Особенности нравственной сферы современной учащейся молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:52, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить особенности нравственной сферы учащейся молодежи.
Задачи:
проанализировать теоретические и эмпирические подходы к проблеме особенностей нравственной сферы учащейся молодежи;
изучить нравственную сферу у девушек;
изучить нравственную сферу у юношей;
сравнить особенности нравственной сферы у девушек и юношей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………....……..………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НРАВСТВЕНОЙ СФЕРЫ СОВРЕМЕННОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ.............5
1.1 Понятия «нравственность» («мораль», «этика») и «нравственное самосознание»...…………………………………………………..…….…….…….…5
1.2 Компоненты нравственной сферы и нравственного сознания человека.……………………………………………………………………………….8
1.3 Этапы формирования нравственности……...………...………………………..16
1.4 Гендерные особенности морального сознания……………………….….…….20
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ……...……………………………………………..…..28
2.1 Описание и обоснование методов исследования……………………….….….28
2.2 Анализ результатов исследования……………………...………………..…..…33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….……..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...……40
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………….…..……………43

Работа состоит из  1 файл

психология.docx

— 142.10 Кб (Скачать документ)

В качестве критериев деления  развития на этапы Л. Колберг берет три вида ориентации, образующих иерархию: 1) ориентация на авторитеты; 2) ориентация на обычаи и 3) ориентация на принципы. Развивая выдвинутую Ж. Пиаже и поддержанную Л. С. Выготским идею, что развитие морального сознания ребенка идет  параллельно его умственному развитию, Л. Колберг выделяет в нем несколько фаз, каждая из которых соответствует определенному уровню морального сознания.

«Доморальному (предконвенциональному) уровню» соответствуют стадия 1- ребенок слушается, чтобы избежать наказания, и стадия 2- ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды- послушание в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения.

«Конвенциональной морали» соответствуют стадия 3- модель «хорошего ребенка», движимого желанием одобрения со стороны значимых других и стыдом перед их осуждением, и 4- установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил (хорошо то, что соответствует правилам).

«Автономная мораль» переносит  моральное решение внутрь личности. Она открывается стадией 5А- человек осознает относительность и условность нравственных правил и требует их логического обоснования, усматривая таковое в идее полезности. Затем идет стадия 5В- релятивизм сменяется признанием существования некоторого высшего закона, соответствующего интересам большинства.

Лишь после этого- стадия 6- формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью безотносительно к внешним обстоятельствам и рассудочным соображениям.

В последних работах Л. Колберг ставит вопрос о существовании еще 7-й стадии, высшей стадии, когда моральные ценности выводятся из более общих философских постулатов; однако этой стадии достигают, по его словам, лишь немногие.

Эмпирическая проверка теории Л. Колберга в США, Англии, Канаде, Мексике, Турции, Гондурасе, Индии, Кении, Новой Зеландии, на Тайване подтвердила ее кросскультурную валидность относительно универсальности первых трех стадий морального развития и инвариантность их последовательности. С высшими стадиями дело обстоит гораздо сложнее. Они зависят не столько от уровня индивидуального развития человека, сколько от степени социальной сложности общества, в котором он живет.

Усложнение и дифференциация общественных отношений является предпосылкой автономизации моральных суждений. Кроме того, стиль моральных суждений индивида неизбежно зависит от того, в чем данное общество видит источник нравственных предписаний- будит ли то Божья воля, общинное установление или просто логическое правило. Центр тяжести проблемы переносится, таким образом, с умственного развития индивида на социально- структурные характеристики общества, макро- и микросоциальной среды, от которой непосредственно зависит степень его личной автономии.

Возрасты и взрослые уровни Л. Колберг не выделяет. Он считает, что развитие морали как у ребенка, так и у взрослого носит спонтанный характер, а потому, никакая метрика здесь невозможна [28, с. 118].

В основе другого подхода  к периодизации морального развития лежит эмпатийная ориентация на нужды и потребности, чувства и переживания другого человека. Определяя его как эмпатийный подход, К. Гиллиган во главу угла  выдвигает принцип заботы о других людях, основанный на сочувствии и сопереживании.

Другим вариантом теории является периодизация Н. Айзенберг, включающая пять стадий.

Первая стадия – гедонистическая  ориентация на собственные  интересы (самоозабоченность, эгоцентризм). Главными условиями принятия решения об оказании помощи другому человеку является наличие  выигрышных последствий для себя и собственное эмоциональное отношение к партнеру. Данная стадия характерна для дошкольников и младших школьников.

Вторая стадия – ориентация на потребности других людей, забота о них,  осуществляемая, однако,  в силу  давления авторитета. Учет потребностей других людей происходит в простейшей форме: без рефлексивной постановки себя в позицию другого человека, без вербальных выражений симпатии и переживания чувства вины. Данная стадия также типична для многих дошкольников и младших школьников.

Третья стадия – ориентация на одобрение  и мнение других с целью сохранения позитивной самооценки (выработка моральных ценностей). Выбор просоциального или эго-ориентированного поведения зависит от стереотипов «хороший – плохой», «правильное – неправильное поведение». Эта стадия характерна для некоторых младших школьников, подростков и юношей.

Четвертая стадия –  рефлексивная эмпатическая ориентация на сопереживание с учетом позиции другого человека (сходно самопожертвованием). Суждения субъекта основываются на эмпатической рефлексивной постановке себя в позицию другого человека, а также на чувстве вины или позитивном эмоциональном принятии своих просоциальных действий. Эта стадия характерна для большинства подростков и юношей; иногда она встречается  также у младших школьников.

Пятая стадия –  учет интериоризированных ценностей и защита прав других людей (утверждение норм справедливости). Выбор действий субъекта включает учет интериоризированных ценностей, норм, представлений об обязанностях и ответственности, о  необходимости защиты прав и достоинства других членов общества. Данная стадия характерна для старшего поколения и небольшой  части подростков и юношей.

Шестая стадия – сознательный учет интериоризированных ценностей, возможность свободного соотнесения личностью принципов справедливости и заботы (стадия, аналогичная стадии самоуважения). Для этой стадии характерно то, что положительные и отрицательные чувства, связанные с сохранением самоуважения личности, влияют на упрочение или на  отказ от интериоризированных личностью ценностей и норм в пользу просоциального поведения [16].

1.4 Гендерные особенности морального сознания

Проблема сходства и различий мужчин и женщин волнует уже не одно поколение ученых. Н. Бердяев  отмечал, что «пол совсем не есть одна из функций человеческого организма, пол относится к целому». К концу ХХ века в психологии сформировались два взаимосвязанных, но, по замечанию В. В. Знакова [12], не тождественных направления исследований – психология половых различий и гендерная психология. Поэтому в настоящее время в научной литературе используются два термина, обозначающие пол человека: биологический пол и социальный. Биологический пол в целом определяется как совокупность контрастирующих генеративных, анатомо-биологических признаков особей одного вида, а «гендер», – как комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины или женщины, то есть прежде всего как социально-психологический пол человека.

В качестве составляющих гендера выделяются: гендерные идеалы, гендерная идентичность, гендерные роли, гендерные стереотипы и биологический пол.

Гендерная идентичность –  восприятие, идентификация себя как  мужчины или женщины.

Гендерные идеалы определяются как представления о предназначении мужчин и женщин, отражающие культурные представления о мужском и  женском поведении.

Гендерные роли – дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности.

Гендерные роли – это  вид ролей социальных, они нормативны, выражают определенные социальные ожидания, проявляются в поведении.

Гендерные стереотипы –  сложившиеся в культуре представления  и убеждения о том, как действительно  ведут себя мужчины и женщины.

Представители западной гендерной  психологии полагают, что человеческая психология в ничтожно малой степени  подвержена влиянию со стороны пола. Гораздо более значимым воздействием на нее обладают такие характеристики, как маскулинность и фемининность. В. А. Лабунская, анализируя подходы к фемининности-маскулинности, указывает, что эти конструкты напрямую не связаны с биологическим полом, а являются социокультурными и социально-психологическими явлениями, «фиксирующими психотип мужского и женского поведения в пределах одной гендерной роли» [20]. Таким образом, «гендер» выступает прежде всего как комплекс психологических, социальных и культурных особенностей, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины или женщины.

Из современных гендерных  концепций заслуживает внимания теория гендерной картины мира Н. А. Нечаевой, которая содержит в себе целостное отношение к социокультурным  особенностям полов, служащее основой  оценки положения мужчины и женщины в мире. Это целостное отношение находит выражение в гендерных доминантах сознания. Предполагается, что существуют по крайней мере две принципиально не сводимые друг к другу гендерные картины мира: традиционно-патриархатная и феминистская. Н. А. Нечаева полагает, что картина мира может быть представлена такими субструктурами: 1) гендерным идеалом; 2) общими гендерными диспозициями; 3) ситуационными гендерными установками.

Гендерные идеалы – это  идеализированные представления о  предназначении, поведении и чувствах мужчин и женщин, свойственные данной культуре. Эмпирические данные показывают, что подавляющее большинство  в женщинах ценит свойства, связанные  с материнством, семьей, жертвенностью  и преданностью. Это традиционно-патриархатный идеал женщины. Феминистский идеал женщины имеет обратную, «перевернутую» структуру. Наиболее важными качествами женщины считаются следующие: 1) убеждена, что главное в жизни – реализовать свои способности, знания; хороший профессионал; 2) стремится к самостоятельности и экономической независимости; 3) активная, энергичная; 4) сильная, уверенная в себе, стремится ни в чем не уступать мужчине. При этом демонстрируется неприятие, отрицание свойств, ценимых носителями традиционно-патриархатного идеала [21].

Анализируя работы Л. Колберг, Д. В. Колесов обращает внимание на его утверждение, что хотя положительные и отрицательные подкрепления, идущие от взрослого, и идентификация с ним действительно играют определенную роль в половой социализации ребенка, но главное в ней – это познавательная информация, которую ребенок получает от взрослого, а также понимание им своей половой принадлежности [18, с. 181]. Формирование гендерного стереотипа зависит от общего интеллектуального развития ребенка, и процесс не является пассивным, возникающим под влиянием социально подкрепляемых упражнений, а связан с проявлением самокатегоризации, т. е. с причислением себя к определенному полу. Подкрепление и моделирование начинают оказывать существенное влияние на формирование психического пола только после того, как половая типизация уже произошла. Вместе с тем эта теория является теорией стадиального развития, происходящего в процессе спонтанного когнитивного созревания ребенка, в котором воспитанию, социальным факторам уделяется самая незначительная роль. Собственно теория Л. Колберга относительно формирования гендерного стереотипа весьма схожа с его теорией морально-когнитивного развития.

Одна из сотрудниц Л. Колберга, К. Гиллиган, возражает ему, заявляя, что он построил свою теорию, опираясь исключительно на результаты исследования лиц мужского пола, и что существуют отличия в характере морального поведения мужчин и женщин. К. Гиллиган упрекает Л. Колберга в том, что разработав систему «мужских» нравственных ценностей, основанных на самоутверждении и справедливости, он оставляет без внимания нравственность «женскую», ориентированную больше на заботу о другом человеке и самоотречение, и низводит таким образом большинство женщин до третьей стадии нравственного развития.

К. Гиллиган утверждает, что женщины используют другие критерии в построении моральных суждений. Она определяет основные типы моральной ориентации как нормативный (ориентация на норму, правило) и эмпатийный(ориентация на реальное благополучие конкретных людей). Типы моральной ориентации в значительной степени связаны с гендерными различиями. Так, первый тип ориентации – установка на соблюдение принципа справедливости – в большей степени характерна для мужчин. Второй тип – установка на конкретных других – присущ женщинам.

Согласно К. Гиллиган, моральное развитие у женщин проходит три уровня, между которыми имеются переходные стадии. Рассмотрим их подробнее.

Уровень 1: самоозабоченность. На этом уровне женщину занимает только то, что может удовлетворить ее собственные потребности и обеспечить ее существование. На первой переходной стадии эгоизм начинает сменяться тенденцией к самоотречению. Женщина сосредоточена на своем благополучии, но в случае принятия решений все больше учитывает также интересы других людей и объединяющие ее с ними связи.

Уровень 2: самопожертвование. Социальные нормы, которым большей  частью приходится следовать женщине, заставляют ее переходить к удовлетворению собственных желаний лишь после  удовлетворения потребности других. Эта роль «хорошей матери», когда  женщина вынуждена вести себя сообразно ожиданиям других людей и чувствовать ответственность за их поступки, постоянно ставит ее перед необходимостью выбора. На второй переходной стадии женщина поднимается с уровня самопожертвования на уровень самоуважения, начиная все больше принимать в расчет собственные потребности. Она пытается совместить удовлетворение своих личных нужд с потребностями других людей, ответственность за которых она продолжает испытывать.

Уровень 3: самоуважение. На этом уровне женщина понимает, что  только она сама способна сделать  выбор, касающийся ее собственной жизни, если он не причинит вреда людям, связанным  с нею семейными или социальными  узами и вообще принадлежностью  к роду человеческому. В этом смысле третий уровень морального сознания перерастает уже в мораль непротивления [18, с. 187].

Информация о работе Особенности нравственной сферы современной учащейся молодежи