Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:09, контрольная работа
Многие ученые современности считают, что информация имеет настолько большое значение, что ее можно использовать и как товар, и как средство извлечения нематериальной выгоды, и как один из механизмов влияния на других людей. Но в таком случае неоспоримое влияние будет иметь такой аспект, как качество приобретаемой информации. без умения постоять за себя, выйти победителем из конфликтной ситуации человеку просто невозможно выжить в этом мире. Однако вести спор и дискуссия не так-то просто.
Введение
Особенности научного спора
Особенности научной дискуссии
Заключение
Список использованных источников
Оглавление
Введение2
Заключение4
Список использованных
источников5
Введение
Многие ученые современности считают, что информация имеет настолько большое значение, что ее можно использовать и как товар, и как средство извлечения нематериальной выгоды, и как один из механизмов влияния на других людей. Но в таком случае неоспоримое влияние будет иметь такой аспект, как качество приобретаемой информации.
Однако
в некоторых ситуациях
Другими словами можно сказать, что без умения постоять за себя, выйти победителем из конфликтной ситуации человеку просто невозможно выжить в этом мире. Однако вести спор и дискуссия не так-то просто.
В
данной работе хотелось бы подробнее
остановиться на особенностях научного
спора и научной дискуссии.
Спор
– столкновение мнений или позиций,
в ходе которого стороны приводят
аргументы в поддержку своих
убеждений и критикуют
Спор – важное средство
В подлинно научном споре и оппонент, и пропонент в качестве основной цели имеют выяснение истинности или ложности выдвигаемого тезиса. Это выражается в том, что каждый из них не только не препятствует и не мешает деятельности другого, но, наоборот, при каждой возможности стремится способствовать его успеху. Например, пропонент, внимательно относясь к контраргументам, которые выдвигает оппонент, должен стремиться к выяснению, уточнению и даже к добавлению их, хотя основная его задача состоит в опровержении этих контраргументов. В свою очередь, оппонент никак не должен препятствовать этим опровержениям, а даже содействовать им. Такое соединение усилий, направленных на всестороннее рассмотрение вопроса, на поиск всех возможных аргументов как за, так и против обсуждаемого тезиса, делает эту форму обсуждения весьма эффективным приемом научного познания.
Научный спор, дискуссия являются формами коллективного научного поиска. В процессе их подготавливается научный материал, из которого часто рождается истина. Однако значение споров состоит также и в том, что они чрезвычайно полезны для развития интеллектуальных способностей участвующих в них людей. В процессе спора развивается интеллектуальная интуиция, творческие способности, споры позволяют оттачивать известные приемы логического мышления, вырабатывают автоматизм их применения. Если физические упражнения направлены на развитие тела, то научные споры – это интеллектуальные упражнения, направленные на развитие интеллекта и мыслительных способностей. Не случайно многие народы во времена их расцвета увлекались интеллектуальными турнирами в той же, если не в большей мере, чем спортивными. В Древней Греции, например, упражнения в спорах были важным элементом подготовки аристократической молодежи к будущей судебной и общественно-политической деятельности.
В гораздо большей степени это должно было бы относиться к настоящему времени, в котором решающую роль играет именно интеллектуальная деятельность людей, когда научное знание не только составляет основу всего современного производства, но и всей социальной жизни вообще. Поэтому споры могли бы и должны стать сегодня одной из важнейших форм педагогического процесса.
Говоря
о научных спорах, слово «научные»
следует понимать не в том смысле,
что обязательно обсуждаются
тезисы какой-либо науки. Обсуждаться
могут и утверждения
Существует
множество причин того, что не выдерживается
естественный для научных споров
способ их ведения. Прежде всего, такой
причиной может быть отсутствие логической
культуры у участников спора. Играют
здесь определенную роль и обычные
человеческие недостатки и слабости.
Так, например, довольно часто человек
не может поступиться тем, что
ему дорого (особенно собственными
научными результатами) или привычно,
в силу обостренного самолюбия или
честолюбия. В таком случае он не
только не воспринимает выдвигаемые
против его тезиса возражения, но может
явно игнорировать их, закрывая глаза
на факты, опровергающие защищаемый
им тезис. Кроме того, нередки случаи,
когда противник в споре
Весьма отрицательную роль в научных дискуссиях играют догматизм, косность мышления, приверженность к устоявшимся взглядам. С большим трудом, например, представители науки могут отказываться от устоявшихся, привычных теорий. Существует даже афоризм, что новое в науке завоевывает господствующее место лишь тогда, когда «вымирают» представители старых взглядов.
Известно немало случаев, когда люди в силу определенных социальных условий не находят в себе смелости выступить против положений, неправильность которых для них является очевидной.
Несмотря на естественность указанных факторов, они не являются абсолютно непреодолимыми, и каждый порядочный и научно добросовестный человек может найти силы и пути для достижения истины.
Нельзя упускать из виду и то, что всегда, к сожалению, находятся люди, которые как раз не заинтересованы в правильных решениях вопросов и с готовностью используют человеческие слабости для достижения своих корыстных целей. В спорах такие люди часто прибегают к различного рода уловкам.[1]
Термин «дискуссия»
употребляют иногда как синоним спора
или как разновидность спора. Однако часто
предметом дискуссии является не об суждение
некоторого готового тезиса, а обсуждение
того или иного вопроса, коллективный
поиск решения некоторого выдвинутого
вопроса. Хотя при этом могут, и обычно
складываются различные мнения и тем более
если они сложились уже заранее по данному
вопросу, то естественно возникает и обычный
спор.[3]
2.Особенности научной дискуссии
Научная дискуссия - средство совместного поиска решения какой-либо проблемы путем выдвижения, противопоставления и критичного обсуждения различных точек зрения. В дискуссии выражается коллективный характер творческой познавательной деятельности, она выступает средством продуктивного общения, коммуникации членов научного сообщества. Без такого общения невозможны разносторонность исследования, критичная оценка полученных результатов, всесторонняя проверка и развитие научных гипотез и теорий. Ни один ученый не может успешно работать, если он не обменивается мнениями с другими исследователями, не вступает с ними в дискуссии, споры, полемику.
Дискуссия - особенно эффективное средство научного поиска в моменты возникновения кризисных и особо сложных проблемных ситуаций в науке. В этих условиях появляется множество альтернативных гипотез и теорий, вследствие чего познание приобретает форму дискуссионного процесса. Через дискуссию реализуется такой познавательный прием, как метод поисковых, пробных решений проблем, заключающийся в построении и апробировании множества возможных ответов на эти проблемы в ситуациях, когда не удается сразу найти достоверный результат. В этой форме развития знания проявляется поисковая функция дискуссии. Эффективность дискуссии объясняется тем, что она позволяет подойти к решению проблемы с разных позиций, максимально использовать научный потенциал многих ученых, привлечь большее количество исходных данных, избежать абсолютизации и ограниченности точек зрения и т. д. Объективная причина дискуссии - противоречивая природа исследуемых объектов и явлений действительности. Присущие им различия и противоположности приводят к появлению противоположных понятий, идей, теорий. Причины дискуссий коренятся также в свойственных науч. познанию противоречиях, парадоксах, антиномиях.
Дискуссии могут быть использованы для достижения разных целей - постановки и уточнения проблемы, поиска ее решения, оценки выдвинутой точки зрения, установления степени ее истинности, проверки аргументации, логической корректности рассуждений, обнаружения новых аспектов проблемы и т. д. Дискуссия тесно вплетается в ткань научного познания как социального процесса и поэтому обладает целым комплексом аспектов - социально-исторических, психологических, логико-методологических, информационным, этическим. В социальном плане дискуссия выступает средством и формой коллективного научного труда в конкретных социальных условиях. От общества требуется обеспечение возможности свободного проведения дискуссий по самым разнообразным проблемам, без каких-либо ограничений для конструктивной научной критики. В ходе дискуссии не должны использоваться в качестве аргументов ссылки на внешние авторитеты, не должно быть места для императивизма, демагогии, наклеивания политических ярлыков и т.п.
Дискуссия
развивается как
Необходимое условие успешного хода дискуссии, взаимопонимания ее участников - идентичность используемых понятий и терминов. Этому же служат следующие правила ее ведения: правильная постановка вопроса и четкое определение предмета спора; осведомленность в отношении обсуждаемой проблемы; ясность и недвусмысленность выдвигаемых положений; недопущение подмены высказанного положения; адекватное восприятие и понимание взглядов оппонентов; проверяемость приводимых доводов; знание логических правил доказательства и опровержения. Важно не только опровергнуть чью-либо точку зрения, но и понять причины ее ложности.
В процессе дискуссии необходимо соблюдать определенные этические нормы, которые вместе с названными выше правилами составляют культуру дискуссии. Эти нормы требуют уважительного и непредвзятого отношения к чужому мнению, способности признавать правильность точки зрения партнера и ошибочность своей, готовности изменять под влиянием обоснованной критики свои взгляды или даже отказываться от них, доброжелательной критики точки зрения оппонентов, конструктивного участия в дискуссии, т. е. вынесения на обсуждение таких взглядов, положений и фактов, которые способствуют продуктивному развитию спора.
К
числу важнейших функций
Информация о работе Особенности научного спора и научной дискуссии