Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 14:21, курсовая работа
Для того, чтобы понять что представляет из себя содержание этнических стереотипов у молодежи, мы выявили следующую проблему - знание о существовании этнических стереотипов, но незнание о ее специфике. Объектом данного исследования являются этнические стереотипы, предметом - сущность и специфика этнических стереотипов у молодежи.
Таким образом, цель нашего исследования – выявить характеристику этнических стереотипов у молодежи. Для ее достижения мы поставили следующие задачи:
выявить наличие этнических стереотипов у молодежи;
выявить представители какой национальности вызывают наибольшее и наименьшее доверие;
Введение………………………………………………………………………………………………...3
Теоретическая часть……………………………………………………………………………….5
Понятие стереотипа в психологической литературе……………………………………………5
Сущность этнического стереотипа. Функции и свойства этнических стереотипов………….6
Формирование этнических стереотипов………………………………………………………...9
Эмпирическая часть……………………………………………………………………………...11
Эмпирическое исследование на тему «Особенности этнических стереотипов в сознании современной молодежи»……………………………………………………………………………..11
Выводы и рекомендации………………………………………………………………………...14
Заключение……………………………………………………………………………………………15
Список использованной литературы………………………………………………………………..16
Приложение……………………………………
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Институт психологии и социологии управления
Кафедра
рекламы
Курсовая работа на тему
«Особенности
этнических стереотипов
в сознании современной
молодежи»
Выполнил:
студенты
группы реклама 3-1
Попкова Н.Н.
Смбатян С.Л.
Проверил:
Ионова
А.Д.
Москва
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Результаты многочисленных исследований социально-психологической ориентации молодежи показывают, что в настоящее время усилились процессы, характеризующиеся всплеском осознания своей этнической идентичности – принадлежности к определённому этносу, "этнической общности". В современном мире остро стоит вопрос о нетерпимости людей к чужой нации, к чужой культуре, чужому мнению. Порой, молодые люди, называя себя патриотами России, жестоко относятся к представителям другой национальности. Стоит задуматься над тем, насколько серьезная ситуация может возникнуть в нашей стране. Этнические стереотипы являются почвой для возникновения межнациональных конфликтов, так как именно эти стереотипы навязывают определенное содержание еще до осмысления поступающей информации.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что сегодня межэтнические противоречия в России лежат на острие безопасности и целостности государства. Социально-политическое и экономическое благополучие народов, населяющих нашу страну, напрямую зависит от умения регулировать и управлять механизмами межэтнического взаимодействия. Важно понимание скрытой природы современных этнических процессов и явлений, которое во многом дает этнопсихология. Объединяющая в себе междисциплинарный анализ таких сложных социальных организмов как этносы, этнопсихология все больше завоевывает приоритетную роль в разработке системной модели самосознания конкретных этнических общностей.
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что результаты исследования помогут изучить современную ситуацию, выявить отношение молодежи к представителям другой культуры. Данные знания могут способствовать изучению природы возникновения проблем в отношениях между этносами и возможностей их решения, а так же усовершенствования механизмов межнационального взаимодействия. Для повышения уровня толерантности к другим нациям в обществе и воспитания молодежи в духе уважения к чужим традициям и ценностям необходимо понять, какое место этнические стереотипы занимают в сознании молодых людей, живущих в современной России.
Степень научной разработанности. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы отношения между различными этносами. Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы. Несмотря на наличие мощных теоретических разработок в этой области психологической науки, как в отечественной (Налчаджян А.А., Стефаненко Т.Г., Щеглова Л. В., Крысько В. и др.), фундаментальные вопросы, связанные с раскрытием психологической сущности межэтнических отношений, их структуры, процесса и условий формирования по сей день не имеют однозначного решения. Поэтому важно зафиксировать и понять факторы, которые во многом определяют обыденное сознание молодежи и повседневные представления о различных нациях.
Для того, чтобы понять что представляет из себя содержание этнических стереотипов у молодежи, мы выявили следующую проблему - знание о существовании этнических стереотипов, но незнание о ее специфике. Объектом данного исследования являются этнические стереотипы, предметом - сущность и специфика этнических стереотипов у молодежи.
Таким образом, цель нашего исследования – выявить характеристику этнических стереотипов у молодежи. Для ее достижения мы поставили следующие задачи:
На основе поставленных задач мы выдвинули гипотезы:
Для
проведения исследования была составлена
анкета, среди которых можно найти как
открытые, закрытые, а также ситуативные
вопросы. Метод, выбранный для данного
исследования – опрос. Для повышения достоверности
выводом мы будем использовать методы
математической статистики при обработке
первичных эмпирических данных – программу
SPSS.
Впервые понятие "стереотип" употребил американский психолог У. Липпман. А именно в 1922 г. в своей книге, которая называлась "Общественное мнение", он использовал термин «социальный стереотип» и определил его как схематичную и упорядоченную культуру, "картинку мира" в сознании человека. Тут же он назвал две самые важные причины существования стереотипов.
Первая причина связана с реализацией принципа экономии усилий, характерного для повседневного обыденного человеческого мышления. Данный принцип означает, что люди ленятся реагировать на происходящие вокруг явления каждый раз по-новому, а подводят их под уже имеющиеся образы и категории. В этих случаях познавательный процесс остается на уровне бытового сознания, ограничиваясь житейским опытом, основанным на типичных для данной общности представлениях. Окружающий человека мир обладает известными элементами единообразия, а отказ от стереотипов потребовал бы от человека постоянного напряжения внимания и превратил бы сам процесс жизни в бесконечную череду проб и ошибок, подчас небезопасных.
Вторая причина существования этнических стереотипов включается в себя явление защиты групповых ценностей как чисто социальной функцией, реализующейся в виде утверждения своей непохожести, специфичности. Образно говоря, стереотипы - это крепость, защищающая традиции, взгляды, убеждения, ценности индивида, ему уютно за стенами этой крепости, ибо там он чувствует себя в безопасности. Поэтому любое посягательство на стереотипы есть покушение на безопасность индивида, он расценивает такие действия и как покушение на основы своего миропонимания.
Отсюда следуют два важных обстоятельства. Первое заключается в том, что функция защиты социальных (групповых) ценностей неизбежно требует от индивида пусть и непостоянного, периодического, импульсивного, но крайне необходимого обращения к вербальной форме подачи информации о ценностях своей группы и их отличиях от ценностей других групп. Если на уровне экономии усилий стереотипы могут формироваться бессознательно, то защита групповых ценностей требует знания этих ценностей, умения их выделить и обобщить. Второе обстоятельство заключается в умении индивида отнести себя к конкретной, определенной из всего множества группе, ценности которой выступают точкой отсчета в процессах стереотипизирования. Именно поэтому социальную стереотипизацию следует рассматривать как функцию межгрупповой дифференциации, т. е. оценочного сравнения своей и чужой групп.
Понятием
стереотипа (в понимании У. Липпмана)
описывались реальные и социально важные
свойства психики. Поэтому в 1920-е годы
начался активный поиск эмпирических
данных о механизмах и формах стереотипизирования,
о внутренней структуре стереотипа, о
влияющих на его содержание факторах.
Интерес американской социальной психологии
к социальным стереотипам объяснялся
тем, что ее методологической основой
выступал структурный функционализм,
который исходил из модели общества как
структуры, состоящей из культуры, системы
социальных институтов и малых групп;
это была наиболее распространенная в
США философская парадигма. Такой подход
неизбежно привел американских авторов
в начале 1930-х годов к исследованию стереотипа
прежде всего как этнического феномена.
Но и до сих пор этнические стереотипы
рассматриваются ими как разновидность
социальных стереотипов. Интерес же именно
к этническим стереотипам связан с их
отчетливостью, рельефностью, яркостью,
практической значимостью и актуальностью.
Этнический стереотип, являясь одной из форм социального стереотипа, обладает всеми свойствами последнего и отличается лишь содержательно. Под этническим стереотипом сегодня принято понимать обобщенное представление о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических групп. Этнический стереотип характеризуется повышенной эмоциональностью и устойчивостью в отражении черт стереотипизируемой группы.
В стереотипе выделяются четыре основных параметра:
Феномен
стереотипизирования можно
1. людям психологически легче характеризовать обширные человеческие группы (как по социальному, так и по национальному признаку) не дифференцированно, грубо и пристрастно;
2. стереотипизирование имеет внутренне присущую тенденцию сохранять стабильность в течение длительных отрезков времени;
3. изменения в социальной, политической и экономической сферах могут обусловливать изменение стереотипа, однако это происходит не всегда или бывает отсрочено во времени;
4. стереотипы усваиваются очень рано в качестве "чувственной ткани мира" и начинают использоваться детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся;
5. социальные стереотипы редко проявляются на поведенческом уровне при отсутствии явной враждебности в отношениях между группами, но в условиях напряженности или конфликта эти же стереотипы становятся определяющими детерминантами, которые слабо поддаются модификации и управлению, они ужесточаются, заостряются и начинают играть доминирующую роль в реальном поведении индивидов, вплоть до откровенной враждебности.
Информация о работе Особенности этнических стереотипов в сознании современной молодежи