Особенности этнических стереотипов в сознании современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание

Для того, чтобы понять что представляет из себя содержание этнических стереотипов у молодежи, мы выявили следующую проблему - знание о существовании этнических стереотипов, но незнание о ее специфике. Объектом данного исследования являются этнические стереотипы, предметом - сущность и специфика этнических стереотипов у молодежи.
Таким образом, цель нашего исследования – выявить характеристику этнических стереотипов у молодежи. Для ее достижения мы поставили следующие задачи:
выявить наличие этнических стереотипов у молодежи;
выявить представители какой национальности вызывают наибольшее и наименьшее доверие;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………...3
Теоретическая часть……………………………………………………………………………….5
Понятие стереотипа в психологической литературе……………………………………………5
Сущность этнического стереотипа. Функции и свойства этнических стереотипов………….6
Формирование этнических стереотипов………………………………………………………...9

Эмпирическая часть……………………………………………………………………………...11
Эмпирическое исследование на тему «Особенности этнических стереотипов в сознании современной молодежи»……………………………………………………………………………..11
Выводы и рекомендации………………………………………………………………………...14

Заключение……………………………………………………………………………………………15
Список использованной литературы………………………………………………………………..16
Приложение……………………………………

Работа состоит из  1 файл

Этнические стереотипы.docx

— 65.14 Кб (Скачать документ)
    1. Эмпирическая  часть
 
    
    1. Эмпирическое  исследование на тему «Особенности этнических стереотипов в  сознании современной  молодежи»
 

    В результате проведенного социологического исследования были опрошены 53 юношей и девушек в возрасте от 18 до 26 лет г. Москвы. Выборка стихийная, нерепрезентативная.

    Средний возраст опрошенной молодежи составил 20,47 лет и варьируется в пределах от 19,70 до 21,23 лет. Распределение по полу следующее: 47% респондентов – юноши, 53% респондентов – девушки

    На вопрос: «Знакомы ли вы с представителями другой национальности? Какое впечатление они произвели?» все респонденты ответили утвердительно, отмечая как положительные, так и отрицательные человеческие качества (75% и 25% соответственно).

    Просьбу написать традиции, присущие, на взгляд респондента, той или иной культуре, 86% молодых людей проигнорировали. Ответившие на поставленный вопрос респонденты в большинстве случаев отмечали такие традиции, как кровная месть и похищение невесты в кавказской культуре.

    Далее у молодых людей просили соотнести  некоторые человеческие качества с  определенной национальностью. Наряду со стереотипом о галантности французов, холодности англичан, аккуратности японцев мнения о других народах тоже совпадали (рис.1). Это свидетельствует о развитии определенных этнических стереотипов.

    Рис.1 «Соотнесите черты характера с представителями определенной национальности» 

    Следующим вопросом в анкете был: «Делите ли вы общество на своих и чужих?». Ответы распределились следующим образом: 58 % всех опрошенных ответили положительно, 24% отрицательно и только 18% молодых людей вообще не задумывались над этим вопросом. Более тревожным кажется то, что среди молодежи, достаточно взрослых людей, оказались те, кто делит общество по цвету кожи и национальности. Их количество составило 37%. Следует отметить, что девушки настроены к иностранцам более дружелюбно.

    На  вопрос «Ваш родственник или лучший друг проявляет негативные националистические взгляды. Ваши действия?» ответили следующим образом: 4% молодых людей ответили, что поддержали бы данные взгляды, 59% отказались обращать внимание на происходящие события, а оставшиеся 37% изъявили желание объяснить близким людям, что считают неправильным их мнение. В данных ответах сразу бросается в глаза тот небольшой процент людей, которые уже явно агрессивно настроены, то есть они бы вполне могли стать участниками национального движения. По-моему, этот факт настораживает не меньше того, что 59% опрошенных заняли позицию пассивных наблюдателей. Равнодушие и пассивность - та почва, на которой берут свои корни различные ксенофобские (ксенофобия - страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному) настроения.

    Затем была представлена ситуация, где группа скинхедов возле университета жестоко избивала иностранных студентов. 22% проявили безразличие к данной ситуации, и около 71% осуждают ее.

    Следующий вопрос выявлял реакцию молодых  людей на националистические взгляды  со стороны взрослых людей. Была представлена ситуация: «Ваш преподаватель говорит  о том, что все мусульмане –  террористы. Ваша реакция?» Всего  лишь 24% молодых людей ответили, что  возмутились бы на утверждение преподавателя  и стали бы отстаивать другую точку  зрения. 53% респондентов отметили, что  не согласны с этим мнением, но вслух  оспаривать бы не стали. Остальные 23% либо согласились с преподавателем, либо остались равнодушным к этому  высказыванию. Следовательно, проблема национальных отношений глубоко небезразлична примерно для половины опрошенных, а 23% могут стать благоприятной аудиторией для пропаганды.

    Затем следовал блок вопросов, выявляющий уровень открытости к общению с представителями другой культуры.

    В качестве партнёра по общению 100% юношей и 100% девушек выбрали бы представителя европейского и этноса. Из представителей чеченской этнической группы выбрало лишь 39% респондентов обоих полов и 53% - азиатского этноса.

    Возможность респондента представить свой брак с представителем (представительницей) европейской этнической группы могут допустить 91% девушек и 86% юношей. 9% опрашиваемых могут представить себя в браке с представителем кавказской культуры и 11% с представителем азиатского этноса.

    Большая часть респондентов не испытывает барьеров по отношению к представителям различных этнических групп в общении - 93% молодых людей и 69% девушек.

    Заключительный  вопрос был сформулирован нами таким  образом, чтобы учащиеся могли поразмышлять и дать конкретный ответ о том, какие профилактические меры нужно  проводить, предотвратив тем самым  ситуации, в которых молодые люди проявляют нетерпимость к сверстникам другой национальности. Молодые люди предлагали проводить массовые мероприятия, посвященные дружбе народов, наказывать обидчиков, создавать благоприятную обстановку в обществе, строить отношения между людьми в соответствии с «золотым правилом нравственности»: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой. Полученные результаты дают понять: молодежь заинтересована в решении данной проблемы, но и здесь есть те, кто совершенно равнодушен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выводы  и рекомендации 

    По  результатам опроса были получены следующие  результаты. Респонденты демонстрируют отсутствие знаний о культуре различных этнических групп и наличие этнических стереотипов, присваивая определенные черты характера тем или иным нациям. Таким образом, заявленная в начале исследования гипотеза о том, происходит активное развитие этнических стереотипов в сознании молодежи, подтверждена.

    Что касается второй гипотезы, то в ходе исследования она так же нашла  свое подтверждение: большинство молодых  людей предпочли бы общаться с  представителями европейской расы, нежели кавказской или азиатской.

    Третья  гипотеза подтвердилась частично. Среди молодых людей есть те, кто воспринимает толерантно людей другой этнической группы, и те, кто разделяет общество «на своих и чужих». На наш взгляд, это происходит по следующим причинам: 

    1. Молодые люди плохо просвещены в вопросах национальных отношений, для многих понятие патриотизм и расизм сливаются воедино.

    2. В нашем городе проживает достаточно много людей разных национальностей. С их стороны возможно некорректное отношение к обычаям, традициям россиян, что зачастую вызывает протест у молодежи.

    3. Активное развитие скинхедовского движения в городе и в целом в стране, которому особенно подвержена молодежь.

    В своей работе мы пытались найти выход из сложившейся ситуации. В качестве заключительного вопроса мы предложили молодым людям предложить ряд профилактических мер по решению данного вопросы. Респонденты предлагали самые разнообразные методы как некорректные, на наш взгляд, силовые, так и вполне возможные: организация международных мероприятий, концертов, праздников, тренингов, направленных на разъяснительную работу, лекции об истории и культуре других народов, агитации о союзе народов и терпимости.

    Безусловно, проблема межнациональных отношений сейчас стоит очень остро, и большинство молодых людей осознают ее.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Одним из основных источников стереотипов  является конформность личности к групповым представлениям. Поэтому чаще всего не сам человек создает свои стереотипы: он просто разделяет уже существующие в его социальной группе стереотипы. Это уже готовые черты и характеристики, приписываемые различным национальностям. Переходя в новый социальный мир, человек вынужден адаптироваться и в этом процессе начинает усваивать новую систему стереотипов. После того как возникает дифференциация «мы — они» и формируются различные установки и мнения об этих группах, эти стереотипы начинают оказывать влияние на поведение людей. Зачастую поведение по отношению к членам другой, «не своей» группы не отличается сопереживанием и готовностью оказать помощь, а если чужая группа считается враждебной, человек может совершать агрессивные действия.

    Этносоциологи связывали рост таких настроений с высоким и быстрым притоком иноэтничных мигрантов особенно в крупные города и приграничные территории. Антимигрантские настроения росли в условиях глобализации во всем мире. Особую озабоченность вызывает рост этнических предрассудков в молодежной среде.

    Этнический  стереотип – это достаточно стабильный, эмоционально окрашенный, довольно упрощенный, и схематизированный обобщенный образ национальности, обобщённые представления о каком-либо этносе. Этот вид стереотипа обычно включается в себя оценочные мнения, относительно устойчивые представления о физических, умственных, нравственных качествах и чертах характера, присущих представителям различных этнических групп. Кроме того, в содержании этнического стереотипа могут иметь место даже предписания к действию в отношении представителей определенной культуры.

    Этнические  стереотипы не всегда отражают реальные особенности стереотипизируемой группы, но они легко распространяются на всех ее представителей. В них фиксируются наиболее характерные для той, или иной национальности особенности, складывающиеся в результате межнационального и межкультурного общения, так как только в контакте с другими этносами формируется и закрепляется какое-то особое представление о данном народе и данной культуре.

    Национальные стереотипы часто воспринимаются детьми от пользующимся авторитетом для ребенка людей (родителей, преподавателей и т.п.), а затем накапливаются из фильмов, передач, журналов, книг, выступлений политических деятелей. Тем самым этнические стереотипы подводят основу для этнических предрассудков и могут быть использованы для теоретического укрепления националистических взглядов. Следовательно, причины многих национальных конфликтов скрывается в умелом манипулировании поверхностными знаниями и представлениями людей. Часто бывает даже так, этнические стереотипы создаются сознательно и становятся психологическим фактором формирования межкультурной розни и вражды.

    Этнические  стереотипы часто дают старт формированию несправедливого, предвзятого отношения к какому-либо народу. Результатом этого может стать насилие, дискриминация, нарушение прав представителей другой этнической группы, поэтому велика необходимость иметь представление о стереотипах, царящих в современном обществе. 
 
 

    Список  использованной литературы 

  1. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Практикум: Учебное пособие для вузов / Т.Г. Стефаненко. - М.: Инфра-М, 2006.
  2. Арутюнян Ю.В. Этносоциология: Учебник для вузов / Ю.В. Аратюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов М. - М.: Инфра-М, 1999.
  3. Налчаджян А.А. Этнопсихология: Учебное пособие / А.А. Налчаджян.
 

    Интернет-источники:

  1. Платонов Ю. Народы мира в зеркале геополитики. Электронная версия

    http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/KultEtn/02.php

  1. Учебное пособие. Культура и этнос.

    http://www.referats.5-ka.ru/bibliotek/Culture/KultEtn/index.html 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Приложение 

  Уважаемые юноши и девушки!

  Я  представляю Государственный Университет  Управления. Прошу Вас принять  участие в опросе, посвященном  особенностям этнических стереотипов в сознании молодежи. Результаты исследования могут способствовать изучению природы возникновения проблем в отношениях между этносами и возможностей их решения, а так же усовершенствования механизмов межнационального взаимодействия. При ответе на вопрос выделите выбранные вами один или несколько вариантов ответа. Результаты исследования будут использованы в обобщенном виде, анонимность гарантируется.

  Заранее благодарим Вас за принятие участия  в опросе! 

  
  1. Знакомы ли вы с представителями другой национальности?
  2. Да
  3. Нет
  4. Затрудняюсь ответить
 
  
  1. Какое впечатление  они произвели?
  2. Положительное
  3. Отрицательное
  4. Затрудняюсь ответить
 
  1. Напишите, какие вы знаете традиции у той  или иной культуры:
  1. Африканская
__________________________________________________________
  1. Кавказская
__________________________________________________________
  1. Японская
__________________________________________________________
  1. _____________
__________________________________________________________
  1. _____________
__________________________________________________________

Информация о работе Особенности этнических стереотипов в сознании современной молодежи