Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:26, курсовая работа
Проблема конфликтов в современных условиях является актуальной и находится в центре внимания многих отечественных и зарубежных ученых, теоретиков и практиков, представителей различных научных школ и направлений. Все большее значение приобретают прикладные аспекты - теория и практика разрешения конфликтов. В рамках современной конфликтологии разработаны достаточно эффективные методы управления конфликтами.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….….3
1. ПОНЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА.………………………………5
1.1. Особенности межличностного конфликта.............................................................5
1.2. Конструктивные и деструктивные функции межличностного конфликта 5
1.3. Структура и элементы межличностного конфликта.............................................6
1.4. Динамика межличностных конфликтов.................................................................7
2. УРЕГУЛИРОВАНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ...............................................................................................................82.1. Тактика избегания конфликта и метод насилия………………………………....8
2.2. Тактика ухода или метод избегания 8
2.3. Cиловая тактика…………………………………………………………………..10
2.4. Тактика ’’выигрыш- проигрыш’’………………………………………………..11
2.5. Тактики ‘’ выгрыш-выгрыш’’ 12
2.6. Метод односторонних уступок или приспособления 12
2.7. Тактика компромисса, взаимных уступок……………………………………...13
2.8. Четырехшаговый метод урегулирования конфликта 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………18
Конечно, и тактика компромисса, важнейшим элементом которой выступают переговоры, не является универсальной, безотказной отмычкой ко всем видам конфликтных ситуаций. Ее применение, так же как и использование других рассмотренных методов, является проблемным, сопряжено с рядом трудностей, возникающих при практическом использовании тактики компромиссов. Наиболее часто возникают следующие трудности:
(1) отказ
одной из сторон от
(2) выработанное решение из-за содержащихся в нем взаимных уступок может оказаться противоречивым, нечетким и потому трудно осуществимым. Так, обещания, данные обеими сторонами, ускорить выполнение взаимных обязательств могут оказаться не обеспеченными ресурсами;
(3)
содержащийся в любом
Но несмотря на эти и некоторые другие трудности, компромиссные решения являются оптимальными для улаживания конфликтной ситуации, поскольку они:
• способствуют выявлению и учету взаимных интересов, будучи нацеленными на взаимовыгодный результат по принципу «выигрыш — выигрыш»;
• демонстрируют уважение сторон к профессионализму и достоинству друг друга.
Трансформация конфликтных
(1) Необходимо
выделить специальное время
(2) Следует
обеспечить благоприятную
(3) Соблюдение
основных правил обсуждения
Прежде чем начать диалог, следует выразить оптимистическую надежду на достижение в результате взаимовыгодного решения, а затем полезно напомнить о необходимости соблюдения предварительно согласованных условий проведения беседы: не прерывать обсуждения преждевременно, воздерживаться от силовых игр и т.п.
После
этих вступительных замечаний
При налаживании такого процесса обмена жестами примирения и наступает в конце концов решающий момент диалога, в итоге которого ослабевает напряженность, усиливается доверие и достигается желанный прорыв во взаимоотношениях, позволяющий заключить договор о разрешении конфликта на взаимовыгодных условиях.
(4) Заключение
договора и является
«Рассмотренный процесс проведения диалога с целью урегулирования конфликта на основе тактики компромисса получил наименование четырехшагового метода. Он рекомендуется конфликтологами как наиболее эффективный способ преобразования конфликтного поведения в отношения сотрудничества.»4
Таковы некоторые методы разрешения конфликта путем ухода, силы, односторонних и взаимовыгодных уступок. Каждая из этих тактик реализуется с помощью специфических, только ей присущих средств, механизмов.
(1)
Рекомендации самого общего
доброжелательное, дружелюбное, уважительное отношение к нему;
постоянное поддержание обратной связи с собеседником, соответствующее реагирование на его поведение; некоторое замедление темпа, ритма беседы в том случае, если обнаруживается, что собеседник излишне взволнован; стремление сопереживать партнеру, испытывать те же самые чувства, которые характерны для человека. находящегося рядом с вами. т.е. проявлять способность к сочувствию, эмпатию.
(2) Блок методов, которые используются в начальной, преимущественно еще дословесной фазе бесед, переговоров, проводимых в целях разрешения конфликтной ситуации. На этой фазе важно дать возможность более полно выговориться собеседнику, не пытаясь его перебивать, дать ему возможность, как говорят, «выпустить пар», показать мимикой, жестами, что вы понимаете состояние партнера; уменьшить обычно разделяющую вас социальную дистанцию, даже коснуться его плеча, улыбнуться.
(3) Основные рекомендации на второй, основной фазе беседы или переговоров можно свести к следующему: нужно хотя бы на короткое время отвлечь или переключить внимание собеседника с предмета конфликта, дать ему небольшую передышку от эмоционального напряжения, предложив хотя бы выпить чашку кофе, закурить или просто сказать ему что-либо приятное: предложить присесть, но желательно не напротив друг к другу, поскольку такая позиция, как считают психологи, не уменьшает, а усиливает конфронтацию, а рядом, на расстоянии до полуметра, под углом друг к другу; только после этих предварительных поведенческих акций следует приступить к обсуждению проблемы, вызвавшей конфликт. При этом полезно в случае необходимости признать и свою вину за возникновение противоборства; нужно признать и правоту собеседника в тех пунктах, где он оказался прав; важно в процессе обсуждения подчеркивать общность, а не только различия в интересах сторон; не менее важно обратить внимание на лучшие качества собеседника, которые есть в партнере и которые помогут ему справиться со своим волнением и найти оптимальный выход из сложившейся ситуации;
конечно, лучше всего решить приведший к разногласиям вопрос сразу же или попытаться решить его в кратчайшие сроки, ибо промедление, как правило, только усугубляет ситуацию.
(4) Рекомендации
универсального характера,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Хотя конфликты легко порождаются и подпитываются социальными дилеммами, конкуренцией и искажениями восприятия, некоторые не менее могущественные силы, такие как контакт, сотрудничество, коммуникация и примирение, могут превратить вражду в гармонию.
Можно ли за счет тесного контакта людей уменьшить их враждебность?
Несмотря на ряд обнадеживающих ранних исследований, другие исследования показали, это оказывает мало влияния. Но если налажен продолжительный и тесный контакт и если в нем обеспечен равный статус, враждебность зачастую уменьшается.
Контакты
особенно плодотворны, когда люди совместно
стараются преодолеть общую угрозу
или добиться экстраординатной цели.
Основываясь на данных экспериментов
по кооперационным контактам, несколько
исследовательских групп
Участники
конфликта могут также искать
решение своих проблем путем
переговоров либо прямых, либо через
нейтрального посредника. Помощь такого
посредника может заключаться в том, что
он подтолкнет противников к тому, чтобы
сменить их конкурентную позицию «я выиграл
- ты проиграл» на более плодотворную кооперационную
ориентацию «я выиграл - ты выиграл». Посредник
может также организовать общение, которое
очистит восприятие от искажений и повысит
взаимопонимание и доверие. Если соглашение
не достигнуто, конфликтующие стороны
могут доверить решение третейскому судье,
который вынесет собственное заключение
или выберет одно из двух окончательных
предложений сторон.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ