Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 19:41, реферат

Описание

Обособленные группы сверстников в старшем подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными и, находясь в равных отношениях с товарищами - вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для подростков, чем сообщество взрослых людей.

Работа состоит из  1 файл

Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.docx

— 31.35 Кб (Скачать документ)

в) индекс изолированности (ИИ). Группу можно  считать благополучной, если в ней  нет изолированных, или их число  достигает 5-6%, менее благополучной, если ИИ = 15-25%; 

г) мотивация  социометрических выборов: выясняется, какие мотивы лежат в основе предложений  каждого ребенка, в какой степени  дети разного пола, возраста осознают мотив своего избирательного отношения  к сверстникам; 

д) половая дифференциация взаимоотношений. 

В результате проведенного социометрического исследования в группе детей младшего подросткового  возраста с целью изучения характеристики межличностных отношений мы определили следующие диагностические показатели: 

а). В  результате статусные категории  каждого ребенка:

в экспериментальной  группе “А”:  

лидеры  – 9 человек. 

предпочитаемые – 3 человека. 

принебрегаемые – 8 человек. 

отверженные – 5 человек.

в экспериментальной  группе “В”:  

лидеры  – 7 человек. 

предпочитаемые – 7 человека. 

принебрегаемые – 7 человек. 

отверженные – 4 человек. 

Исходя  из полученных данных можно сделать вывод (смотри график 3.1.):

в экспериментальной  группе “А” более 50% детей имеют  неблагоприятный статус, а 48% относятся  к первой и второй статусным группам;

в экспериментальной  группе “В” более 50% детей имеют  благоприятный статус, т.е относятся к первой и второй статусным группам, а 44% имеют третий и четвертый статус. 
 
 

Проанализировав и сопоставив полученные данные, мы пришли к выводу, что этот учащиеся требует экстренной помощи со стороны  психологов, социальных педагогов и  преподавателей. В этом классе нарушено взаимопонимание, они неадекватно  воспринимают друг друга, проявляют  антипатию к довольно многим своим  одноклассникам. Такая ситуация получается не потому, что их одноклассники  не подходят к условиям, на основе которых  они могут стать предпочтительными, иметь статусное положение (это  возможно, если подросток имеет привлекательную  внешность, богатых родителей и  т.д.), а из-за того что сами учащиеся не умеют общаться друг с другом. Они почти не обладают коммуникативными умениями, которые необходимы коммуникатору  в процессе общения. Они не видят  в себе никаких отрицательных  качеств, которые мешают понять проблему собеседника, воспринять его таким, какой он есть. Устанавливая межличностные  отношения, при неблагоприятном  исходе, они видят проблему только в других, но не в себе. 

По нашему мнению, в этом классе необходимо провести коррекционную работу, так как  нарушения в межличностных отношениях, которые фиксируются в старшем  подростковом возрасте, могут впоследствии проявляться и в познавательной, и в личностной сферах. Результаты, проведённого нами диагностирования у старших подростков школы № 30, позволяют констатировать то, что у них нарушены межличностные отношения друг с другом. Следовательно, возникает необходимость в проведении коррекционно-развивающей работе с учащимися, направленной на развитие межличностных отношений у данных подростков

На основе проведенной экспериментально-исследовательской  работы  мы разработали ряд  предложений  и мероприятий, которые предлагаем использовать учителям, психологу, родителям, для работы с детьми, занимающими  неблагоприятное положение   среди  сверстников,  а особенно с  изгоями. 

Психологу:

-       организовать индивидуальные  консультации  для детей,  занимающих неблагоприятное  положение в классе;

-       провести ряд тренингов направленных  на снятие эмоциональной тревожности,  на становление самооценки, на  развитие навыков общения;

-       обучить подростков навыкам саморегуляции.

Учителям:

-       уделять больше внимания воспитательной  работе в классах;

-       на уроках создавать благоприятный  психологический климат и отдавать  предпочтение индивидуальным формам  работы.

Родителям:

-       посещать семинары и лекции  по психологии, которые проводят  в школе.

Заключение. 

Микросоциальный фактор оказывает наибольшее влияние на формирование личности подростка. Он воспитывает в нём полноценную личность, формирует его взгляды и убеждения. Используя наши рекомендации можно помочь подростку, попавшему в группу «неблагополучных», изменить черты характера, отношение к себе и к окружающим. Поскольку закономерность между акцентуациями и межличностными отношениями существует, то, целенаправленно работая над изменением характера подростка, можно достичь изменения положения подростка в группе.

Информация о работе Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте