Особенности межличностного конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:26, курсовая работа

Описание

Проблема конфликтов в современных условиях является актуальной и находится в центре внимания многих отечественных и зарубежных ученых, теоретиков и практиков, представителей различных научных школ и направлений. Все большее значение приобретают прикладные аспекты - теория и практика разрешения конфликтов. В рамках современной конфликтологии разработаны достаточно эффективные методы управления конфликтами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….….3
1. ПОНЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА.………………………………5
1.1. Особенности межличностного конфликта.............................................................5
1.2. Конструктивные и деструктивные функции межличностного конфликта 5
1.3. Структура и элементы межличностного конфликта.............................................6
1.4. Динамика межличностных конфликтов.................................................................7
2. УРЕГУЛИРОВАНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ...............................................................................................................82.1. Тактика избегания конфликта и метод насилия………………………………....8
2.2. Тактика ухода или метод избегания 8
2.3. Cиловая тактика…………………………………………………………………..10
2.4. Тактика ’’выигрыш- проигрыш’’………………………………………………..11
2.5. Тактики ‘’ выгрыш-выгрыш’’ 12
2.6. Метод односторонних уступок или приспособления 12
2.7. Тактика компромисса, взаимных уступок……………………………………...13
2.8. Четырехшаговый метод урегулирования конфликта 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………18

Работа состоит из  1 файл

конфликтология идеальная.doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)

     Конечно, и тактика компромисса, важнейшим элементом которой выступают переговоры, не является универсальной, безотказной отмычкой ко всем видам конфликтных ситуаций. Ее применение, так же как и использование других рассмотренных методов, является проблемным, сопряжено с рядом трудностей, возникающих при практическом использовании тактики компромиссов. Наиболее часто возникают следующие трудности:

(1) отказ  одной из сторон от первоначально  занятой позиции из-за обнаружения в ходе переговоров ее нереалистичности;

(2) выработанное  решение из-за содержащихся в  нем взаимных уступок может  оказаться противоречивым, нечетким  и потому трудно осуществимым. Так, обещания, данные обеими сторонами,  ускорить выполнение взаимных  обязательств могут оказаться не обеспеченными ресурсами;

  (3) содержащийся в любом компромиссном  соглашении в той или иной  степени элемент отказа от  первоначально занятой позиции, ее некоторая корректировка могут впоследствии повлечь за собой оспаривание принятого решения.

  Но  несмотря на эти и некоторые другие трудности, компромиссные решения являются оптимальными для улаживания конфликтной ситуации, поскольку они:

• способствуют выявлению и учету взаимных интересов, будучи нацеленными на взаимовыгодный результат по принципу «выигрыш — выигрыш»;

  • демонстрируют уважение сторон к  профессионализму и достоинству друг друга.

2.8. Четырехшаговый метод урегулирования конфликта

    Трансформация конфликтных взаимоотношений в отношения согласия достигается, как показывает опыт, в результате осуществления следующих действии или шагов.

(1) Необходимо  выделить специальное время для  общения, разговора, дискуссии. При этом часто приходится преодолевать желание другой стороны уйти от контакта, прибегнуть к тактике ухода. Чтобы преодолеть такое желание, важно убедить другого в том, что преодоление разногласий выгодно и ему. Важно не связывать другую сторону никакими предварительными обязательствами, кроме участия в предстоящем диалоге и исключения при его проведении запугивания и угроз, т.е. попыток силового давления. Однако весьма важно заблаговременно договориться о принятии решения об окончании встречи только по взаимному согласию, чтобы не допустить, насколько это будет возможно, ее преждевременного окончания, т.е. ее прекращения до создания условий для перехода к следующему этапу. Но для этого нужно выполнить и некоторые другие шаги.

(2) Следует  обеспечить благоприятную обстановку  на весь период проведения встречи. Для этого следует создать необходимые удобства для спокойного проведения встречи. В помещении, где ведется беседа, не должно быть посторонних; следует избежать и телефонных звонков. Полезно обратить внимание и на такие мелочи, как температура в помещении, освещение и т.п. Нужно заранее приготовиться к длительному обсуждению конфликта и серьезному нервному напряжению. Полезно сохранять в тайне содержание бесед впредь до полного урегулирования конфликта. Только соблюдение этих основных условий проведения встречи обеспечит успех главного, третьего шага регулирования конфликта.

(3) Соблюдение  основных правил обсуждения проблемы.

Основные  правила обсуждения проблемы:

Прежде чем начать диалог, следует выразить оптимистическую надежду на достижение в результате взаимовыгодного решения, а затем полезно напомнить о необходимости соблюдения предварительно согласованных условий проведения беседы: не прерывать обсуждения преждевременно, воздерживаться от силовых игр и т.п.

После этих вступительных замечаний целесообразно  перейти к следующему моменту  беседы: сформулировать суть возникшей  проблемы и пригласить собеседника изложить свое видение возникшей ситуации, что и будет означать начало основного процесса переговоров. В процессе его развития не следует отвлекаться от поставленной проблемы, обсуждать погоду, рассказывать анекдоты и т.п. Не следует и выражать сомнения в успехе встречи. Нужно приложить максимум усилий, чтобы направить беседу к конструктивному результату. Можно, например, выразить сожаление по поводу своего поведения в прошлом, заявить о своей готовности пойти на уступки по спорному вопросу, выразить понимание проблем собеседника, добрые чувства, уважение к нему, стремление к поиску взаимоприемлемых решений.

При налаживании  такого процесса обмена жестами примирения и наступает в конце концов решающий момент диалога, в итоге  которого ослабевает напряженность, усиливается доверие и достигается желанный прорыв во взаимоотношениях, позволяющий заключить договор о разрешении конфликта на взаимовыгодных условиях.

(4) Заключение  договора и является завершающей  частью процесса урегулирования конфликта на основе тактики компромисса, Но для того чтобы договор стал прочным, выполнимым, он должен быть взаимовыгодным, сбалансированным, компромиссным. Причем решение должно быть конкретным, точно определять кто, что и когда должен делать и не состоять из общих фраз о взаимном уважении, искренности и т.п. Достигнутое соглашение лучше всего, не полагаясь на свою память, оформить в письменном виде, а его копию вручить каждой стороне конфликта. Конечно, при обсуждении семейных проблем письменный договор может и не понадобиться, но в производственном конфликте он необходим.

«Рассмотренный процесс проведения диалога с целью урегулирования конфликта на основе тактики компромисса получил наименование четырехшагового метода. Он рекомендуется конфликтологами как наиболее эффективный способ преобразования конфликтного поведения в отношения сотрудничества.»4

Таковы  некоторые методы разрешения конфликта  путем ухода, силы, односторонних  и взаимовыгодных уступок. Каждая из этих тактик реализуется с помощью  специфических, только ей присущих средств, механизмов.

Четыре  группы позитивных методов регулирования конфликта

  

  (1) Рекомендации самого общего характера,  относящиеся не только к конфликтному  взаимодействию, но и к любому  виду общения людей. К их числу относятся такие правила, как постоянное внимание к собеседнику, способность терпеливо выслушивать его;

доброжелательное, дружелюбное, уважительное отношение  к нему;

постоянное  поддержание обратной связи с  собеседником, соответствующее реагирование на его поведение; некоторое замедление темпа, ритма беседы в том случае, если обнаруживается, что собеседник излишне взволнован; стремление сопереживать партнеру, испытывать те же самые чувства, которые характерны для человека. находящегося рядом с вами. т.е. проявлять способность к сочувствию, эмпатию.

(2) Блок  методов, которые используются в начальной, преимущественно еще дословесной фазе бесед, переговоров, проводимых в целях разрешения конфликтной ситуации. На этой фазе важно дать возможность более полно выговориться собеседнику, не пытаясь его перебивать, дать ему возможность, как говорят, «выпустить пар», показать мимикой, жестами, что вы понимаете состояние партнера; уменьшить обычно разделяющую вас социальную дистанцию, даже коснуться его плеча, улыбнуться.

(3) Основные рекомендации на второй, основной фазе беседы или переговоров можно свести к следующему: нужно хотя бы на короткое время отвлечь или переключить внимание собеседника с предмета конфликта, дать ему небольшую передышку от эмоционального напряжения, предложив хотя бы выпить чашку кофе, закурить или просто сказать ему что-либо приятное: предложить присесть, но желательно не напротив друг к другу, поскольку такая позиция, как считают психологи, не уменьшает, а усиливает конфронтацию, а рядом, на расстоянии до полуметра, под углом друг к другу; только после этих предварительных поведенческих акций следует приступить к обсуждению проблемы, вызвавшей конфликт. При этом полезно в случае необходимости признать и свою вину за возникновение противоборства; нужно признать и правоту собеседника в тех пунктах, где он оказался прав; важно в процессе обсуждения подчеркивать общность, а не только различия в интересах сторон; не менее важно обратить внимание на лучшие качества собеседника, которые есть в партнере и которые помогут ему справиться со своим волнением и найти оптимальный выход из сложившейся ситуации;

конечно, лучше всего решить приведший  к разногласиям вопрос сразу же или попытаться решить его в кратчайшие сроки, ибо промедление, как правило, только усугубляет ситуацию.

(4) Рекомендации  универсального характера, образующие блок специальных, оперативных приемов, которые могут быть использованы в сложных конфликтных ситуациях. Они предполагают учет слабых, уязвимых мест в позиции собеседника, а также некоторых болевых точек его как личности. Так, в некоторых случаях следует показать собеседнику, что он излишне резок, приняв с этой целью подчеркнуто вежливый тон; иногда бывает необходимо проявить к партнеру более сильную агрессию, чем та, которую продемонстрировал он. Можно сказать собеседнику о тех негативных последствиях конфликтной ситуации, которые могут последовать для него лично; и наконец, иногда следует показать, что удовлетворение его требований может привести к негативным последствиям для людей, мнением которых он дорожит. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Хотя  конфликты легко порождаются и подпитываются социальными дилеммами, конкуренцией и искажениями восприятия, некоторые не менее могущественные силы, такие как контакт, сотрудничество, коммуникация и примирение, могут превратить вражду в гармонию.

      Можно ли за счет тесного контакта людей уменьшить их враждебность?

      Несмотря  на ряд обнадеживающих ранних исследований, другие исследования показали, это  оказывает мало влияния. Но если налажен  продолжительный и тесный контакт  и если в нем обеспечен равный статус, враждебность зачастую уменьшается.

      Контакты  особенно плодотворны, когда люди совместно  стараются преодолеть общую угрозу или добиться экстраординатной цели. Основываясь на данных экспериментов  по кооперационным контактам, несколько  исследовательских групп попытались заменить конкурентные ситуации в школьном обучении на обстановку кооперации при обучении, получив воодушевляющие результаты.

      Участники конфликта могут также искать решение своих проблем путем  переговоров либо прямых, либо через  нейтрального посредника. Помощь такого посредника может заключаться в том, что он подтолкнет противников к тому, чтобы сменить их конкурентную позицию «я выиграл - ты проиграл» на более плодотворную кооперационную ориентацию «я выиграл - ты выиграл». Посредник может также организовать общение, которое очистит восприятие от искажений и повысит взаимопонимание и доверие. Если соглашение не достигнуто, конфликтующие стороны могут доверить решение третейскому судье, который вынесет собственное заключение или выберет одно из двух окончательных предложений сторон. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Анцупов А.Я., Шипалов А.И. “Конфликтология” М. – 1999;
  2. Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск. Наука, 1989;
  3. Гришина Н.В. Психология конфликта СПб. – 2000;
  4. Кармин А.С. Конфликтология СПб. – 1999;
  5. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. - М.: ИНФРА-М., 1997;
  6. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: учебное пособие.- М.: Владос, 1999;
  7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М. - 1992;
  8. Морозов А.В. Деловая психология. СПб. – 2000;
  9. Ратников В.П.’’Конфликтология’’ М. – 2005;
  10. С.М. Емельянов. Практикум по конфликтологии, СПб. – 2001;
  11. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 1995;
  12. Уткин Э.А., Кочетков А.И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. - М.: Акалис, 1996;
  13. Файоль А Учение об управлении. Сб. Научная организация труда и управление. Под ред. А.Н.. Щербаня, М. - 1965;
  14. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 1997;
  15. Фишер Р., Юри У.”Путь к согласию, или переговоры без поражения ” М. 1990.

Информация о работе Особенности межличностного конфликта