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.

      Наряду  с принципами используют и методы:

                                         Методы                                 

      практические                                        наглядные

                                          словесные                                   

      К практическим методам относятся  упражнения, игры, моделирование.

           Упражнения - многократное повторение  ребенком практических и умственных заданных действий.

           Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно-

      исполнительские, творческие.

           Игровой метод предполагает использование  различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.

           Моделирование - это процесс создания  моделей и их использования.

      К наглядным методам относится  наблюдение - рассматривание рисунков, картин,просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.

      Словесными  методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.

      В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

      Таким образом: поэтапное выполнение работы, благотворно влияет на

      эффективность развития творческих способностей у  детей.

                                     
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение.  

     Воспитание  активности, развития творчества и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. В связи с этим, одной из главных задач современного образования является формирование у учащихся умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях. Также основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

     При этом самостоятельная работа учащихся является важной составляющей учебно-воспитательного  процесса. Ее целесообразно рассматривать  как форму организации учебной  деятельности учащихся, осуществляемую под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств.

     Творчество является также является одним из центральных процессов в психической жизни детей. Не смотря на то, что при обучении в школе детям в основном требуется овладевать иными навыками, такими как абстрактно-логическое мышление, произвольное запоминание и т.д. Основу для развития этих навыков предоставляет именно воображение, роль которого остается весьма значительной.

Список  источников и литературы: 

  1  Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 2006.

  Богословский В.В. Общая психология. – М., 1981. – 635 с.

  3. Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся. – М.: Просвещение, 2004.

  4  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967. – 74 с.

  5.. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Дрофа,2008

  6.   Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения /  М., 1961. – Вып.115. – 231с.

7 Обучение и развитие / Под ред. Л.В. Занкова. – М., 1975. – 379 с.

Информация о работе Основы самостоятельности и творчества в обучении и развитие учащихся современной школы