Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 19:41, реферат
Обособленные группы сверстников в старшем подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными и, находясь в равных отношениях с товарищами - вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для подростков, чем сообщество взрослых людей.
Особенности
межличностных отношений
в подростковом возрасте.
Обособленные группы
В раннем
юношеском возрасте завершается
формирование сложной системы социальных
установок, причем оно касается всех
компонентов установок
По мнению
А.В. Мудрика, в группе подростков, как
правило, складываются межличностные
отношения – субъективно
Во-первых, выделяется лидер. Ни одной группы, не имеющей лидера, в экспериментальных исследованиях не выявлено. Может быть несколько лидеров: деловой, эмоциональный, интеллектуальный. Другие роли - фаворит лидера, шестерка и др. В группе может быть роль «козла отпущения». Ему достается за все и за всех. Возникает вопрос: почему он остается в группе? Человеку без группы бывает туго, а потом он, как правило, - «внутригрупповой козел», другим группам его трогать не позволяют.
Ну и, наконец, бывает, что в группе существует роль «паршивой овцы». Такого человека никто всерьез не принимает, и его могут даже не защитить, он просто ходит за группой. Однако неоднократно фиксировалось, что когда такая «паршивая овца» вдруг уходила из группы, последняя распадалась. Аналогичные ситуации фиксировались и с «козлом отпущения», потому что, как это ни странно, но цементировали группу именно эти «козел отпущения» и «паршивая овца» (речь идет о неформальных группах). В группе подростков особенно интенсивно развивается общение.
Здесь
возникают конфликты, происходит переоценка
ценностей, удовлетворяется потребность
в признании и стремление к
самоутверждению. Доминантная потребность
в общении формулируется
Потребность в общении со сверстниками актуализирует проблему уверенного поведения. Современные подростки часто теряются в провокационных, задевающих, угрожающих ситуациях, выбирая либо подчинение, либо ответную агрессивность. Другой тип ситуации, в которых у подростков преимущественно преобладает неконструктивный стиль поведения, - это ситуация, когда самому подростку или другому человеку нужна поддержка.
В половине ситуаций коммуникативный стиль подростков уверенный, вторая же половина ситуаций показывает подавляющее преобладание зависимого поведения над агрессивным.
Характерна
жесткая поляризация
Таким образом, отношения подростка к своим сверстникам сложно и многообразно. Эти отношения уже заметно различаются по степени близости: у подростка могут быть просто товарищи, близкие товарищи и друг. Чем старше подросток, тем больше появляется требований к его личности. Различие отношений не воспринимается пассивно. Подростки сами строят свои отношения, они очень активны по отношению друг к другу, т.е. высказывают претензии, объясняют причины и высказывают претензии, объясняют причины и мотивы собственных поступков, спорят, соглашаются, идут на уступки, чтобы сохранить отношения. Для сближения ребят важно сходство интересов и любимых занятий. Обычно каждый старается приобщить другого к своим занятиям. Подросток легко заражается интересами симпатичного ему сверстника. Развитие внутренней жизни подростка рождает у него потребность в личном друге, с которым можно всем поделиться и обо всём посоветоваться, у которого можно найти помощь и поддержку.
У многих друзей – подростков общие не только интересы и занятия, но и мечтания, планы на будущее, задачи самовоспитания и самообразования. С возрастом всё важнее становится «родство души» - общность внутренней жизни, взаимное понимание, совпадение личных ценностей, стремлений, точек зрений по важным вопросам.
На основе
теоретического анализа данной проблемы
мы провели опытно-
Целью
констатирующего этапа
Опытно-экспериментальное
исследование проводилось на базе МОУ
«СОШ №30» г. Абакана. В ходе исследования
было обследовано 21 учащихся старшего
подросткового возраста (13-14 лет). Констатирующий
этап опытно-экспериментальной
Для определения
индекса групповой сплочённости
мы использовали такие методики как
«социометрия» Р.С. Немова и тест оценки
коммуникативных умений под редакцией
А.А. Карелиной.
Методика
«социометрия» Р.С. Немова предполагала
выявление уровня взаимоотношений среди
подростков, определение положения испытуемого
в системе межличностных отклонений той
группы, к которой он принадлежит.
Классу
выдавались чистые листочки, и предлагалась
такая инструкция:
«Ваш
класс существует уже давно. За время
совместной жизни и общения друг
с другом вы, наверное, смогли неплохо
узнать друг друга, и между вами сложились
определенные личные и деловые отношения,
симпатии и антипатии, уважение, неуважение
друг к другу и т.п. Не все, очевидно,
складывалось гладко и образовавшиеся
между вами отношения далеки, по-видимому,
от идеала. С кем-то вам хорошо находиться
в одном классе, кто-то вас не очень
устраивает и с ним вы хотели бы
расстаться. Теперь представьте себе,
что ваш класс начинает складываться
сначала и каждому из вас представляется
возможность вновь по своему желанию определить
состав класса. Ответьте в этой связи на
следующие вопросы, записав свои ответы
на выданном листе бумаги. Его предварительно
необходимо подписать, чтобы мы могли
судить о том, кто и кого выбирает или отвергает.
1. Кого
из членов вашей группы (класса)
вы по своему желанию включили
бы в состав новой группы (класса)?
Запишите этих людей на листе
бумаги под номером 1 в порядке
предпочтения.
2. Кого
из членов вашей группы вы,
напротив, не хотели бы видеть
в составе новой группы (класса)?
Запишите их под номером 2 в
порядке отклонения».
Мы получим
следующие результаты: в классе присутствуют
учащиеся, которых очень мало кто
выбирал. Таких оказалось 15 человек.
Они симпатизировали одному, двум
или трём одноклассникам. В основном
этих учащихся наоборот не желали видеть
в своём классе и записывали в
ту группу учащихся, которые, на их взгляд,
недостойны учиться в выбираемом классе.
Предпочитаемых
учащихся оказались шесть человек.
Эти лица были более авторитетными
и значимыми в школьном коллективе.
Их выбирали 7, 6, 5 человек, но не более.
Полученные
результаты мы зафиксировали в процентном
соотношении в диаграмме (см. рис.1)
Рис.1. Уровень
развития межличностных отношений
и старших подростков.
Анализируя
полученные данные можно сделать
следующие выводы: в исследуемом
классе нет гармоничных отношений.
Учащиеся мало с кем взаимодействуют
и определяя свой новый класс они очень
немногих записывают в свои желаемые одноклассники.
Так, класс должен состоять из 21 человека
и самый большой выбор, состоящий из 14
человек класса, сделал только один человек.
Остальные, которым предоставлялась возможность
определить новый класс, предпочли нескольких
человек: 10, 9, 7, 5, 3 и даже одного.
Таким
образом, проведённый нами качественный
анализ результатов показал, что
больше половины учащихся оказались
непринятыми в классе. И лишь 29%
из 100 являются более или менее
авторитетными.
Следующая
методика, использованная в ходе исследования,
была направлена на оценку коммуникативных
умений – тест оценки коммуникативных
умений А.А. Карелиной.
Понятие
«коммуникативные умения» включает
в себя не только оценку собеседника,
определение его сильных и
слабых сторон, но и умение установить
дружескую атмосферу, умение понять
проблемы собеседника и т.д. Классу
выдавались чистые листочки, и предлагалась
такая инструкция: "Отметьте ситуации,
которые вызывают у Вас неудовлетворение
или досаду и раздражение при
беседе с любым человеком —
будь то Ваш товарищ, сослуживец, непосредственный
начальник, руководитель или просто
случайный собеседник".
Результаты
данной диагностики свидетельствуют
о том, что только 4 человека из 21
являются хорошими собеседниками, но иногда
отказывают партнёру в полном внимании.
Повторяют вежливо его высказывание,
давая ему время раскрыть свою мысль полностью,
приспосабливая свой темп мышления к его
речи. С таким собеседником приятно пообщаться.
Десяти человекам из 21 присущи некоторые
недостатки. Они критически относятся
к высказываниям. Им ещё не достаёт некоторых
достоинств хорошего собеседника. И 7 человек
являются плохими собеседниками. Им необходимо
работать над собой и учиться слушать.
Полученные результаты были соотнесены в процентном соотношении в диаграмме (см. рис.2)
Рис.2. Уровень развития коммуникативных умений у старших подростков.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
из исследуемых учащихся нет таких,
которые бы полностью соответствовали
критериям отличного
а) социометрический
статус ребенка в системе
Статус
ребенка определяется числом полученных
им выборов. Дети могут быть отнесены
в зависимости от этого к одной
из 4-х статусных категорий:
1 –
“лидеры” : 5 и более выборов,
2 –
“предпочитаемые” - 3-4 выбора,
3 –
“принебрегаемые” - 1-2 выбора,
4 –
“отверженные” - 0 выборов.
1 и 2
статусная группы являются благоприятными.
Исходя из этого, мы можем знать насколько
благоприятен статус каждого ребенка
в группе. Иными словами, насколько ребенок
желанен в системе межличностных отношений,
испытывают ли к нему дети симпатию или
нет. В зависимости от этого можно говорить
об эмоциональном климате группы для каждого
воспитанника: теплый, благоприятный,
холодный, отчужденный.
б) уровень
благополучия взаимоотношений (УБВ). Если
большинство детей группы оказывается
в благоприятных (1 и 2) статусных категориях,
УБВ определяется как высокий, при одинаковом
соотношении - как средний, при преобладании
в группе детей с неблагоприятным статусом
- как низкий, означающий неблагополучие
большинства детей в системе межличностных
отношений, их неудовлетворенность в общении,
признании сверстниками;
Информация о работе Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте