Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 08:55, курсовая работа
Мотивация является основным звеном мотивационной сферы личности. В современной психологии это понятие рассматривается двояко. Первое значение определяет мотивацию как систему факторов, детерминирующих поведение человека (мотивы, намерения, интересы, потребности, цели). Второе значение — мотивация как характеристика процесса, стимулирующая поведенческую активность. Исходя из этого, можно дать определение этому понятию.
Как видно из таблицы № 1, у спортсменов, занимающихся вольной борьбой, преобладает низкий уровень мотивации к успеху, который характеризуется большим уровнем риска, готовностью к риску и ярко выраженной надеждой на успех, нежели на свои силы. Спортсмены с таким уровнем мотивации к успеху не ставят перед собой сложные задачи, они отличаются безынициативным поведением. Для спортсменов, занимающихся футболом, свойственна низкая или средняя мотивация к успеху. Спортсмены со средним уровнем мотивации к успеху действуют в рамках осознанного риска, они ставят пред собой вполне достигаемые цели, надежна на успех менее выражена.
Сравнительный анализ изучения мотивации к избеганию неудач у борцов и футболистов.
Таблица №2
Вид спорта Мотивация к избеганию неудач |
Вольная борьба |
Футбол |
Высокая | 50% | ___ |
Средняя | 50% | 30% |
Низкая | ___ | 70% |
Как видно из таблицы № 2, у спортсменов, занимающихся вольной борьбой, преобладает высокий или средний уровень мотивации к избеганию неудач. Для спортсменов с высоким уровнем избегания неудач свойственно – страх перед «несчастным случаем», малый риск, где неудача не угрожает престижу. Для спортсменов со средним уровнем мотивации к избеганию неудач характерно достижение безопасного результата без особого риска, умеренный уровень мотивации к достижению цели. У спортсменов занимающихся футболом явно преобладает низкий уровень мотивации к избеганию неудач, который характеризуется высоким уровнем риска, порой не обдуманного, не боязнью ошибок, провалов, низким уровнем защиты.
Подводя итоги исследования можно сделать вывод, что для спортсменов, занимающихся индивидуальными видами спорта характерна низкая мотивация к успеху и высокая или средняя мотивация к избеганию неудач. У спортсменов, занимающихся групповыми видами спорта, наоборот, низкий уровень мотивации к избеганию неудач и средний или низкий уровень мотивации к успеху.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что мотивация является основным звеном мотивационной сферы личности, под которой понимают всю имеющуюся у данного человека совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей и целей, аттитюдов (готовность к выполнению какого-либо действия), интересов. Мотивационная сфера личности характеризуется по широте, гибкости и иерархизированности. Кроме того, мотивационную сферу как подструктуру личности — по В. И. Ковалеву — составляют не столько актуальные потребности и актуальные мотивы, сколько устойчивые латентные мотивационные образования (направленность личности, интересы, мотивационные установки, желания), которые он и многие другие авторы называют потенциальными мотивами.
Мотивационная сфера спортсменов представляет собой факторы и процессы, побуждающие спортсменов к занятию определённым видом спорта и к действию или бездействию в определённых ситуациях. Мотивация спортивной деятельности вытекает из различных потребностей. Каждая из потребностей имеет для конкретного спортсмена большую или меньшую действенность в связи с его ценностными ориентациями. Спортивная мотивация формируется с приходом ребенка в секцию. На различных стадиях в спортивной деятельности, мотивы отличаются. Например: на начальной стадии мотивом занятия спортом является подражание, на стадии специализации – интерес, на стадии спортивного мастерства – содействие и преумножение успехов. Причины, по которым юноши занимаются определенным видом спорта, могут быть самыми различными. Структура мотивации спортсменов юношеского возраста носит индивидуальный характер. Она играет большую роль, в деятельности человека, особенно в спортивной. Ее отличительной чертой является специфика протекания спортивной деятельности в командном или индивидуальном стиле спортивной деятельности. В командном стиле отмечается большое влияние межличностного взаимодействия, нежели в индивидуальном. Большую роль в спортивной деятельности играют потребности в достижении успеха, в избегании неудач, в поощрении.
Исходя из результатов проведённого нами исследования можно сделать вывод, что для спортсменов, занимающихся индивидуальными видами спорта характерна низкая мотивация к успеху и высокая или средняя мотивация к избеганию неудач. У спортсменов, занимающихся групповыми видами спорта, наоборот, низкий уровень мотивации к избеганию неудач и средний или низкий уровень мотивации к успеху. Таким образом, задачи выполнены, цель достигнута, гипотеза о том, что стремление к успеху ярче выражено у спортсменов, занимающихся групповыми видами спорта, а избегание неудач – у спортсменов, занимающихся индивидуальными видами спорта, доказана.
Библиографический список
1. Аболин Л.М. Соотношение психологических и психофизиологических коррелятов эмоциональной устойчивости спортсменов // Вопросы психологии. – 1974. – №1. – С. 106-115.
2. Абрасимова Г.С. Возрастная психология: Учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2000. – 624с.
3. Буксеев Н.А. Связь стиля деятельности с некоторыми индивидуально-психологическими особенностями борцов // Психофизиологические аспекты спортивной и учебной деятельности. – Л., 1987. – С. 12-17.
4. Булкин В.А., Киселев Ю.Я, Крючек С.С. Оперативная диагностика уровня эмоционального возбуждения у спортсменов // Психологические проблемы предсоревновательной подготовки квалифицированных спортсменов. – Л., 1977.
5. Возрастная психология : Хрестоматия / Сост. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. – М., 1999.
6. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия/ Сост. И ред. Мухина В.С., Хвостов А.А. – М.: Академия Издательский Центр, 1999. – 624с.
7. Волков Б.С. Возрастная психология в 2-х частях. Ч.2: от младшего школьного возраста до юношества: Учеб. Пособие для студ. вузов, обучающихся по педагогической специальности. – М.: Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 343с.
8. Волков Б.С. Психология ранней юности: Учеб. Пособие. – М.: Сфера, 2001. – 256с.
9. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. Пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512с.
10. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. Пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология»/ Под ред. Клочко В.Е. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2005. – 464с.
11. Дмитриенкова Л.П. Сравнительная характеристика мотивов достижения в различных видах спорта. – М . , 1980. 298 с.
12. Знаменская Е.Г. Некоторые социальные мотивации, воздействующие на результаты деятельности. – М.: ВНИИФК, 1980. – 142с.
13. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000г. – 512с.
14. Ильин Е.П. Психология спорта: Учебник для студентов вузовских факультетов психологического и педагогического профилей, спортивных психологов, тренеров, педагогов / Ильин Е.П.. - СПб.: Питер, 2009. – 352 с.
15. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2001. - 752 с
16. Келишев И.Г. Динамика мотивов и интересов в спорте // Материалы научной конференции кафедры психологии ГЦОЛИФК по проблемам психологии спорта. М., 1972.
17. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1980. – 192с.
18. Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 1978. – 217 с.
19. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М., 2003. – 176с.
20. Мухина В.С. Возрастная психология: Учеб. для пед. вузов. / 5 – е изд., стер. – М.: Изд – во центр Академия, 2000. – 456с.
21. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688с.
22. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 442с.
23. Палайма Ю.Ю. Опыт измерения относительной силы мотива в спорте. –М.: Физкультура и спорт, 1966 – 286с.
24. Пилоян Р. А. Многолетняя подготовка спортсменов-единоборцев: Учеб. пособие /, А. Д. Суханов ; Моск. гос. акад. физ. Культуры. – Моск. обл. МГАФК 1999. – 98с.
25. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 104с.
26. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. – М.: Знание, 1990. –80с.
27. Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО Реана А.А. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 432с.
28. Пуни А. Ц. Процесс и система звеньев психологической подготовки к соревнованиям в спорте. – Л.: ГДОИФК, 1979. – 51с.
29. Райс Филипп. Психология подросткового и юношеского возраста: Учеб. Пособие: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000. – 814с.
30. Шаболтас А.В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте: Канд. дис. - СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998.
31. Эл. ресурс. http://www.personalita.ru/
Приложение
Рис. 1. Динамика духовных и материальных потребностей борцов разного возраста (по Р. А. Пилояну)
Незаштрихованные столбики — выраженность духовных потребностей, заштрихованные столбики — материальные потребности
Методика «Мотивация к успеху»
Ответьте «да» или «нет» на предложенные ниже утверждения.
1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.
2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100 % выполнить задание.
3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.
4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.
7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.
8. Я более доброжелателен, чем другие.
9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.
10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.
11. Усердие - это не основная моя черта.
12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.
13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.
14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.
15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.
16. Препятствия делают мои решения более твердыми.
17. У меня легко вызвать честолюбие.
18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.
19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.
20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.
21. Нужно полагаться только на самого себя.
22. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.
23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.
24. Я менее честолюбив, чем многие другие.
25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.
26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.
27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.
29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.
30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.
31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.
32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.
33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.
34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.
35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.
36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.
37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других.
38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
39. Я завидую людям, которые не загружены работой.
40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.
41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.
Информация о работе Особенности мотивационной сферы спортсменов