Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:37, курсовая работа
выбор темы данного исследования.
Цель исследования: произвести сравнительный анализ особенностей «Образа – Я» детей подросткового возраста, воспитывающихся в семьях и в детских домах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Представить теоретический анализ основных подходов к проблеме «Образа – Я» в отечественной и зарубежной психологии.
2. Рассмотреть современные исследования влияния воспитания в детском доме на психическое развитие ребенка.
3. Провести сравнительный анализ особенностей развития «Образа – Я» мальчиков и девочек 13 – 15 лет, воспитывающихся в семьях и в детских домах.
Введе-ние………………………………………………………………..….………3
Глава 1 Теоретические основы особенностей «образа Я» у подростков, воспитывающихся в детском до-ме.……….…………………………………………5
1.1. Понятие образа «Я»……………………………………………………5
1.2. Влияние условий проживания в детском доме на формирование личности ребенка – подростка…………..…………………………………….11
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей «образа Я» у подростков ………………………………………………..…………………………..с.23
Заключение ………………………………………………………….…………с.30
Литература …………………………………………………………………..…с.31
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Курсовая работа на тему:
Особенности формирования образа «Я» у детей,
воспитывающихся в детском доме.
Выполнила: студентка 4 курса
Факультета иностранных языков
Крылова Е. С.
Научный руководитель: Степанов Ф. Г.
Орехово-Зуево
2007 год
СОДЕРЖАНИЕ.
Глава 1 Теоретические основы особенностей «образа Я» у подростков, воспитывающихся в детском доме.……….…………………………………………5
1.1. Понятие образа «Я»……………………………………………………5
1.2. Влияние условий проживания в детском
доме на формирование личности ребенка
– подростка…………..…………………………………….
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей
«образа Я» у подростков ………………………………………………..…………………………
Заключение ………………………………………………………….…………с.
Литература …………………………………………………………………..…с.
Введение.
Обстановка с беспризорными дет
Один из существенных психологических факторов, обуславливающих развитие и формирование личности, характера её самовоспитания, является её «Образ – Я».
Поведение ребенка, взаимодействие с окружающими, формирование жизненных ценностей личности, так или иначе, соотносятся с представлением о самом себе и о том, каким он должен, или хотел бы быть. При проживании ребенка в детском доме наблюдаются факторы риска, возможно неблагоприятно влияющие на становление «Образа – Я».
Влияние воспитания в детском доме на становление «Образа – Я» ребенка остается малоизученной психологической проблемой. Её решение поможет оказать эффективную поддержку детям, воспитывающимся в детском доме. Актуальность проблемы в подростковом возрасте связана с тем, что это период наиболее интенсивного формирования «Образа – Я», что и определило выбор темы данного исследования.
Цель исследования: произвести сравнительный анализ особенностей «Образа – Я» детей подросткового возраста, воспитывающихся в семьях и в детских домах.
Объект исследования: дети подросткового возраста, воспитывающиеся в семьях и в детских домах.
Предметом исследования являются особенности «Образа – Я» как целостного представления о себе детей подросткового возраста, воспитывающихся в семьях и в детских домах.
Гипотеза исследования: особенности становления «Образа - Я» детей 13-15 лет определяются их социальным положением и наличием или отсутствием семейного воспитания; для детей, воспитывающихся в детском доме, характерен более низкий уровень самооценки, чем у детей, воспитывающихся в семьях.
Экспериментальная база исследования: 9 класс НОУ Школа «Росток», г. Ликино-Дулёво и приют «Наш дом» г. Ликино-Дулево. Экспериментальную выборку составили подростки 13-15 лет в количестве 14 детей. 7 детей воспитываются в детском доме, 7 детей проживают в семьях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Методы исследования: метод исследования личности с помощью модифицированной формы B многофакторного опросника FPI, проективная методика «Автопортрет», тест для исследования самооценки Ч. Осгуда (в редакции Л.П.Пономаренко).
Глава 1. Теоретические основы особенностей «образа Я» у подростков, воспитывающихся в детском доме.
Внутренний мир личности и её самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Поведение человека всегда соотносится с его представлением о самом себе и о том, каким он должен и хочет быть. Изучение свойств самосознания, адекватности самооценок, структуры и функций образа «Я» представляет не только теоретический, но и практический интерес в связи с формированием жизненной позиции личности.
Переживание своего «Я» - результат длительного процесса формирования личности. Выражение «Я сам» весьма многозначно. «Слово «самость» обозначает прежде всего некоторую индивидуальность, имманентную идентичность, которая сохраняется при всех изменениях окружающей среды, поддерживая и воспроизводя собственную структуру».
Человеческое «Я» - явление не физического, а социального и психического порядка. Оно «связано в основном с осознанием противопоставления себя окружающему миру и с понятием преемственности сознания» и выступает прежде всего как «субъект сознания, психических явлений в интегральной целостности». Эта субъектность часто обозначается латинским словом «Эго».
«Образ Я» - “результат того, что человек выделяет себя из окружающей среды. Начинает понимать, что именно он совершает действия и поступки и, следовательно, несет за них ответственность”.
Под «Я», Ремшмидт подразумевает организованную систему взглядов, установок и мотивов, составляющих основу личности и обуславливающих её неповторимость, тождественность самой себе и неизменность. Как и любая область психики, она развивается, приобретая в период взросления, по мере формирования ценностей, целей, идеалов, профессиональных и личных планов, решающее значение для всей дальнейшей жизни.
В психоанализе под «Я» понимается инстанция психического аппарата, осуществляющая связь как между индивидом и реальностью, так и между “Оно” и «Сверх – Я», ответственная за интрапсихическую переработку и регуляцию всех внешних ощущений и, в результате за организацию личного опыта.
Собственное «Я» всегда осознается человеком лишь в контексте какого-то отношения (“Я – НЕ – Я”, “Я – Другой”, «Я – МЫ”, «Я – Моё”, “Я – Я”) и зависит от природы этого отношения. Чем абстрактнее полюс, которому противопоставляется «Я», тем меньше конкретности в нем самом. Так, позиция “Я – НЕ – Я” содержит в себе общее указание на идентичность. “Я – Другой (он, они)” означает не только различие, но и потенциальное взаимодействие. “Я – МЫ” выражает принадлежность, соучастие в какой-то общности. “Я – ТЫ” содержит в себе обращение, коммуникацию.
Очень разнообразны и отношения «Я» к самому себе. Общая предпосылка всякого самосознания – раздвоение «Я» на объект и субъект. Отношение «Я – МОЁ» - есть отношение субъективно – объективное; превращая определенную совокупность своих свойств в объект познания, индивид рассматривает их как бы со стороны и стремится овладеть ими так же, как он, овладевает прочими вещами. Отношение «Я – Я», есть автокоммуникация, когда индивид обращается к самому себе как к субъекту и собеседнику (внутренняя речь, интимный дневник). Эта внутренняя диалогичность «Я» очень важна для конструирования самосознания не по предмету отражения, а по способу. Я-концепция – это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три психологические составляющие:
Остановимся подробнее на трех основных составляющих Я-концепции (по Р.Бернсу).
КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ.
Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.
Абстрактные характеристики, которые мы употребляем, описывая какого-то человека, никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия, к ним относятся любые ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.
ОЦЕНОЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ.
Эмоциональная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.
Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.
Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я.
Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании.
Есть три момента, существенных для понимания самооценки.
Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Те, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, должны иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.
Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.
Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.
Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.
Позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ.
Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями.
Всякая установка –
это эмоционально окрашенное убеждение,
связанное с определенным объектом.
Особенность Я-концепции как
Информация о работе Особенности формирования образа «Я» у детей, воспитывающихся в детском доме