Особенности научного спора и научной дискуссии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:09, контрольная работа

Описание

Многие ученые современности считают, что информация имеет настолько большое значение, что ее можно использовать и как товар, и как средство извлечения нематериальной выгоды, и как один из механизмов влияния на других людей. Но в таком случае неоспоримое влияние будет иметь такой аспект, как качество приобретаемой информации. без умения постоять за себя, выйти победителем из конфликтной ситуации человеку просто невозможно выжить в этом мире. Однако вести спор и дискуссия не так-то просто.

Содержание

Введение
Особенности научного спора
Особенности научной дискуссии
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

методология.docx

— 50.65 Кб (Скачать документ)

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; организованный по определённым канонам научный спор.

  • основной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию отсылками к научным трудам, авторитетным мнениям, логике и др.

     Под дискуссией также может подразумеваться  публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в  печати, в беседе.

  • Отличительной чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса, но наличие в качестве объединяющего начала темы. К дискуссиям, организуемым, например, на научных конференциях, нельзя предъявлять тех же требований, что и к спорам, организующим началом которых является тезис. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы.

Правила научной дискуссии

     Правила научной дискуссии в общем  случае устанавливаются тем конкретным сообществом, в котором производится обсуждение определённых проблем; они  могут быть существенно различны в субкультурах, члены которых обладают различным типом менталитета.

1. (Правила  Арне Несса - краткие)

"1. Избегайте  тенденциозной иррелевантности (то есть доводов, напрямую не связанных с темой дискуссии, в частности аргументации к личности оппонента).

2. Избегайте  тенденциозного цитирования. Изложение  чужой точки зрения должно  быть предельно адекватным.

3. Избегайте  тенденциозной двусмысленности  в доводах.

4. Избегайте  тенденциозного чтения в сердцах  ("straw men fallacy"). Не приписывайте оппоненту мнений, которых он не высказывал.

5. Избегайте  тенденциозного додумывания. Информация, представленная вами должна быть правдивой и полной.

6. Избегайте  тенденциозных интонаций: угрожающих, уничижительных, иронических и саркастических.

7. Избегайте  тенденциозной односторонней аргументации: доводы «про» и «контра» должны взаимодополнять друг друга.

2. Правила  научной дискуссии, предложенные  Грайсом. Грайс неоспоримый авторитет в современных исследованиях речевой коммуникации. Он сформулировал основные положения ведения спора, дебатов, которые основываются на принципе кооперации. Согласно принципам Грайса, участник должен вносить свой вклад в разговор, понимать цель или направление разговора, в который он вовлечен. Принципы Грайса могут быть названы и общими принципами коммуникации: высказывания участников должны быть ясными, честными, эффективными и уместными (релевантными).

3. В  частности, "Запрещено использовать  оффтопик и неинформативные названия, злоупотреблять средствами форматирования:

а) капслокинг;

б) цветовыделение;

в) полужирное и курсивное начертание;

г) изменение  размера шрифта.

А также  использование других средств, затрудняющих восприятие сообщений:

д) злоупотребление  использованием смайлов;

е) существенные грамматические и пунктуационные искажения

ж) злоупотребление  цитатами (двойное цитирование - цитата внутри цитаты), затрудняющее восприятие сообщений.

Запрещен  оверквотинг (избыточное цитирование), меры по искусственному поднятию темы за счет неинформативных сообщений.

4. Правила научной дискуссии (развёрнуто).

Групповая дискуссия

В психологии метод групповой дискуссии (групповая дискуссия) используется как метод групповой психотерапии. Члены терапевтической группы общаются между собой (ведут спор) и в ходе этого особым образом организованного общения разрешают свои психологические проблемы.

В социологии метод групповой дискуссии (групповая дискуссия) используется как метод сбора данных, которых сочетает элементы методов группового и глубинного интервью и социологического наблюдения. Суть метода — организация в малой группе целенаправленного разговора по проблемам, интересующим исследователя.

Аргументированность дискуссии

В логической теории спора и теории аргументации дискуссия исследуется не со стороны её психологической или социологической функции, а по содержанию, по аргументационному арсеналу. В соответствии с классификацией аргументации, предложенной ещё Аристотелем, различают четыре разновидности дискуссии.

  • Аподиктическая дискуссия — дискуссия с целью достижения истины. Такая дискуссия соблюдает логические правила вывода.
  • Диалектическая дискуссия — дискуссия, которая претендует лишь на достижение правдоподобия.
  • Эристическая дискуссия — дискуссия с целью склонить оппонента к своему мнению (либо спор ради спора).
  • Софистическая дискуссия (софистический спор) — дискуссия с целью победить любым путем. В такой дискуссии используются логические уловки - софизмы (в том числе основанные на манипулировании смыслом слова), введение собеседника в заблуждение и т. д.

    А. Ивин. «Логика». 

 

Заключение

Подведем  итоги:

     Спор  – столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих  убеждений и критикуют несовместимые  с последними представления другой стороны. Спор является частным случаем аргументации, ее наиболее острой и напряженной формой.

В подлинно научном споре и оппонент, и  пропонент в качестве основной цели имеют выяснение истинности или ложности выдвигаемого тезиса.

Научный спор, дискуссия являются формами  коллективного научного поиска.

     В процессе спора развивается интеллектуальная интуиция, творческие способности, споры  позволяют оттачивать известные  приемы логического мышления, вырабатывают автоматизм их применения.

Термин  «дискуссия» употребляют иногда как синоним спора или как  разновидность спора.

     Научная дискуссия - средство совместного поиска решения какой-либо проблемы путем  выдвижения, противопоставления и критичного обсуждения различных точек зрения.

     Дискуссия - особенно эффективное средство научного поиска в моменты возникновения  кризисных и особо сложных  проблемных ситуаций в науке.

     Эффективность дискуссии объясняется тем, что  она позволяет подойти к решению  проблемы с разных позиций, максимально  использовать научный потенциал  многих ученых, привлечь большее количество исходных данных, избежать абсолютизации  и ограниченности точек зрения и  т. д.

     Дискуссия развивается как последовательность определенных действий, которые образуют ее композиционный план. К этим действиям  относятся: определение предмета и  цели обсуждения; выбор стратегии  дискуссии и построение ее общего плана; формулирование тезисов; их доказательство и критика, сравнение, сопоставление, противопоставление; выявление в результатах дискуссии искомой истины; подведение итогов дискуссии, определение нерешенных проблем, задач и направлений дальнейшего исследования.

     В процессе дискуссии необходимо соблюдать  определенные этические нормы, которые  вместе с названными выше правилами  составляют культуру дискуссии.

 

Список  использованных источников

    1. Войшвилло, Е.К. Логика/Е.К. Войшвилло, М.Г. Дегтярев .- Владос-Пресс, 2001 г.-528 с.
    2.   Гетманова, А.Д. Логика/А.Д.Гетманов.-, Москва, «Новая школа», 1995. – 112 с.
    3. Ивин А.А. Логика: Учебное пособие. Издание 2-е /А.А.Ивин/ Москва. Издательство "Знание" .-1998.
    4. Козаржевский, А. Ч. Искусство полемики. / А.Ч. Козаржевский.-М, 1972- 128 с.
    5. Майданов, А.С. Роль дискуссии в развитии естествознания/А.С.Майданов. -М., 1986.
    6. Поварнин, С. И. Спор. О теории и практике спора/С.И.Поварнин //.-1960.-№3.
    7. Соколов, А. Проблемы научной дискуссии: логико-гноселогический анализ/ А.Соколов- М.: Наука, 1980. - 157 с.
    8. Старостин, Б.А. Эволюция форм дискуссии в истории естествознания/Б.А.Старостин//Вопросы философии.- 1978.- № 8.
    9. Ярошевский, М.Г. Дискуссия как форма научного общения/М.Г.Ярошевский//Вопросы философии.- 1978.-№3

Информация о работе Особенности научного спора и научной дискуссии