Особенности мышления детей младшего школьного возраста, обучающихся по различным образовательным программам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 06:57, курсовая работа

Описание

Структура работы подчинена реализации ее целей. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении описана актуальность выбранной темы, определены объект, предмет, цели и задачи исследования. В первой главе «Феномен одаренности в психологической науке» рассматривается психология одаренности, вторая «Исследование зависимости между творческой одаренностью и мотивационной направленностью детей» - посвящена изучению мышления младших школьников, обучающихся по различным образовательным программам.

Работа состоит из  1 файл

текст.doc

— 256.50 Кб (Скачать документ)

*Бланк методики представлен  в приложении№1

 

 

 

2.3. Анализ и  интерпретация результатов исследования.

 

Обработка данных:

               1) Тест  креативности Торранса

Процедура измерения

1) Сначала определяем, стоит ли ответ засчитывать,  т.е. релевантен ли он заданию.  Те ответы, которые не соответствуют  заданиям, не учитываются. Нерелевантными считаются ответы, в которых не выполнено основное условие задания – использовать исходный элемент. Это те ответы, в которых рисунок испытуемого никак не связан с незавершенными фигурами.

2) Обработка ответов.  Каждую ролевую идею (т.е. рисунок,  включающий в себя исходный элемент) относим к одной из 83 категорий ответов. Используя списки, определяем номера категорий ответов и баллы за их оригинальность.

     Если оригинальность  ответов оценивается 0 или 1 баллом, категория ответов может быть  определена по списку №1. В этот список внесены наименее оригинальные ответы для каждой из фигур теста. Для более оригинальных ответов (с оригинальностью 2 балла) есть список №2. В этом списке собраны категории, общие для всех фигур теста.

*Список №1 и №2 представлены в приложение №2.

     Затем определяем  баллы за разработанность каждого  ответа, которые заносятся в графу,  отведенную для этих показателей  выполнения задания.   Показатели  категорий оригинальности и разработанности  ответов записываем в строке, соответствующей номеру рисунка. Там же записываем пропуски (отсутствие) ответов.

     Показатель  беглости для теста можно получить  прямо из номера последнего  ответа, если не было пропусков  или нерелевантных ответов. В  противном случае считаем общее  количество учтенных ответов и записываем это число в соответствующей графе. Чтобы определить показатель гибкости, зачеркнем повторяющиеся номера категорий ответов и сосчитаем оставшиеся. Суммарный балл за оригинальность определяем сложением всех без исключения баллов в этой колонке. Аналогичным образом определяем суммарный показатель разработанности ответов.

* Сырые баллы по  показателям теста представлены  в приложении №3.

        Разработанность ответов: при  оценке баллы засчитываем за  каждую значимую деталь (идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах ее контура, так и за ее пределами. При этом основной, простейший ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не оцениваем.

1 балл засчитываем  за:

-каждую существенную  деталь общего ответа. При этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается. Каждая дополнительная деталь отмечается точкой или крестиком один раз;

-цвет, если он дополняет  основную идею ответа;

-специальную штриховку  (но не за каждую линию, а  за общую идею);

-тени, объем, цвет;

-украшение, если оно  имеет смысл само по себе;

-каждую вариацию оформления (кроме чисто количественных повторений), значимую по отношению к основному  ответу. Например, одинаковые предметы  разного размера могут передавать  идею пространства;

- поворот рисунка на 90º и более, необычность ракурса  (вид изнутри, например), выход  за рамки задания большей части  рисунка;

- каждую подробность  в названии сверх необходимого  минимума. Если линия разделяет  рисунок на 2 значимые части, подсчитывают баллы в обеих частях рисунка и суммируют их. Если линия обозначает определенный предмет – шов, пояс, шарф…, то она оценивается 1 баллом.

     Для сопоставления  творческого мышления (оригинальности  и разработанности) необходимо  провести их преобразование в стандартную Т-шкалу (приложение№3 таб.№3).

После анализа бланков  испытуемых были получены балловые данные, которые приведены в таблице  №1, №2 в приложение№3. Для дальнейшей обработки данных потребовалось  ввести уровни креативности:

 

Беглость:     высокий уровень – 10 б.                  Гибкость:      высокий – 10 б.

средний уровень – 9 б.                        средний – 8-9 б.

низкий уровень – 8 б. и ниже            низкий – 7 б. и ниже

 

 

Оригинальность:     высокий – 10 б. и выше     

средний – 8-9 б.

низкий – 7 б. и ниже

 Разработанность:    высокий – свыше 50 б.

средний – 28-49 б.

низкий  –  до 27 б. 

*Сводная таблица по  уровням на респондентов представлена  в приложении№4.

2) «Матрицы Равенна»

     При обработке  теста определяется количество правильно решенных матриц по ключу, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно решенная матрица оценивается в 1 балл. По суммарному баллу определяется уровень развитости наглядно-образного мышления (по ключу).

Ключ к матрицам Равенна

Правильные ответы: 1-7; 2-6; 3-6; 4-1; 5-2; 6-5; 7-6; 8 1; 9 -3; 10 -5.

 Выводы  об уровне развития наглядно-образного  мышления для младших школьников: 

10 баллов   –    очень высокий;

8-9 баллов  –   высокий;

4-7 баллов  –   средний;

2-3 балла    –    низкий;

0-1 балл      –    очень низкий.

Анализ и  интерпретация полученных данных

* Сводные таблицы и  диаграммы полученных результатов  представлены в приложении №5

     При обработке  полученных результатов были  сопоставлены результаты теста Торренса с тестом Равенна по классам (таблица№1).

Таблица №1

Соотношение показателей  тестов по классам

Класс

Тест Торренса

Тест Равена

% по классу

2 «Б»

Высокие способности

Высокие способности

Высокий уровень

Низкий уровень

36,63%

13,32%

2 «В»

Высокие способности

Низкий уровень

22%


 

     Из таблицы  №1 видно, что показатели одного  теста не зависят от показателей  другого теста, т.е. при высоких  творческих способностях может  быть низкий уровень развития  наглядно-образного мышления. Это  свидетельствует о том, что зависимости между творческим и наглядно-образным мышлением нет.

     При количественной  обработке данных методом математической  обработки были подсчитаны средние  значения по каждому показателю  теста Торренса и по тесту  Равена набранные учащимися каждого класса (таблица №2).

Таблица №2

Среднее значение показателей  тестов по классам

 

 

Класс

Тест Торренса (в баллах)

Матрицы Равена (в баллах)

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

2 «Б»

9,76667

 

9,066667

10

18,13333

4,333333

10,56667


9,259259

12,37037

47,13333

8, 518519

2 «В»

9,62963

9,066667

9,131

24,55556

4, 333333


 

     Из таблицы  №2 видно, что показатели беглости  и гибкости имеют не значительные  различия в классах, данные  показатели отражают высокий уровень развития этих показателей, так как превышают показатели нормы по возрасту (выполнение 8-9 заданий является нормой для младшего школьника). При этом показатели оригинальности и разработанности во 2 «Б» класса (программа «Школа2100» - одаренные дети) значительно превышают 2 «В» класс («Школа России» - традиционная). 

     Так же  в таблице №2 можно увидеть,  что по тесту Равенна во 2 «Б»  классе показатель развитости  в 2 с небольшим раза превышает  значение во 2 «В» классе, что свидетельствует,  что у детей, обучающихся по программе «одаренные дети» в 2 раза лучше развито наглядно-образное мышление. 

     Для дальнейшего  анализа полученных данных были  выделены процентные показатели  уровней развития беглости, гибкости, оригинальности и разработанности как составных творческих способностей по классам (таблица №3).

 

Таблица №3

 

 

Процентные показатели данных теста креативности Торренса по классам

 

 

 

класс

Творческие способности (тест креативности Торренса)

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Работоспособность

Выс.

Сред.

Низ.

Выс.

Сред.

Низ.

Выс.

Сред.

Низ.

Выс.

Сред.

Низ.

2«Б»

83,25%

16,65%

0

56,94%

39,96%

0

59,94%

33%

6,66%

63,27%

29,97%

6,66%

2«В»

37%

37%

25,9%

40,7%

40,7%

18,5%

18,5%

44,4%

37%

25,9%

59,2%

14,8%


 

 

     Из таблицы  №3 видно, что во 2 «Б» классе, дети которого обучаются по программе «Школа2100» - одаренные дети, имеют высокие уровни развития составных креативности. Во 2 «В» классе, дети которого обучаются по традиционной программе «Школа России» уровни развития показателей значительно ниже, чем во 2 «Б» классе. Это свидетельствует о высоком уровне развития творческих способностей (креативности) у детей 2 «В» класса. Для обобщения и получения общего показателя по тесту Торренса  было подсчитано среднее значение процентов беглости, гибкости, оригинальности и разработанности  по классам (таблица № 4).

 

 

Таблица №4

 

 

Уровень развития творческих способностей  по классам в процентном соотношении (тест креативности Торренса)

 

Уровень развития

2 «Б»

2 «В»

Высокие творческие способности

65,86%

30,52%

Средние творческие способности

30,81%

45,33%

Низкие творческие способности

3,33%

24,06%


                                            Рис.1

    

 

      Таблица№4 и рис.1 наглядно раскрывают различия  в значениях уровня развития  творческих способностей у детей,  обучающихся по различным образовательным  программам.

     Теперь, по аналогии, нам необходимо подсчитать процентное соотношение теста Равенна по классам (таблица №5).

 

 

 

 Таблица №5

 

Процентные показатели данных теста «Матрицы Равенна» по классам

 

 

Класс

Матрицы Равенна

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2 «Б»

36,63%

53,28%

9,99%

2«В»

3,7%

37%

59,2%


 

   

 Из таблицы №5  видно, что высокий уровень  развития наглядно-образного мышления  во 2 «Б» имеют 36,63% учащихся, во 2 «В»  только 3,7%. Низкий уровень развития  данного вида мышления имеют  всего 9,99% детей 2 «Б» класса, во 2 «В» 59,2% детей.  На основе анализа полученных данных можно говорить о том, что большая часть 2 «Б» класса, дети которого обучаются по программе «Школа 2100» - одаренные дети, имеют средний уровень развития наглядно-образного мышления, при этом большинство детей, обучающихся по традиционной программе, имеют низкий уровень развития наглядно-образного мышления.

 Рис.2

 

 

 

Выводы

 

     Таким образом, по результатам проведенного психолого-педагогического диагностического исследования можно сделать следующие выводы:

-  отсутствует взаимозависимость  между творческим и наглядно-образным  мышлением;

- оригинальности и  разработанности (по тесту Торренса), как основные показатели творческих  способностей (креативности) значительно  выше у детей, обучающихся по программе «Школа 2100» - одаренные дети;

- уровень развития  наглядно-образного мышления у  детей обучающихся по программе  «Школа 2100» выше, чем у детей,  обучающихся по традиционной  образовательной программе.

Таким образом, гипотеза курсовой работы о том, что  у детей младшего школьного возраста (7-9 лет), обучающихся по образовательной программе «Школа 2100» - одаренные дети творческие способности и наглядно-образное мышления развиты выше, чем у детей, обучающихся по традиционной образовательной программе, в ходе исследования подтвердилась.

Информация о работе Особенности мышления детей младшего школьного возраста, обучающихся по различным образовательным программам