Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 20:50, курсовая работа
Дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В данном возрасте происходят многие новообразования и закладываются основы будущей личности. Причиной таких изменений является дифференциация в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни, что непосредственно сказывается на развитии особенностей мышления.
В раннем детстве закладываются основы развития мышления ребенка. В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью.
1) Введение……………………………………………………………………3
2) Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей развития мышления у детей дошкольного возраста………………………………4
3) Глава 2. Диагностическое исследование особенностей мышления детей дошкольного возраста……………………………………………………19
4) Заключение………………………………………………………………..32
5) Выводы…………………………………………………………………….34
6) Список литературы……………………………………………………….35
7) Приложения……………………………………………………………….37
В результате проведенного исследования было выявлено следующее:
1) Мышление в современной психологии понимается как высшая форма отражения действительности, высшая по отношению к сенсорному и эмоциональному отражению объектов неживой природы. Бесспорным в настоящее время является то, что мышление – это один из высших познавательных психических процессов, оказывающий существенное влияние на всю деятельность человека.
2) Выделяют 3 вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
В структуре мышления выделяют основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстракцию, конкретизацию и обобщение.
Необходимо стимулировать и направлять ход рассуждений. Высокий уровень мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения и др.) дает возможность понять сущность предметов и явлений.
3) Огромное значение для последующего овладения более сложными формами мышления и новыми видами деятельности имеет формирование знаковой (или символической) функции сознания. Обязательным условием для развития мышления является получение новых знаний.
4) Использование игры, игровых приемов делает обучение в этом возрасте "сообразным природе ребенка"'. Поэтому рекомендуется проводить занятия с детьми дошкольного возраста в форме дидактических игр.
1) Дошкольный возраст является наиболее чувствительным для развития интеллектуальных способностей.
2) Мышление в своем развитии проходит три этапа, которые становятся видами мышления. Это наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышления.
3) На протяжении дошкольного периода развитие мышления идет в двух направлениях: развиваются формы мышления и мыслительные операции. Определить уровень определенной формы мышления и развить его могут помочь специальные методики по изучению особенностей развития мышления у дошкольников. На их основе можно судить об умственном развитии ребенка, возможных сбоях в его психологическом развитии и их предупреждении.
Список литературы:
1) Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 1996. – 400с.
2) Блонский П.П. Память и мышление. – СПб.: Питер, 2001. – 288
3) Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
4) Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Психическое развитие ребёнка до поступления в школу. – М., 2002.
5) Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
6) Выготский Л.С. Психология. М.: Эксмо-пресс, серия «Мир психологии», 2002, 1008 с.
7) Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления.//Вопросы философии. – 1977. - №4.
8) Данилова, Е. Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии – М .: Академия , 2000 . – 160 с.
9) Дьюи Дж. психология и педагогика мышления. - М., 2003.- 208 с.
10) Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с.
11) Мухина В.С. Детская психология./Под ред. Венгера Л.А. М.: Просвещение, 1985, 271 с.
12) Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии. Т. 1, 2. М.: Владос, 1995, 576 с.
13) Овчинникова Т . Н . Личность и мышление ребенка : диагностика и коррекция / Овчинникова Т . Н . - 4-е изд. - М. : Академический Проект, 2004 . - 192 с.
14) Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 528 с.
15) Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. –Ярославль: Ремдер, 1995. - 232 с.
16) Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
17) Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291с.
18) Шорохов Е.В. Основные направления исследования психологии мышления в капиталистических странах. – М.: Просвещение, 1999. – 160с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Методика «Исключение лишнего предмета».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методика «Последовательные картинки»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Методика: «Тест Равена»
Пример задания серии А.
Пример задания серии В.
Пример задания серии С.
Пример задания серии D.
Пример задания серии Е.
40
Информация о работе Особенности мышления у детей дошкольного возраста