Особенности мышления у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 20:50, курсовая работа

Описание

Дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В данном возрасте происходят многие новообразования и закладываются основы будущей личности. Причиной таких изменений является дифференциация в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни, что непосредственно сказывается на развитии особенностей мышления.
В раннем детстве закладываются основы развития мышления ребенка. В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью.

Содержание

1) Введение……………………………………………………………………3
2) Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей развития мышления у детей дошкольного возраста………………………………4
3) Глава 2. Диагностическое исследование особенностей мышления детей дошкольного возраста……………………………………………………19
4) Заключение………………………………………………………………..32
5) Выводы…………………………………………………………………….34
6) Список литературы……………………………………………………….35
7) Приложения……………………………………………………………….37

Работа состоит из  1 файл

для сайта.doc

— 1.23 Мб (Скачать документ)

                                             Виды помощи:

            Оказание помощи строится не по строго зафиксированным этапам, а гибко. Вначале в качестве условий преодоления затруднений используются стимулирующие и эмоционально-регулирующие виды помощи, затем оказывается направляющая и организующая помощь. Затем следует оказывать содержательную обучающую помощь с грубым и подробным членением образца.

                                       Оценка результатов:

А) самостоятельно выполненные узоры оцениваются в один балл;

Б) при оказании направляющей и организующей помощи и дальнейшем самостоятельном выполнении задания – 0,5 балла;

В) при оказании обучающей помощи, грубом и подробном членении образца – 0,25 балла.

 

Выводы о степени овладения наглядно-образным мышлением:

6,5 – 7 баллов – высокая степень;

5 – 6,25 баллов – средняя степень;

менее 5 баллов – низкая степень

 

                Методика «Последовательные картинки»

                                   (Приложение 2)

            Оборудование: Рисунок (см. ПРИЛОЖЕНИЕ) из четырех последовательных изображений. Картинки вырезаются по линиям. Надо отметить, что эта серия с явным сюжетом является легкой. Более сложные варианты — картинки со скрытым сюжетом, с незавершенным действием.

             Цели исследования: Изучение логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.

           Процедура проведения: Эксперимент проводится индивидуально с детьми 4 – 7 лет.  Перед ребенком на столе в произвольном порядке кладут четыре картинки и предлагают рассмотреть их в течение 20—30 сек. Инструкция: "Все эти картинки про одного мальчика. Разложи их по порядку, что было сначала, что потом". Если ребенок не начинает работу, уточняют: "Что сначала делал мальчик? Положи эту картинку сюда, первой"; "А что потом?". После того как ребенок разложит картинки, предлагают составить по ним рассказ.

            После того как ребенок разложит все картинки, в протоколе фиксируют очередность картинок, а затем просят его рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребенок разложил неправильно, ему задают вопросы, цель которых – установить противоречие в рассуждениях, выявить допущенные ошибки. Вопросы экспериментатора и ответы испытуемого записывают подробно в протокол. Если вопросы не помогают понять изображенные события, то экспериментатор просто показывает ребенку первую картинку и предлагает разложить остальные снова. Таким образом, делается вторая попытка выполнить задание. Если и она оказывается безуспешной, то рассказывают и показывают ребенку последовательность событий.

              Критерии оценки пересказа могут быть следующие:

1)   общая структура рассказа (наличие начала, середины и конца);

2)   грамматическая правильность (правильное построение предложений, согласование слов в роде, падеже, числе);

3)   использование выразительных средств;

4)   звуковая сторона речи (темп, плавность, интонации).

             Обработка данных: Анализируют, способен ли ребенок устанавливать причинно-следственные связи, понимать последовательность событий, данных наглядно в серии картинок. Такая способность должна быть хорошо развита к концу дошкольного возраста, и ее наличие свидетельствует о готовности на уровне мышления к школьному обучению. Особое внимание уделяют объяснениям ребенка, его рассуждениям; верно ли он выделяет главных героев на картинках, устанавливает взаимоотношения между ними, верно ли понимает окружающую героев обстановку; как реагирует на помощь, вопросы, критические замечания – считается ли с ними, изменяет ли свои действия, исправляет ли ошибки. Особо анализируют устную речь ребенка во время объяснения последовательности событий: связность речи, ее грамматическая правильность, запас слов, развернутость или бедность, односложность или многословность, лаконичность или чрезмерная детализация, эмоциональность.

                                            

                               Анализ результатов:

5б – подробный целостный рассказ, охватывающий все картинки, богатый словарный запас.

4б – целостный рассказ по всем картинкам с малым количеством подробностей, с небогатым словарным запасом.

3б – короткий малоподробный рассказ, сохраняющий элементы единой структуры.

2б – подробное описание отдельных картинок без связывания их в единый сюжет.

1б – неприятие и неисполнение задания.

Выводы об общем развитии речи:

1 –2 балла – низкий уровень.

3 –4 балла – средний уровень.

5 баллов – высокий уровень.

            Дети с нормальным умственным развитием с интересом рассматривают картинки, понимают инструкцию и выполняют задание. Они самостоятельно устанавливают последовательность событий, раскладывают картинки в нужном порядке, сопровождают свои действия речью. Качество рассказа разное: от скупого описания до развернутого рассказа. Некоторые дети вносят в рассказ элементы собственного опыта или наблюде­ний.

          Дети умственно отсталые справляются с этим заданием значительно позже (к 7—8 годам). В 5—6 лет они ограничиваются называнием отдельных картинок ("Мальчик", "Еще еще мальчик", "Кушает") с помощью наводящих вопросов. Последовательности изображенных на картинках действий они не устанавливают. Помощь не используют.

           Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданию. К 6 годам им доступно понимание последовательности изображенных событий. Однако при раскладывании они часто нуждаются в наводящих вопросах. За­трудняются в составлении развернутого рассказа.

                                  

                             Методика «Тест Равена»

                                         (Приложение 3)

          Методика предназначена для изучения логичности мышления. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

        Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.

         В серии А - использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.

           Серия В - построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

             Серия С - построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

              Серия D - построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

              Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

                Методические указания к проведению теста :

         Инструкция: Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды: "Приступить к выполнению теста" - никто не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 мин подается команда, например: "Всем закрыть таблицы". О предназначении данного теста можно сказать следующее: "Все наши исследования проводятся исключительно в научных целях, поэтому от вас требуются добросовестность, глубокая обдуманность, искренность и точность в ответах. Данный тест предназначен для уточнения логичности вашего мышления".

            После этого взять таблицу и открыть для показа всем 1-ю страницу: "На рисунке одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных фигур, одна из которых является искомой. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры в листке, который вам выдан" (можно показать на примере одного образца).

            Во время выполнения задач теста необходимо контролировать, чтобы респонденты не списывали друг у друга. По истечении 20 мин подать команду: «Закрыть всем таблицы!»

                    Интерпретация результатов (ключи) :

            Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическими, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемый результат. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психической патологии).

            Полученный суммарный показатель по специальной таблице переводится в проценты. При этом по специальной шкале различают 5 степеней интеллектуального уровня:

1    степень - более 95% - высокий интеллект;

2    степень - 75-94% - интеллект выше среднего;

3    степень 25-74% - интеллект средний;

4    степень - 5-24% - интеллект ниже среднего;

5    степень - ниже 5% - дефект.

 

                                  Выводы по 2 главе.

          Анализ исследовательских методик по изучению особенностей развития мышления у детей дошкольного возраста позволяет сделать следующие выводы.

         На протяжении дошкольного периода развитие мышления идет в двух направлениях: развиваются формы мышления и мыслительные операции. Уровень развития определенной формы мышления зависит от сформированности мыслительных операций внутри каждой из них. Помочь определить этот уровень могут специальные методики по изучению особенностей развития мышления у дошкольников.

         Методика «Исключение лишнего предмета» позволяет оценить способности ребенка к обобщению и выделению существенных признаков. На основе результатов методики можно судить о преобладании конкретного типа мышления у ребенка,  неумению строить обобщения, а также о возможной интеллектуальной недостаточности.

         Среди развивающих  игрушек особо хочется выделить кубики Кооса. Эта методика направлена, прежде всего,  на выявление интеллектуальных способностей малыша, анализ его ориентации в пространстве, его  психомоторных навыков, особенностей  внимания и  характера.

          Методика «Последовательные картинки» позволяют изучить логическое мышление детей, способность делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, составлять рассказы. На основе данной методики можно сделать выводы об общем развитии речи ребенка.

         Методика «Тест Равена» используется для определения интеллекта методом оценки взаимосвязи между различными фигурами, которые требуется в уме объединить в одно целое, и найти между ними не только связь, но и отсутствующее звено, чтобы завершить композицию. Позволяет изучить логическое мышление ребенка и выделить уровень его интеллектуального развития.

           На основе данных диагностических методик можно судить об умственном развитии и преобладании определенных видов мышления у ребенка дошкольника, выявить «сбои» в его психологическом развитии, определить  методы работы с проблемами и направить все действия родителей и специалистов на  гармоничное формирование  здоровья.

 

                                             Заключение

             В ряду актуальных проблем, требующих изучения и решения, выдвигается проблема развития мышления детей дошкольного возраста. Актуальность проблемы обусловлена потребностью современного общества в активной, мыслящей, всесторонне развитой личности, а также недостаточной теоретической разработанностью проблемы и необходимостью обоснования эффективных методов развития мышления дошкольников.

            Исследование проводилось в 2 этапа: на первом этапе осуществлялось формулирование целей и задач исследования, его актуальности, изучение психолого-педагогической литературы; на втором этапе происходил подбор методик для изучения особенностей развития мышления у детей дошкольного возраста и их анализ.

Информация о работе Особенности мышления у детей дошкольного возраста