Особенности мотивационной сферы спортсменов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 08:55, курсовая работа

Описание

Мотивация является основным звеном мотивационной сфе­ры личности. В современной психологии это понятие рассмат­ривается двояко. Первое значение определяет мотивацию как систему факторов, детерминирующих поведение человека (мо­тивы, намерения, интересы, потребности, цели). Второе зна­чение — мотивация как характеристика процесса, стимулиру­ющая поведенческую активность. Исходя из этого, можно дать определение этому понятию.

Работа состоит из  1 файл

работа.doc

— 236.00 Кб (Скачать документ)


29

 

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей мотивационной сферы у спортсменов.

1.1. Понятие о мотивационной сфере личности и мотивационной сфере спортсменов

1.1.1. Мотивационная сфера личности и её строение

 

Мотивация является основным звеном мотивационной сфе­ры личности. В современной психологии это понятие рассмат­ривается двояко. Первое значение определяет мотивацию как систему факторов, детерминирующих поведение человека (мо­тивы, намерения, интересы, потребности, цели). Второе зна­чение — мотивация как характеристика процесса, стимулиру­ющая поведенческую активность. Исходя из этого, можно дать определение этому понятию. Мотивация — это совокупность мотивов, побуждающих к активности и определяющих ее направленность. Активность и направленность личности определяют стрем­ление к достижению личных целей и целей организации. До­стижение целей возможно при выполнении намеченных задач (личностных и задач организации). Поэтому под мотивацией иногда понимают также систему факторов, способствующих достижению определенных целей, процесс побуждения себя и других к деятельности, ориентированной на достижение лич­ностных и целей организаций.

В психологических работах часто можно встретить понятие «мотивационная сфера личности». Под мотивационной сферой личности понимают всю имеющуюся у данного человека совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей и целей, аттитюдов (готовность к выполнению какого-либо действия), интересов. С точки зрения развитости, ее характеризуют по широте, гибкости и иерархизированности. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей, интересов и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера. К такому пониманию широты мотивационной сферы необходимо сделать ряд уточнений. Вряд ли можно напрямую связывать развитие мотивационной сферы человека с количеством имеющихся у него разнообразных потребностей, склонно­стей, интересов. Конечно, плохо, когда сфера интересов человека слишком заужена и ограничена только одним – двумя видами развлечений, аспектами профессиональ­ной деятельности и т. п. (например, увлечение только футболом и то лишь в роли «болельщика»). Но вряд ли можно приветствовать и другую крайность, когда чело­век проявляет интерес (весьма поверхностный) ко всему, серьезно ничем не зани­маясь. Дилетантство и его пороки известны, и связывать с ним уровень развития мотивационной сферы, стремиться к такому ее развитию вряд ли разумно [14]. Кроме того, мотивационную сферу как подструктуру личности — по В. И. Кова­леву — составляют не столько актуальные потребности и актуальные мотивы, сколько устойчивые латентные мотивационные образования (направленность лич­ности, интересы, мотивационные установки, желания), которые он и многие другие авторы называют потенциальными мотивами. Следовательно, мотивационная сфе­ра личности сама является латентным образованием, в котором конкретные мотивы как временные функциональные образования появляются лишь эпизодически, по­стоянно сменяя друг друга. Гибкость мотивационной сферы характеризуется, разнообрази­ем средств, с помощью которых может быть удовлетворена одна и та же потребность. То есть речь идет фактически о замещении одной цели другой. Иерархизированность мотивационной сферы — это отражение в сознании чело­века значимости той или иной потребности, мотивационной установки, других мо­тивационных диспозиций, в соответствии с чем одни имеют доминирующее значе­ние при формировании мотива, а другие — подчиненное, второстепенное; одни ис­пользуются чаще, другие — реже [14].

В понимании мотивационной сферы имеется еще много спорного, неясного. Очевидна некорректность ряда авторов в использовании слово­сочетаний, относящихся к мотивационной сфере человека. Так, говорят: потребнос­ти реализуются, мотивы удовлетворяются. Правильнее же говорить потребности (и интересы) удовлетворяются, мотивы реализуются, проявляются, желания и меч­ты осуществляются. Под мотивационной сферой личности понимают всю имеющуюся у данного человека совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей, целей, аттитюдов (готовность к выполнению какого-либо действия), интересов. Целенаправленное формирование мотивационной сферы личности — это, по су­ществу, формирование самой личности, т.е. в основном педагогическая задача по воспитанию нравственности, формированию интересов, привычек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.2. Мотивационная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности

 

Термин «мотивация» в психологии спорта употребляется в широком и узком значении. В широком смысле он означает факторы и процессы, побуждающие людей к действию или бездействию в различных ситуациях. В более узком смысле исследование мотивов предполагает подробный анализ причин, объясняющих, почему люди предпочитают один вид деятельности другому, почему при решении определенных задач они действуют с достаточной интенсивностью и почему они продолжают работу или какие-либо действия в течение продолжительного времени. Мотивация спортивной деятельности определяется как внутренними, так и внешними факторами, меняющими свое значение на протяжении спортивной карьеры [13]. Мотивация спортивной деятельности вытекает из различных потребностей, которые А. Ц. Пуни разделил на три группы: по­требность в движении, потребность выполнения обязанностей учащегося и потреб­ность в спортивной деятельности. Потребность в движении является базовой, врожденной потребностью человека и животных. У разных индивидов эта потребность выражена по-разному, что зависит как от генетических, так и социальных факторов. Большая потребность в двигательной активности имеется у лиц с сильной нервной системой и преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу. Такие лица бо­лее активны на занятиях по физкультуре и во время тренировок. Поэтому у них на­блюдается лучшая успеваемость по овладению двигательными навыками и разви­тию двигательных качеств, а педагоги отмечают большую их работоспособность. Для учащихся с низкой двигательной активностью тре­буется дополнительная внешняя стимуляция: постоянное внимание со стороны учи­теля и товарищей, подбадривание, включение в совместную работу с высокоактив­ными учениками. Среди занимающихся физкультурой в той или иной форме основными мотивами, по данным многих исследований, являются: укрепление здоровья, получение удо­вольствия от занятий (приятное времяпрепровождение), общение, желание родите­лей [28].

На начальном этапе мотивами прихода в спорт (независимо от вида деятельности, то есть вида спорта) могут быть:

1. Стремление к самосовершенствованию (укрепление здоровья, улучшение телосложения, развитие физических и волевых качеств).

2. Стремление к самовыражению и самоутверждению (желание быть не хуже других, быть похожим на выдающегося спортсмена; стремление к общественному признанию; желание защищать честь коллектива, города, страны, быть привлекательным для противоположного пола).

3. Социальные установки (мода на спорт, стремление сохранить спортивные семейные традиции, желание быть готовым к труду и службе в армии).

4. Удовлетворение духовных потребностей (стремление чувствовать себя членом спортивной команды или спортивной школы, общаться с товарищами, получать новые впечатления от поездок по городам и странам).

Каждая из перечисленных причин имеет для конкретного спортсмена большую или меньшую действенность в связи с его ценностными ориентациями. Однако некоторые причины являются ведущими для большинства спортсменов-новичков: удовольствие, получаемое от занятий спортом, стремление к здоровью и физическому развитию, к общению, к самоактуализации и развитию волевых качеств. Однако не только социальные факторы приводят к выбору какого-то вида спорта. Имеются и внутренние факторы, влияющие на этот процесс, и одним из них является склонность человека к тому или иному виду деятельности, которая определяется типологическими особенностями свойств нервной системы и темперамента. Склонность к определенному виду спорта часто проявляется в безотчетном стремлении человека получить удовольствие от деятельности того или иного характера. Если спросить, почему человек предпочитает какой-то вид спорта, чаще всего можно услышать ответ: «нравится», без раскрытия конкретных причин, почему нравится. Еще одним из глубинных факторов, влияющим на выбор вида спорта, является степень выраженности агрессивности.  У спортсменок, занимающихся айкидо, наблюдается повышенный уровень мужского полового гормона тестостерона и снижение женских половых гормонов эстрогенов, то есть усиление маскулинности и агрессивности, которая, в свою очередь, определяется наличием у спортсмена того или иного психологического пола: маскулинности, фемининности или андрогинности (промежуточного пола, которому присущи особенности как первого, так и второго пола): агрессивность выше у маскулинных, чем у андрогинных и особенно фемининных субъектов.
Американский психолог Б. Дж. Кретти, среди мотивов, побуждающих за­ниматься спортом, выделяет:

      стремление к стрессу и его преодоление; он отмечает, что бороться, чтобы пре­одолевать препятствия, подвергать себя воздействию стресса, изменять обстоя­тельства и добиваться успеха — это один из мощных мотивов спортивной дея­тельности;

      стремление к совершенству;

      повышение социального статуса;

      потребность быть членом спортивной команды, группы, частью коллектива;

      получение материальных поощрений [18].

Ю. Ю. Палайма выделил две группы спортсменов, различающихся по до­минирующему мотиву. В первой группе, условно названной «коллективистами», доминирующими являются общественные, моральные мотивы. Во второй группе — «индивидуалистов» — ведущую роль играют мотивы самоутверждения, самовыра­жения личности. Первые лучше выступают в командных, а вторые, наоборот, — в личных соревнованиях [23]. Согласно мнению Е. Г. Зна­менской, спортсмены со спортивно-деловой мотивацией проявляют большую увлеченность занятиями спортом; спортсмены же, у которых доминирует личностно-престижная мотивация, чрезмерно ориентированы на оценку своих спортивных результатов, проявляя постоянную озабоченность личным самоутверждением. Это приводит к неадекватной самооценке, к эмоциональной неустойчивости в экстремальных условиях соревнований. Многие авторы связывают спортивные достижения и отношение к занятиям спортом с мотивом достижения [12]. Например, Л. П. Дмитриенкова показала, что гимнастки, имеющие высокий уровень мотива достижения успеха, имеют хоро­шо осознанные цели и не только стремятся достичь высоких результатов и утвер­диться в роли лидера, но и обладают хорошо развитым чувством долга, ответствен­ности перед тренером и товарищами по команде. Для гимнасток с низкой потребно­стью достижения успеха, наоборот, характерно отсутствие четко поставленных целей; в связи с этим у них преобладают более опосредованные мотивы занятий спортом: любовь к гимнастике, эстетическое наслаждение, получаемое в процессе занятий и т. д. Л. П. Дмитриенкова делает вывод, что у высококвалифицированных спортсменов мотив достижения успеха выражен сильнее, чем у спортсменов сред­ней квалификации [11].

На начальной стадии занятий спортом, в основном у детей, мотивация характе­ризуется диффузностью интересов к разным его видам. При этом часто выбор вида спорта бывает обусловлен внешними случайными обстоятельствами: подражанием старшему брату, сестре или товарищу, природными условиями, близостью той или иной спортивной базы, показом по телевидению крупных соревнований и т. п. Вследствие этого дети начинают заниматься одним видом спорта, потом, через ко­роткое время, — другим, т. е. «ищут себя», определяют свою склонность и способ­ности методом «проб и ошибок». При этом они стремятся получить хороший резуль­тат как можно быстрее, не понимая, что путь к нему долгий и порой тернистый. На стадии специализации у спортсмена возникает устойчивый интерес к дан­ному виду спорта, чему способствуют как физическое развитие и формирование на­выков, так и осознание того, что выбранный вид спорта отвечает его наклонностям. Целью занятий спортом становится не только удовольствие от самого процесса, но и получение высоких результатов как следствие тяжелого и кропотливого труда. Физические нагрузки становятся привычными, появляется потребность в них, а их отсутствие (по болезни, например) вызывает ощущение физического диском­форта. У спортсмена возникает познавательный интерес к данному виду спорта, к его технике и тактике, то есть он начинает познавать данный вид «изнутри», не доволь­ствуясь, как на первой стадии, внешним впечатлением. На стадии спортивного мастерства основными мотивационными факторами являются стремление поддержать и развить, насколько это возможно, свои дости­жения, умножить престиж и славу в спортивном мире, содействовать своими успе­хами прославлению города, страны, способствовать развитию данного вида спорта (обогащая его технику и тактику, внедряя свой оригинальный стиль и т. п.), а также обеспечить свое материальное благополучие. Стадия завершения активного выступления на соревнованиях характе­ризуется нарастающим снижением спортивных результатов, пресыщением спортив­ной деятельностью, «эмоциональным сгоранием» спортсменов. Возникает не столько физическая, сколько психическая усталость от бесконечных тренировок и напряжения соревнований, от переездов с места на место и проживания вдали от дома и семьи. При этом возникает противоречие между желанием закончить актив­ные выступления и нежеланием потерять материальные блага, получаемые за счет спорта. К этому добавляется и боязнь потерять свой престиж в глазах «болельщи­ков» и коллег по спорту в связи со снижением спортивных результатов. Все это мо­жет привести к появлению боязни ответственных соревнований (от которых в то же время трудно отказаться из-за материального вознаграждения). Поэтому принятие спортсменом решения о прекращении активных занятий спортом может быть для него долгим и мучительным процессом. Если у спортсмена есть какие-то другие зна­чительные жизненные интересы, они могут постепенно заменить мотив спортивной деятельности, иногда частично (когда он не порывает со сферой спорта, а становит­ся спортивным руководителем, тренером, преподавателем физкультуры, поступает в аспирантуру для научного изучения спортивной деятельности), а иногда — пол­ностью (когда он начинает работать по специальности, не связанной с физической культурой). Но часто бывает так, что за время занятий спортом спортсмен не закан­чивает какого-либо профессионального учебного заведения и не приобретает дру­гой профессии. В этом случае он оказывается беспомощным перед новым жизненным этапом [21]. Многие авторы отмечают, что развитие мотивационной структуры заня­тий спортом в отдельных случаях очень индивидуально, ее периоды у разных лиц могут быть различными по своей выраженности и продолжительности дифференци­ации. В какой-то степени все вышесказанное подтверждается и данными Р. А. Пилояна, показавшего, что соотношение между духовными потребностями (само­выражение, самоутверждение, исполнение общественного долга) и материальными с возрастом и, соответственно, со спортивным стажем существенно изменяется (см. рис. 1). У подростков и юношей наблюдается значительное превалирование ду­ховных потребностей над материальными, а в конце спортивной карьеры начинают превалировать материальные потребности. Характерно, что наибольшая выражен­ность тех и других потребностей наблюдается в юниорском возрасте, что связано с переходом спортсменов к самостоятельной жизни, т. е. с новым этапом взросления [24].

А. В. Шаболтас изучала мотивы спортивной деятельности у юных спорт­сменов в возрасте 10-18 лет и показала, что возрастная динамика формирования мотивов проходит две стадии. Первая — «принятие» социально-постулируемых, одобряемых социальным окружением целей занятия спортом. Вторая — формиро­вание отношения к спорту на основе личностного смысла: что побуждает данного спортсмена заниматься спортом. Далее автор отмечает, что структурирование мо­тивов (причин занятий спортом) начинается после двух-трех лет занятий, независи­мо от возраста: у пловцов и гимнасток этот процесс наблюдается уже в 10-летнем возрасте, а у представителей других специализаций (у которых начало занятий при­ходится на более старший возраст) — в 13-14 лет. А. В. Шаболтас установила также определенную этапность в развитии мотивов: сначала мечта о высоких достижениях, затем эмоциональное отношение к спортив­ной деятельности, удовольствие от нее, наконец, определенная прагматичность и рациональность отношения к выполняемой деятельности. На предпочтительность и структурирование мотивов оказывает влияние фактор пола спортсменов. Для деву­шек более значимы мотивы социально-эмоциональный (стремление к тренировкам и соревнованиям ввиду их высокой эмоциональности, неформальности общения, социальной и эмоциональной раскованности) и эмоционального удовольствия (мо­тив, отражающий радость движения и физических усилий), для юношей — соци­ально-моральный (стремление к успеху своей команды, ради которого надо трени­роваться, иметь хороший контакт с партнерами, тренером) и социального самоут­верждения (стремление проявить себя, выражающееся в том, что достигаемые успехи рассматриваются и переживаются с позиции личного престижа, как возмож­ность заслужить уважение знакомых и зрителей). Незначимыми для юношей и де­вушек оказались мотивы физического развития и подготовки к профессиональной деятельности [30].

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. Блок мотивации образуют: потребности, мотивы и цели спортивной деятельности. Мотивы - это мощные, регулирующие деятельность психические силы или факторы. Регулирующая сила мотивов проявляется в их активирующем влиянии, поддерживающем и стимулирующем интеллектуальные, моральные, волевые и физические усилия человека, связанные с достижением цели. Мотивационная сфера спортсменов  представляет собой факторы и процессы, побуждающие спортсменов к занятию определённым видом спорта и к действию или бездействию в определённых ситуациях. Мотивация спортивной деятельности вытекает из различных потребностей. Каждая из потребностей  имеет для конкретного спортсмена большую или меньшую действенность в связи с его ценностными ориентациями. На различных стадиях в спортивной деятельности, мотивы отличаются. Например: на начальной стадии мотивом занятия спортом является подражание, на стадии специализации – интерес, на стадии спортивного мастерства – содействие и преумножение успехов. Так, как мотивация к действиям формируется с раннего детства, а спортивная мотивация с приходом ребенка в секцию, то будет целесообразно рассмотреть мотивационную сферу юношей, в связи с тем, что в юношеском возрасте уже сформированы определенные потребности которые могут влиять на дальнейшую спортивную карьеру.

Информация о работе Особенности мотивационной сферы спортсменов