Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:49, контрольная работа
Изучение личности преступника является, пожалуй, центральной темой юридической психологии. При её изучении используется общественно-исторический подход, в соответствии с которым личность есть «совокупность общественных отношений». В ХХ веке изучение личности преступника получило новый толчок, да оно, можно сказать, не прекращается и по сей день. До сих пор существует и развивается клиническое исследование преступности. Хотя в нем все больше учитывается социальный фактор.
Введение..................................................................................................................................3
1 Криминально-психологическая характеристика личности преступника..........................5
1.1 Понятие и структура личности преступника......................................................5
1.2 Основные черты криминально-психологического исследования личности преступника...................................................................................................................................7
2 Особенности генезиса личности преступника и мотивация преступного поведения...10
Заключение............................................................................................................................17
Список используемых источников.....................................................................................18
18
Содержание
Введение......................
1 Криминально-психологическая характеристика личности преступника...................
1.1 Понятие и структура личности преступника...................
1.2 Основные черты криминально-психологического исследования личности преступника...................
2 Особенности генезиса личности преступника и мотивация преступного поведения...10
Заключение....................
Список используемых источников....................
Введение
Изучение личности преступника является, пожалуй, центральной темой юридической психологии. При её изучении используется общественно-исторический подход, в соответствии с которым личность есть «совокупность общественных отношений». В ХХ веке изучение личности преступника получило новый толчок, да оно, можно сказать, не прекращается и по сей день. До сих пор существует и развивается клиническое исследование преступности. Хотя в нем все больше учитывается социальный фактор.
На мой же взгляд, само понятие “личность” скорее философское понятие, чем материальное, но как учит философия, что истина одна, но каждый видит ее по-своему. Так же, я думаю, обстоит дело и с понятием личности - каждый видит ее по-своему. Я соглашусь с положением о том, что человеку как личности свойственно сознание и самосознание. Естественно, что любой человек должен осознавать не только окружающий мир, но также и себя относительно действительности. Он не должен «парить в пустоте», должна быть какая-то точка отсчета.
С научной точки зрения личность человека – это не только понятие физическое, оно имеет социальное содержание, формирующееся под воздействием всей совокупности политических, идеологических, правовых, нравственных, материальных, бытовых, семейных, культурных, эстетических и других общественных отношений, влияющих на общественное сознание человека. Кроме того, на формирование личности оказывает влияние и индивидуальное бытиё человека, его собственный жизненный опыт, конкретные связи и отношения с другими людьми в коллективе, семье, школе, в среде товарищей и знакомых. Эти факторы воздействуют на личность одновременно, и рассматривать их в отрыве друг от друга нельзя. Для понимания личности следует исходить из диалектического единства социального и психологического её содержания.
Когда мы говорим о личности преступника, согласно науке уголовного права, следует понимать, что это лицо, совершившее преступление, а не просто личность с какими-то негативными свойствами.
Преступник как личность испытывает воздействие социального контроля, то есть его поступки и действия регулируются с помощью целой системы социальных правил и норм, среди которых важное место занимают нормы уголовного права. Именно уголовный закон является той юридической формой, которая фиксирует объективно существующую связь между личностью преступника и её антиобщественным поведением. Личностные черты и качества преступника закономерно проявляются в его противоправной деятельности. Это определяется тем, что природа внутреннего мира преступника, как и иной личности, будучи детерминирована общественными условиями, обнаруживается через социально значимую активность. Такая активность представляет собой выражение не только индивидуальных черт преступника, но и типичных свойств и качеств его личности. Социальный портрет современного преступника в последнее время сильно изменился. Прежде всего, он значительно помолодел, обнаруживает даже явную склонность к подростковому возрасту. Его образовательный уровень повысился. В среде уголовников не редкость и выпускники вузов. Лидера преступной группы уже перестали именовать в среде “коллег” вульгарным термином “пахан”. На смену пришло уважительное – “генератор идей”.
Актуальность рассматриваемого вопроса, касающегося избранной темы, состоит в том, что именно путём изучения личности преступника, на основе обобщения причин и характера индивидуального преступного поведения есть возможность разрабатывать меры предупреждения преступных проявлений и выходить на общие криминогенные закономерности, влияющие на уровень, структуру, динамику преступности, связанных с изменениями в характеристиках лиц преступников.
Целью же данной работы является рассмотрение личности именно преступника с криминально-психологической точки зрения. Естественно будут описаны различные подходы к этой проблеме (а это именно проблема, потому что нет о ней единого мнения), но хотелось бы сразу оговориться, что ни один из них не претендует на полноту. В них еще много «темных пятен», которые возможно будут в свое время заполнены, но к тому времени появятся новые, ведь жизнь это непрерывное движение, постоянная смена планов и ситуаций.
Задачи: 1. Рассмотреть общую теорию личности преступника со стороны криминальной психологии; исследовать криминогенность и аномалии личности преступника.
Практическая значимость моей работы заключается в возможности её использования в учебном процессе при изучении данной темы.
В работе использован систематизированный законодательный акт, регламентирующий Уголовный кодекс РФ, а также другие источники, дающие развернутое рассмотрение данной темы. При написании работы используется литература по юридической психологии и другие специальные литературные источники.
Методы исследования курсовой работы. В процессе выполнения работы мною применялись системный и логический методы.
1 Криминально-психологическая характеристика личности преступника
1.1 Понятие и структура личности преступника
Существуют различные определения данного понятия. Оно формируется в процессе общественных отношений, т.е. является продуктом социализации человека, а не приобретается с момента рождения. При этом в человеке уживаются социальное и биологическое начала. И в соотношении социального и биологического, биологическое находится в подчиненном отношении к социальному и выступает в нем в преобразованном, «очеловеченном» виде. Из этого можно сделать вывод, что природа и сущность человека - не тождественные понятия. Ведь, в то время как первое включает в себя генетические и социальные связи человека, второе охватывает лишь существенные социальные признаки. Хотя нельзя отрицать, что социальные признаки включают в себе особенности биологического, психологического порядка.
Рассматривая соотношение социального и биологического в личности преступника на уровне особенного и единичного, следует иметь в виду, что в преступлении как социальном поведении выражается осознанное отрицательное отношение к защищаемым правом, нравственным ценностям, пренебрежение к установленным правовым запретам, которое становится содержанием сознания. Поэтому человек не рождается преступником, он им становится при определённых условиях. Если же биологические отклонения исключают минимально необходимый уровень способности лица воспринимать и соблюдать требования закона, сознавать и руководить своими поступками, оно признаётся невменяемым, а его общественно опасное поведение непреступным. Таким образом, действие, порождённое биологической причиной, в понятие преступности не включается: в нём отсутствует необходимый признак преступления – виновный выбор данного варианта поведения из нескольких объективно и субъективно возможных вариантов[1, c. 56].
Личность включает в себя совокупность сторон внутренней (сознание) и внешней (деятельность). О личности преступника можно говорить лишь применительно к субъекту преступления, то есть лицу, уже совершившему преступление. До совершения преступления антисоциальные правонарушительно проявляющиеся свойства личности могут характеризоваться как криминогенные, предпреступные, но не криминально общественно опасные. Недопустимо отождествлять личность преступника и преступную личность. Последняя не существует вне совершённого преступления, вне свойства субъекта преступления.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что личность человека представляет собой систему социально-психологических свойств и качеств, отражающих связи взаимодействия человека с социальной средой посредством практической деятельности, образующей общественную опасность. Где в свою очередь общественная опасность – это реальная социально-психологическая, поведенческая система из нескольких десятков негативных свойств.
Систему личности преступника образуют несколько подсистем, включающие в свою очередь, более мелкие подсистемы и компоненты личностных свойств субъекта преступления. Между ними существует причинно-следственная, обусловливающая и функциональная зависимость и взаимодействие. Стержневая подсистема личности как преступника, так и не преступника одинаковы.
В структуре личности можно выделить следующие элементы:
- социальный статус, который включает совокупность социально-демографических признаков, отражающих место человека в системе общественных отношений. Такими признаками являются:
- пол, возраст, семейное положение, уровень образования, национальность, психическое здоровье, алкоголизм, наркомания, принадлежность к определенной социальной группе, род занятий, материальное положение, место жительства, жилищные условия, наличие судимости;
- социальные функции, выраженные посредством показателей реальных проявлений личности в основных сферах деятельности (профессионально-трудовой, социально-культурологической, социально-бытовой);
- нравственно-психологические установки, отражающие отношение человека к его проявлениям в основных видах деятельности. В данном случае имеются в виду отношение к общегражданским обязанностям, государственным органам, закону, правопорядку, труду, семье, культурным ценностям, потребности и интересы, характеристика интеллектуальных, волевых, эмоциональных свойств личности;
- уголовно-правовая характеристика заключается в содержании, мотивации и характере (единоличном или групповом) преступной деятельности, а также роли в ней (организаторской, рядовой), интенсивности и продолжительности участия.
Именно, исходя из вышеизложенных положений, проводится криминально-психологический анализ личности преступника. Однако у него есть определенные особенности. Несомненно, что наглядным отличием личности преступника от не преступника является сам факт совершения преступления. На внутреннем уровне преступление имеет негативную направленность, т.е. антиобщественную. На внешнем же оно воплощено в специфическом виде деятельности, а именно - преступной деятельности. Из вышесказанного можно сделать вывод, что “отличие личности преступника от не преступника состоит в негативной направленности, реальными носителями которой выступают личностные свойства, получившие законченное выражение в виде и характере преступного деяния, являющегося основным мерилом ее глубины и силы”[2, c. 43].
криминальная психологическая преступник личность
1.2 Основные черты криминально-психологического исследования личности преступника
Анализ социально-демографических признаков, изучение и учет криминологических особенностей личности позволяют выявить факторы, влияющие на совершение преступлений[3]. Его результаты способствуют определению наиболее важных направлений предупредительной работы.
Согласно криминологическим исследованиям и статистическим данным:
- среди преступников значительно больше мужчин, чем женщин;
- возрастная характеристика преступников позволяет делать выводы о криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп. Уже давно криминологией установлено, что лица молодежного возраста чаще совершают преступления агрессивного, импульсивного характера. Лица же старших возрастов действуют более обдуманно, в том числе и с точки зрения возможных последствий подобного поведения. Ведь несомненно, что именно возраст во многом определяет потребности, жизненные цели людей, круг их интересов, образ жизни. И это не может не сказываться на противоправных действиях. Наиболее часто совершают преступления лица в возрасте 18-40 лет - это примерно 70-75 %. При этом чаще всего совершаются преступления лицами в возрасте 25-29 лет, далее следуют 18-24, 14-17 и 30-40 летние. Реже всех преступления совершаются лицами старше 50 лет. Наибольшую криминальную активность проявляют преступники до 24 лет и, как правило, в этом возрасте чаще всего совершаются кражи, угоны автотранспорта, хулиганство, изнасилования[4, c. 314]. В возрасте после 30 лет чаще всего совершаются экономические преступления;
- немалое влияние на формирование личностных качеств оказывают и семейное положение, и воспитание. Криминологические исследования показали, что более половины всех преступников холостые (или не замужем). Связано это с тем, что брак, семья обладают сильным моральным и социальным мобилизующим потенциалом. Кроме того - фактические брачные отношения родителей, неполные семьи, раздельные бюджеты родителей, низкий уровень культурных отношений в семье, наличие в ней стереотипов правонарушающего поведения, один ребенок в семье или наоборот много детей или детдомовское воспитание - все это, несомненно, влияет на формирование личности человека;
- уровень образования преступников, как правило, довольно низок. Они в основном имеют незаконченное высшее образование. Незначительную долю составляют преступники с высшим образованием, обычно это должностные преступники. Ниже всего уровень образования у лиц, совершивших убийства, разбои, хулиганство;
Информация о работе Особенности генезиса личности преступника и мотивация преступного поведения