Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 19:41, реферат

Описание

Обособленные группы сверстников в старшем подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными и, находясь в равных отношениях с товарищами - вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для подростков, чем сообщество взрослых людей.

Работа состоит из  1 файл

Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.docx

— 31.35 Кб (Скачать документ)

Особенности межличностных отношений  в подростковом возрасте. 

    Обособленные группы сверстников  в старшем подростковом возрасте  становятся более устойчивыми,  отношения в них между детьми  начинают подчиняться более строгим  правилам. Сходство интересов и  проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными и, находясь в равных отношениях с товарищами - вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для подростков, чем сообщество взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростков появляются два других вида отношений, слабые или почти не представленные в раннем периоде их развития: товарищеские и дружеские. Старшим подросткам не сидится дома, они рвутся к товарищам, проявляя явное стремление жить групповой жизнью. Это характерная черта у детей именно подросткового возраста, причем она проявляется у них не зависимо от степени развитости специальной потребности в общении. Неблагополучные   личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело, и в этом мы можем убедиться, знакомясь с акцентуациями характера, свойственными подросткам. Многими детьми этого возраста разрыв личных отношений с товарищами воспринимается как личная драма. На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские взаимоотношения.

В раннем юношеском возрасте завершается  формирование сложной системы социальных установок, причем оно касается всех компонентов установок когнитивного, эмоционального и поведенческого. Период ранней юности характеризуется большими противоречиями, внутренней несогласованностью и изменчивостью многих социальных установок.

По мнению А.В. Мудрика, в группе подростков, как  правило, складываются межличностные  отношения – субъективно переживаемые отношения между ее членами. Они  объективно проявляются в характере  и способах взаимодействия членов группы, а также в распределении ролей  в группе.

Во-первых, выделяется лидер. Ни одной группы, не имеющей лидера, в экспериментальных  исследованиях не выявлено. Может  быть несколько лидеров: деловой, эмоциональный, интеллектуальный. Другие роли - фаворит лидера, шестерка и др. В группе может быть роль «козла отпущения». Ему достается за все и за всех. Возникает вопрос: почему он остается в группе? Человеку без группы бывает туго, а потом он, как правило, - «внутригрупповой козел», другим группам его трогать не позволяют.

Ну и, наконец, бывает, что в группе существует роль «паршивой овцы». Такого человека никто всерьез не принимает, и  его могут даже не защитить, он просто ходит за группой. Однако неоднократно фиксировалось, что когда такая  «паршивая овца» вдруг уходила  из группы, последняя распадалась. Аналогичные  ситуации фиксировались и с «козлом  отпущения», потому что, как это ни странно, но цементировали группу именно эти «козел отпущения» и «паршивая  овца» (речь идет о неформальных группах). В группе подростков особенно интенсивно развивается общение.

Здесь возникают конфликты, происходит переоценка ценностей, удовлетворяется потребность  в признании и стремление к  самоутверждению. Доминантная потребность  в общении формулируется следующим  образом: «Научиться общаться», «Научиться лучше понимать друг друга». Сверстники рассматриваются как источник безопасности и поддержки. 

Потребность в общении со сверстниками актуализирует  проблему уверенного поведения. Современные  подростки часто теряются в провокационных, задевающих, угрожающих ситуациях, выбирая  либо подчинение, либо ответную агрессивность. Другой тип ситуации, в которых  у подростков преимущественно преобладает  неконструктивный стиль поведения, - это ситуация, когда самому подростку  или другому человеку нужна поддержка.

В половине ситуаций коммуникативный стиль  подростков уверенный, вторая же половина ситуаций показывает подавляющее преобладание зависимого поведения над агрессивным.

Характерна  жесткая поляризация сверстников, строящаяся на следующих оппозициях «хороший - плохой», «за меня - против меня», а так же - небрежность и агрессия. Примерно 40% подростков демонстрируют негативное отношение к сверстнику, 30% - положительное, 30% - нейтральное.

Таким образом, отношения подростка к  своим сверстникам сложно и многообразно. Эти отношения уже заметно  различаются по степени близости: у подростка могут быть просто товарищи, близкие товарищи и друг. Чем старше подросток, тем больше появляется требований к его личности. Различие отношений не воспринимается пассивно. Подростки сами строят свои отношения, они очень активны  по отношению друг к другу, т.е. высказывают  претензии, объясняют причины и  высказывают претензии, объясняют  причины и мотивы собственных  поступков, спорят, соглашаются, идут на уступки, чтобы сохранить отношения. Для сближения ребят важно  сходство интересов и любимых  занятий. Обычно каждый старается приобщить  другого к своим занятиям. Подросток легко заражается интересами симпатичного ему сверстника. Развитие внутренней жизни подростка рождает у него потребность в личном друге, с которым можно всем поделиться и обо всём посоветоваться, у которого можно найти помощь и поддержку.

У многих друзей – подростков общие не только интересы и занятия, но и мечтания, планы на будущее, задачи самовоспитания и самообразования. С возрастом  всё важнее становится «родство души» - общность внутренней жизни, взаимное понимание, совпадение личных ценностей, стремлений, точек зрений по важным вопросам.

На основе теоретического анализа данной проблемы мы провели опытно-эксперементальную работу, которая включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. 

Целью констатирующего этапа эксперимента было определение определение уровня развития межличностных отношений у старших подростков. 

Опытно-экспериментальное  исследование проводилось на базе МОУ  «СОШ №30» г. Абакана. В ходе исследования было обследовано 21 учащихся старшего подросткового возраста (13-14 лет). Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы был проведён в декабре 2006 г. 

Для определения  индекса групповой сплочённости мы использовали такие методики как  «социометрия» Р.С. Немова и тест оценки коммуникативных умений под редакцией А.А. Карелиной. 

Методика  «социометрия» Р.С. Немова предполагала выявление уровня взаимоотношений среди подростков, определение положения испытуемого в системе межличностных отклонений той группы, к которой он принадлежит. 

Классу  выдавались чистые листочки, и предлагалась такая инструкция: 

«Ваш  класс существует уже давно. За время  совместной жизни и общения друг с другом вы, наверное, смогли неплохо  узнать друг друга, и между вами сложились  определенные личные и деловые отношения, симпатии и антипатии, уважение, неуважение друг к другу и т.п. Не все, очевидно, складывалось гладко и образовавшиеся между вами отношения далеки, по-видимому, от идеала. С кем-то вам хорошо находиться в одном классе, кто-то вас не очень  устраивает и с ним вы хотели бы расстаться. Теперь представьте себе, что ваш класс начинает складываться сначала и каждому из вас представляется возможность вновь по своему желанию определить состав класса. Ответьте в этой связи на следующие вопросы, записав свои ответы на выданном листе бумаги. Его предварительно необходимо подписать, чтобы мы могли судить о том, кто и кого выбирает или отвергает. 

1. Кого  из членов вашей группы (класса) вы по своему желанию включили  бы в состав новой группы (класса)? Запишите этих людей на листе  бумаги под номером 1 в порядке  предпочтения. 

2. Кого  из членов вашей группы вы, напротив, не хотели бы видеть  в составе новой группы (класса)? Запишите их под номером 2 в  порядке отклонения». 

Мы получим  следующие результаты: в классе присутствуют учащиеся, которых очень мало кто  выбирал. Таких оказалось 15 человек. Они симпатизировали одному, двум или трём одноклассникам. В основном этих учащихся наоборот не желали видеть в своём классе и записывали в  ту группу учащихся, которые, на их взгляд, недостойны учиться в выбираемом классе. 

Предпочитаемых  учащихся оказались шесть человек. Эти лица были более авторитетными  и значимыми в школьном коллективе. Их выбирали 7, 6, 5 человек, но не более. 

Полученные  результаты мы зафиксировали в процентном соотношении в диаграмме (см. рис.1) 

 

Рис.1. Уровень  развития межличностных отношений  и старших подростков. 

Анализируя  полученные данные можно сделать  следующие выводы: в исследуемом  классе нет гармоничных отношений. Учащиеся мало с кем взаимодействуют  и определяя свой новый класс они очень немногих записывают в свои желаемые одноклассники. Так, класс должен состоять из 21 человека и самый большой выбор, состоящий из 14 человек класса, сделал только один человек. Остальные, которым предоставлялась возможность определить новый класс, предпочли нескольких человек: 10, 9, 7, 5, 3 и даже одного. 

Таким образом, проведённый нами качественный анализ результатов показал, что  больше половины учащихся оказались  непринятыми в классе. И лишь 29% из 100 являются более или менее  авторитетными. 

Следующая методика, использованная в ходе исследования, была направлена на оценку коммуникативных  умений – тест оценки коммуникативных  умений А.А. Карелиной. 

Понятие «коммуникативные умения» включает в себя не только оценку собеседника, определение его сильных и  слабых сторон, но и умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д. Классу выдавались чистые листочки, и предлагалась такая инструкция: "Отметьте ситуации, которые вызывают у Вас неудовлетворение или досаду и раздражение при  беседе с любым человеком —  будь то Ваш товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководитель или просто случайный собеседник". 

Результаты  данной диагностики свидетельствуют  о том, что только 4 человека из 21 являются хорошими собеседниками, но иногда отказывают партнёру в полном внимании. Повторяют вежливо его высказывание, давая ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливая свой темп мышления к его речи. С таким собеседником приятно пообщаться. Десяти человекам из 21 присущи некоторые недостатки. Они критически относятся к высказываниям. Им ещё не достаёт некоторых достоинств хорошего собеседника. И 7 человек являются плохими собеседниками. Им необходимо работать над собой и учиться слушать. 

Полученные  результаты были соотнесены в процентном соотношении в диаграмме (см. рис.2)

 

Рис.2. Уровень  развития коммуникативных умений у  старших подростков.

Таким образом, можно сделать вывод, что  из исследуемых учащихся нет таких, которые бы полностью соответствовали  критериям отличного собеседника, которые могли бы установить дружескую  атмосферу и сумели понять проблемы собеседника. 

а) социометрический статус ребенка в системе межличностных  отношений. 

Статус  ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной  из 4-х статусных категорий: 

1 –  “лидеры” : 5 и более выборов, 

2 –  “предпочитаемые” - 3-4 выбора, 

3 –  “принебрегаемые” - 1-2 выбора, 

4 –  “отверженные” - 0 выборов. 

1 и 2 статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем знать насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе. Иными словами, насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный. 

б) уровень  благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом - как низкий, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками; 

Информация о работе Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте