Особенности формирования образа «Я» у детей, воспитывающихся в детском доме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:37, курсовая работа

Описание

выбор темы данного исследования.
Цель исследования: произвести сравнительный анализ особенностей «Образа – Я» детей подросткового возраста, воспитывающихся в семьях и в детских домах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Представить теоретический анализ основных подходов к проблеме «Образа – Я» в отечественной и зарубежной психологии.
2. Рассмотреть современные исследования влияния воспитания в детском доме на психическое развитие ребенка.
3. Провести сравнительный анализ особенностей развития «Образа – Я» мальчиков и девочек 13 – 15 лет, воспитывающихся в семьях и в детских домах.

Содержание

Введе-ние………………………………………………………………..….………3
Глава 1 Теоретические основы особенностей «образа Я» у подростков, воспитывающихся в детском до-ме.……….…………………………………………5
1.1. Понятие образа «Я»……………………………………………………5
1.2. Влияние условий проживания в детском доме на формирование личности ребенка – подростка…………..…………………………………….11
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей «образа Я» у подростков ………………………………………………..…………………………..с.23
Заключение ………………………………………………………….…………с.30
Литература …………………………………………………………………..…с.31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая моя.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

Известно, что подростковый возраст характеризуется борьбой  за автономию, самостоятельность, отвержение контроля и т.п. Однако, как показывают исследования Прихожан А.М. и Толстых Н.Н. «…при далеко не идеальном поведении подростки из интерната считают необходимым контроль, опеку над собой (70 против 10 % в массовой школе). Ценность собственной точки зрения признают лишь 10 % воспитанников интерната, а в массовой школе – 57 %. Можно было бы привести другие, не менее выразительные цифры. Зависимость от взрослого может выступать в двух формах – положительной, когда ребенок стремиться привлечь внимание взрослого, завоевать его любовь выполнением требований, послушным поведением и т.п., и отрицательной, когда внимание взрослого завоевывается плохим поведением, нарочитым невыполнением требований, демонстративным непониманием. Чем старше дети, тем чаще в интернате мы встречаемся с поисками отрицательной зависимости.

Анализ общения воспитателей и учителей интерната с детьми, в том числе даже самых лучших учителей и воспитателей, свидетельствуют, что они не только не борются с эмоциональной зависимостью, но и, напротив, максимально используют ее в процессе обучения и воспитания. Сознательно или неосознанно взрослые стремятся культивировать такую зависимость, рассматривая ее как проявление любви. С этим мы нередко сталкиваемся в семье, но в интернате или в детском доме подобная невротическая зависимость особенно опасна».

Таким образом, нельзя улучшить отношения между воспитанниками и взрослыми в детском доме или интернате, лишь за счет призывов любви. Необходимо вести последовательную работу с детьми по развитию самостоятельности: от способности самому планировать и выполнять бытовые и учебные задания, до чувства личностной автономии.

Необходимо обратить внимание и на различия в самооценке воспитанников детских домов и учащихся массовой школы.

Самооценка воспитанников интерната основывается преимущественно на оценках окружающих. Самооценка учащихся массовой школы – как на оценке окружающих, так и на собственных критериях.

Характеристики образа Я подростков растущих в семье  и вне семьи, различают по ряду существенных параметров, главные из которых:

1. ориентация на собственные  личностные особенности, возможности  (массовая школа) – ориентация на внешнее окружение, на приспособление (детский дом).

2. интенсивное становление  образа Я в направлении взрослости, связанной с ней системой собственных ценностей от VII к VIII классу (массовая школа) – стабильность этих сторон образа Я в указанный период (детский дом).

3. яркая выраженность  собственных подростковых характеристик  (массовая школа) – несоответствие развития некоторых сторон образа Я возрастным характеристикам (детский дом).

Существенное место  в личностном самоопределении занимают складывающиеся представления о своей будущей личной жизни, семье, быте. Такие представления, соотнесенные со своим актуальным образом Я, с другими реальными и идеальными представлениями о себе, своей жизни, ценностях и приоритетах, играют важную роль в становлении сексуальной идентичности.

Бывшие воспитанники детских домов и интернатов часто  бывают несчастливы в семейной жизни, с большим трудом входят в родительскую семью мужа или жены, имеют множество проблем в общении с супругом, их браки оказываются непрочными. И все это несмотря на то, что в подростковом, юношеском возрасте почти все мечтают создать хорошую семью. Вообще говоря, проблемы, связанные с сексуальным развитием, характерны для подросткового возраста. «В этот период,  - пишет  Л.И. Божович, - впервые появляется и становится предметом сознания и переживания подростка новая и очень мощная биологическая потребность – половое влечение. Безусловно, депривация этого влечения может фрустрировать подростка и тем самым объяснить некоторые особенности его самочувствия и поведения. Вместе с тем надо учитывать, что половое влечение, так же как и все другие биологические потребности человека, приобретает в процессе развития качественно иной, опосредованный характер. Так же как, например, потребность  в раздражителях, необходимых для развития мозговых систем, сначала становится потребностью во внешних   впечатлениях, а затем потребностью в активной познавательной деятельности, так же и половое влечение в ходе своего развития приобретает форму человеческой любви. Возникая в пубертальный период, оно входит в структуру уже существующих у подростка психологических новообразований (разнообразных интересов, нравственных и эстетических чувств, взглядов и оценок), формируя вместе с ними такого рода отношение к другому полу, в котором половое влечение, как правило, не занимает доминирующего положения.… Ведь факторы и биологического, и социального порядка не определяют развития прямо; они включаются в сам процесс развития, становясь внутренними компонентами возникающих при этом психологических новообразований».

Дело в том, что у  подростков из детского дома  к моменту полового созревания часто не оказывается психологических новообразований – интересов, ценностей, нравственно-этических чувств, - которые могли бы по силе и значимости конкурировать с пробудившимся половым влечением.

Не опосредованное культурными  психическими структурами, половое  влечение становится у такого подростка «некультурной» потребностью, абсолютно доминирующей в отсутствии конкуренции.

Психолог Т.И. Юферева  провела специальное исследование, посвященное изучению становления психологического пола – системы определенных потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, эталонов, характеризующих представление о себе как о мужчине или женщине, а также специфических способов поведения, реализующих эти представления,  - у воспитанников детского дома. Для этого Т.И. Юферева, в частности, проанализировала сочинения подростков из детского дома и из обычной школы на тему «Какими я представляю себе мужчин и женщин».

Результаты показали, что у обычных подростков в  образах мужчины и женщины, и  тем самым в идеалах мужественности и женственности большое место занимают представления о семье, причем эти представления наполнены множеством конкретных позитивных характеристик. У воспитанников детского дома, с одной стороны, представления о семье занимают в образах мужчины и женщины значительно более скромное место, а с другой стороны, их отличает бедность, абстрактность и схематизм положительных характеристик и детализированность, эмоциональная насыщенность отрицательных.

В идеалах мужественности и женственности у воспитанников  детского дома, как в зеркале, отражается ключевое для нормального становления сексуальной идентичности обстоятельство – отсутствие адекватных образцов для половой и ролевой идентификации. При этом если образцы половой идентификации воспитанники еще могут найти в окружающих их взрослых, то образцы поведения хороших мужа и жены, матери и отца им неоткуда взять.

Специалисты в области  семейной психологии подчеркивают, что  люди в своей семье, как правило, воспроизводят модель родительской семьи, повторяя в поведении – прямо или «с точностью до наоборот» - отцовскую или материнскую роль. Нельзя отделаться от впечатления, что в приведенных высказываниях подростков из детского дома отрицательные черты образов мужчины и женщины почерпнуты ими из жизни родительской семьи и ближайшего социального окружения.

Изучение особенностей психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, свидетельствуют о том, что личность у них оказывается несформированной или слабо сформирована. Привязанности к ситуации, зависимость от нее, неумение опираться на собственное мнение, реактивность, импульсивность, неопосредованность поведенческих реакций, низкий творческий потенциал при преобладании классификационных форм мышления и т.п.

Таким образом, анализируя полученные материалы трудно не согласиться с предложенной гипотезой Прихожан А.М.: «У детей, растущих в учреждениях, мы наблюдаем не просто отставание или недоразвитие личностных образований, а интенсивное формирование некоторых принципиально иных механизмов, позволяющих ребенку приспособиться к жизни в детском доме и тем самым как бы заменяющим ему личность. Это, по – видимому, происходит не только вследствие нарушения ранних эмоциональных связей с матерью или другими близкими взрослыми, как объяснили бы это представители психоанализа и близких к нему направлений (хотя и сам факт этих нарушений, и его огромное значение для развития личности человека неоспоримы), но и потому, что жизнь в детском учреждении зачастую не требует личности в той ее функции, которую она выполняет или, по крайней мере, должна выполнять в нормальной человеческой жизни. (26, 153)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей «Образа – Я» у подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях.

 

Экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов в период с сентября по декабрь 2007 года.

    1. Подготовительный этап.

              На данном этапе производился отбор методов исследования, а также подготовка бланков и стимульного материала для тестирования. В качестве основных, нами были выбраны следующие методики: исследование личности с помощью многофакторного личностного опросника FPI, проективная методика «Автопортрет», тест для исследования самооценки Ч. Осгуда (в редакции Л.П.Пономаренко).

            

    1. Диагностический этап.

Для изучения состояний  и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения использовался многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В). Испытуемым предлагалось ответить на 114 вопросов, относящихся к следующим параметрам: невротичность, спонтанная агрессивность, депрессивность, раздражительность, общительность, уравновешенность, реактивная агрессивность, застенчивость, открытость, экстраверсия/интроверсия, эмоциональная лабильность, маскулинизм-феминизм. Испытуемым давалась следующая инструкция: «Предлагается ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностям вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядам на жизнь и т.п. Если вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ «да», в противном случае – ответ «нет». Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы».

Обследование проводилось  в групповой форме. Процедура  обследования в зависимости от индивидуальных особенностей занимает от 20 до 45 минут.

Для решения второй экспериментальной  задачи использовалась методика «Автопортрет». Испытуемым давалась следующая инструкция: «Нарисуйте свой автопортрет в прошлом, настоящем и будущем». Обследование проводилось в групповой форме.

Для измерения самооценки и сравнения позиций «реального Я» и «идеального Я» использовался тест Ч. Осгуда. Испытуемым давалась инструкция: « Выберите из предложенного списка слов 20 качеств, которые на Ваш взгляд должны быть присущи идеальному человеку. Проставьте рядом с выбранными качествами галочки (во 2 колонке). Из выбранных 20 слов выберите наиболее неприятное для Вас. Поставьте напротив этого слова (в колонке «идеал») цифру 1 . Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наиболее неприятное качество и поставьте напротив этого слова цифру 2 . И так далее.… Из этих же 20 слов выберите качество, наименее характерное для Вас. И поставьте напротив этого качества в колонке «Реальное Я» цифру 1 . Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наименее характерное для Вас качество и поставьте напротив этого слова цифру 2 . И так далее…». Обследование проводилось в групповой форме.

Экспериментальной базой  исследования был приют «Наш дом». Для исследования были отобраны дети подросткового возраста в количестве 7 человек, которые составляли основную (экспериментальную) группу испытуемых. Контрольную группу составили 7 детей из НОУ школа «Росток», воспитывающихся в условиях семьи. Таким образом, экспериментальную выборку составили 14 подростков в возрасте 13-15 лет.

 

3. Аналитический этап.

            На этом этапе осуществлялась  обработка и интерпретация полученных данных, их сравнительный анализ.

Обработка результатов  исследования личности с помощью  опросника FPI осуществлялась следующим  образом: Для получения первичных  оценок были подготовлены матричные  формы ключей каждой шкалы на основе общего ключа опросника. Для этого в бланках чистых опросных листов, идентичных тем, которыми пользовались испытуемые, вырезаются «окна» в клетках, соответствующих номеру вопроса и варианту ответа. Полученные таким образом шаблоны поочерёдно, в соответствии с порядковым номером шкалы, накладываются на заполненный испытуемым ответный лист. Подсчитывается количество отметок, совпавших с «окнами» шаблона. Полученные значения заносятся в столбец первичных оценок протокола. Вторая процедура связана с переводом первичных оценок в стандартные оценки девятибалльной шкалы с помощью таблицы. Полученные значения стандартных оценок обозначаются в соответствующем столбце протокола нанесением условного обозначения в точке, соответствующей величине стандартной оценки по каждой шкале. Соединив прямыми обозначенные точки, получим графическое изображение профиля личности. Далее выделяются все высокие и низкие оценки. К низким относятся оценки в диапазоне 1-3 балла, к средним – 4-6 баллов, к высоким – 7-9 баллов. Следует обратить особое внимание на оценку по шкале IX (открытость), имеющую значение для общей характеристики достоверности ответов.

Информация о работе Особенности формирования образа «Я» у детей, воспитывающихся в детском доме