Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 14:21, курсовая работа
Для того, чтобы понять что представляет из себя содержание этнических стереотипов у молодежи, мы выявили следующую проблему - знание о существовании этнических стереотипов, но незнание о ее специфике. Объектом данного исследования являются этнические стереотипы, предметом - сущность и специфика этнических стереотипов у молодежи.
Таким образом, цель нашего исследования – выявить характеристику этнических стереотипов у молодежи. Для ее достижения мы поставили следующие задачи:
выявить наличие этнических стереотипов у молодежи;
выявить представители какой национальности вызывают наибольшее и наименьшее доверие;
Введение………………………………………………………………………………………………...3
Теоретическая часть……………………………………………………………………………….5
Понятие стереотипа в психологической литературе……………………………………………5
Сущность этнического стереотипа. Функции и свойства этнических стереотипов………….6
Формирование этнических стереотипов………………………………………………………...9
Эмпирическая часть……………………………………………………………………………...11
Эмпирическое исследование на тему «Особенности этнических стереотипов в сознании современной молодежи»……………………………………………………………………………..11
Выводы и рекомендации………………………………………………………………………...14
Заключение……………………………………………………………………………………………15
Список использованной литературы………………………………………………………………..16
Приложение……………………………………
В результате проведенного социологического исследования были опрошены 53 юношей и девушек в возрасте от 18 до 26 лет г. Москвы. Выборка стихийная, нерепрезентативная.
Средний возраст опрошенной молодежи составил 20,47 лет и варьируется в пределах от 19,70 до 21,23 лет. Распределение по полу следующее: 47% респондентов – юноши, 53% респондентов – девушки
На вопрос: «Знакомы ли вы с представителями другой национальности? Какое впечатление они произвели?» все респонденты ответили утвердительно, отмечая как положительные, так и отрицательные человеческие качества (75% и 25% соответственно).
Просьбу написать традиции, присущие, на взгляд респондента, той или иной культуре, 86% молодых людей проигнорировали. Ответившие на поставленный вопрос респонденты в большинстве случаев отмечали такие традиции, как кровная месть и похищение невесты в кавказской культуре.
Далее
у молодых людей просили
Рис.1
«Соотнесите черты характера
с представителями определенной
национальности»
Следующим вопросом в анкете был: «Делите ли вы общество на своих и чужих?». Ответы распределились следующим образом: 58 % всех опрошенных ответили положительно, 24% отрицательно и только 18% молодых людей вообще не задумывались над этим вопросом. Более тревожным кажется то, что среди молодежи, достаточно взрослых людей, оказались те, кто делит общество по цвету кожи и национальности. Их количество составило 37%. Следует отметить, что девушки настроены к иностранцам более дружелюбно.
На вопрос «Ваш родственник или лучший друг проявляет негативные националистические взгляды. Ваши действия?» ответили следующим образом: 4% молодых людей ответили, что поддержали бы данные взгляды, 59% отказались обращать внимание на происходящие события, а оставшиеся 37% изъявили желание объяснить близким людям, что считают неправильным их мнение. В данных ответах сразу бросается в глаза тот небольшой процент людей, которые уже явно агрессивно настроены, то есть они бы вполне могли стать участниками национального движения. По-моему, этот факт настораживает не меньше того, что 59% опрошенных заняли позицию пассивных наблюдателей. Равнодушие и пассивность - та почва, на которой берут свои корни различные ксенофобские (ксенофобия - страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному) настроения.
Затем была представлена ситуация, где группа скинхедов возле университета жестоко избивала иностранных студентов. 22% проявили безразличие к данной ситуации, и около 71% осуждают ее.
Следующий вопрос выявлял реакцию молодых людей на националистические взгляды со стороны взрослых людей. Была представлена ситуация: «Ваш преподаватель говорит о том, что все мусульмане – террористы. Ваша реакция?» Всего лишь 24% молодых людей ответили, что возмутились бы на утверждение преподавателя и стали бы отстаивать другую точку зрения. 53% респондентов отметили, что не согласны с этим мнением, но вслух оспаривать бы не стали. Остальные 23% либо согласились с преподавателем, либо остались равнодушным к этому высказыванию. Следовательно, проблема национальных отношений глубоко небезразлична примерно для половины опрошенных, а 23% могут стать благоприятной аудиторией для пропаганды.
Затем следовал блок вопросов, выявляющий уровень открытости к общению с представителями другой культуры.
В качестве партнёра по общению 100% юношей и 100% девушек выбрали бы представителя европейского и этноса. Из представителей чеченской этнической группы выбрало лишь 39% респондентов обоих полов и 53% - азиатского этноса.
Возможность респондента представить свой брак с представителем (представительницей) европейской этнической группы могут допустить 91% девушек и 86% юношей. 9% опрашиваемых могут представить себя в браке с представителем кавказской культуры и 11% с представителем азиатского этноса.
Большая часть респондентов не испытывает барьеров по отношению к представителям различных этнических групп в общении - 93% молодых людей и 69% девушек.
Заключительный
вопрос был сформулирован нами таким
образом, чтобы учащиеся могли поразмышлять
и дать конкретный ответ о том,
какие профилактические меры нужно
проводить, предотвратив тем самым
ситуации, в которых молодые люди
проявляют нетерпимость к сверстникам
другой национальности. Молодые люди предлагали
проводить массовые мероприятия, посвященные
дружбе народов, наказывать обидчиков,
создавать благоприятную обстановку в
обществе, строить отношения между людьми
в соответствии с «золотым правилом нравственности»:
поступай по отношению к другим так, как
ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.
Полученные результаты дают понять: молодежь
заинтересована в решении данной проблемы,
но и здесь есть те, кто совершенно равнодушен.
Выводы
и рекомендации
По результатам опроса были получены следующие результаты. Респонденты демонстрируют отсутствие знаний о культуре различных этнических групп и наличие этнических стереотипов, присваивая определенные черты характера тем или иным нациям. Таким образом, заявленная в начале исследования гипотеза о том, происходит активное развитие этнических стереотипов в сознании молодежи, подтверждена.
Что
касается второй гипотезы, то в ходе
исследования она так же нашла
свое подтверждение: большинство молодых
людей предпочли бы общаться с
представителями европейской
Третья гипотеза подтвердилась частично. Среди молодых людей есть те, кто воспринимает толерантно людей другой этнической группы, и те, кто разделяет общество «на своих и чужих». На наш взгляд, это происходит по следующим причинам:
1. Молодые люди плохо просвещены в вопросах национальных отношений, для многих понятие патриотизм и расизм сливаются воедино.
2. В нашем городе проживает достаточно много людей разных национальностей. С их стороны возможно некорректное отношение к обычаям, традициям россиян, что зачастую вызывает протест у молодежи.
3. Активное развитие скинхедовского движения в городе и в целом в стране, которому особенно подвержена молодежь.
В своей работе мы пытались найти выход из сложившейся ситуации. В качестве заключительного вопроса мы предложили молодым людям предложить ряд профилактических мер по решению данного вопросы. Респонденты предлагали самые разнообразные методы как некорректные, на наш взгляд, силовые, так и вполне возможные: организация международных мероприятий, концертов, праздников, тренингов, направленных на разъяснительную работу, лекции об истории и культуре других народов, агитации о союзе народов и терпимости.
Безусловно,
проблема межнациональных отношений сейчас
стоит очень остро, и большинство молодых
людей осознают ее.
Заключение
Одним из основных источников стереотипов является конформность личности к групповым представлениям. Поэтому чаще всего не сам человек создает свои стереотипы: он просто разделяет уже существующие в его социальной группе стереотипы. Это уже готовые черты и характеристики, приписываемые различным национальностям. Переходя в новый социальный мир, человек вынужден адаптироваться и в этом процессе начинает усваивать новую систему стереотипов. После того как возникает дифференциация «мы — они» и формируются различные установки и мнения об этих группах, эти стереотипы начинают оказывать влияние на поведение людей. Зачастую поведение по отношению к членам другой, «не своей» группы не отличается сопереживанием и готовностью оказать помощь, а если чужая группа считается враждебной, человек может совершать агрессивные действия.
Этносоциологи связывали рост таких настроений с высоким и быстрым притоком иноэтничных мигрантов особенно в крупные города и приграничные территории. Антимигрантские настроения росли в условиях глобализации во всем мире. Особую озабоченность вызывает рост этнических предрассудков в молодежной среде.
Этнический стереотип – это достаточно стабильный, эмоционально окрашенный, довольно упрощенный, и схематизированный обобщенный образ национальности, обобщённые представления о каком-либо этносе. Этот вид стереотипа обычно включается в себя оценочные мнения, относительно устойчивые представления о физических, умственных, нравственных качествах и чертах характера, присущих представителям различных этнических групп. Кроме того, в содержании этнического стереотипа могут иметь место даже предписания к действию в отношении представителей определенной культуры.
Этнические стереотипы не всегда отражают реальные особенности стереотипизируемой группы, но они легко распространяются на всех ее представителей. В них фиксируются наиболее характерные для той, или иной национальности особенности, складывающиеся в результате межнационального и межкультурного общения, так как только в контакте с другими этносами формируется и закрепляется какое-то особое представление о данном народе и данной культуре.
Национальные стереотипы часто воспринимаются детьми от пользующимся авторитетом для ребенка людей (родителей, преподавателей и т.п.), а затем накапливаются из фильмов, передач, журналов, книг, выступлений политических деятелей. Тем самым этнические стереотипы подводят основу для этнических предрассудков и могут быть использованы для теоретического укрепления националистических взглядов. Следовательно, причины многих национальных конфликтов скрывается в умелом манипулировании поверхностными знаниями и представлениями людей. Часто бывает даже так, этнические стереотипы создаются сознательно и становятся психологическим фактором формирования межкультурной розни и вражды.
Этнические
стереотипы часто дают старт формированию
несправедливого, предвзятого отношения
к какому-либо народу. Результатом этого
может стать насилие, дискриминация, нарушение
прав представителей другой этнической
группы, поэтому велика необходимость
иметь представление о стереотипах, царящих
в современном обществе.
Список
использованной литературы
Интернет-источники:
http://www.gumer.info/
http://www.referats.5-ka.ru/
Приложение
Уважаемые юноши и девушки!
Я
представляю Государственный
Заранее
благодарим Вас за принятие участия
в опросе!
|
______________________________ |
|
______________________________ |
|
______________________________ |
|
______________________________ |
|
______________________________ |
Информация о работе Особенности этнических стереотипов в сознании современной молодежи