Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:52, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности нравственной сферы учащейся молодежи.
Задачи:
проанализировать теоретические и эмпирические подходы к проблеме особенностей нравственной сферы учащейся молодежи;
изучить нравственную сферу у девушек;
изучить нравственную сферу у юношей;
сравнить особенности нравственной сферы у девушек и юношей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………....……..………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НРАВСТВЕНОЙ СФЕРЫ СОВРЕМЕННОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ.............5
1.1 Понятия «нравственность» («мораль», «этика») и «нравственное самосознание»...…………………………………………………..…….…….…….…5
1.2 Компоненты нравственной сферы и нравственного сознания человека.……………………………………………………………………………….8
1.3 Этапы формирования нравственности……...………...………………………..16
1.4 Гендерные особенности морального сознания……………………….….…….20
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ……...……………………………………………..…..28
2.1 Описание и обоснование методов исследования……………………….….….28
2.2 Анализ результатов исследования……………………...………………..…..…33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….……..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...……40
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………….…..……………43
Таким образом, К. Гиллиган в теории развития нравственности явно исходит не из теории самосоциализации, а скорее из социальных теорий конструирования гендера; большое влияние предполагается со стороны других людей, которые обуславливают принятие соответствующей роли и «гендерного контракта». А то, что женщины отстают от мужчин по шкале морального развития Л. Колберга, объясняется тем, что гендерные роли характеризуют любое общество, а ожидания варьируют в разных культурах. Социальные ожидания относительно мужского поведения очень сильно коррелируют с определениями взрослости, в то время как ожидания женского поведения предполагают незрелость. Другими словами, в нашем обществе требования быть зрелым, взрослым, и женщиной одновременно противоречат друг другу. Поэтому неудивительно, что в современных западных культурах женщины часто воспринимаются как недостаточно рациональные. Как считает B. Харрисон, взгляд, что мужчины и женщины фундаментально различны, даже «противоположны», что мужчины – выше, несколько варьирует от общества к обществу, но во всех существующих обществах есть доля мужского господства, и женская природа ценится несколько ниже.
Помимо различий в моральном развитии, К. Гиллиган выделяет следующие основные характеристики морального сознания женщин. Женщинам больше свойственны чувства эмпатии и сострадания, моральная ответственность, основанная на заботе, не характерны принципы справедливости и права. «Контекстуальный релятивизм», приписываемый К. Гиллиган женщинам, включает в себя два разных феномена: во-первых, большая чувствительность к деталям ситуации, во-вторых, нежелание выносить моральные суждения, или судить других. К. Гиллиган предполагает, что женщины обычно достигают решения моральных дилемм через отношения с другими – учитывая мнение своих друзей, семьи и т. д. Скорее они видят себя в некоторой системе отношений, чем ищут общие моральные принципы и абстрагируются от повседневных взаимодействий. Моральные решения рассматриваются не как продукт индивидуального разума, а как результат взаимодействия личностей, и достигаются активным диалогом и переговорами [18, с. 190].
Однако К. Гиллиган была не первой и не единственной, кто обратил внимание на различия в моральном сознании мужчин и женщин. Так, Н. Айзенберг поддерживает позицию в отношении различий морального развития мальчиков и девочек. Но причину этих различий она усматривает не в гендерных различиях как таковых, а в различных темпах созревания: девочки созревают быстрее и поэтому раньше начинают давать ответы, проникнутые заботой и состраданием, чем мальчики того же возраста. Особенности нравственного развития с точки зрения гендерных различий анализировались также Б. И. Хасан и Ю. А. Тюменевой. В основе их работы – анализ архетипов личных особенностей женского и мужского начал. Проведенное практическое исследование выявило тенденцию к предпочтению гипернормативной среды девочками, и переносу собственного импульсивного поведения во внешнюю среду мальчиками [33].
Еще в начале века Г. Гейсман в «Психологии женщины» отмечал, что различия в женской и мужской психологии являются различиями не по ценности и не по качеству, а лишь по степени статистической выраженности. Выводы Г. Гейсмана сводятся к шести основным отличительным чертам психологии типичной «средней женщины», среди которых большая нравственная чистота, альтруизм, высокоразвитое чувство долга. Этот тезис обосновывается функцией материнства, делающей женщину более бдительной, предупредительной и заботливой, чем мужчина, оставляя гораздо меньше места эгоистическим склонностям [33].
Попытка обобщить большой литературный материал относительно гендерных особенностей морального сознания была предпринята О. Д. Фланагоном. В результате было описано довольно большое количество различий, выделяемых различными авторами. Мужское моральное рассуждение более беспристрастно, чем женское. У мужчин оно более «принципиально» или схематизировано правилами. Мужская мораль более когнитивна, женская – более эмоциональна. Женская мораль в большей мере подвержена фактору отношений (с матерью, с родственниками и т. д.), она более внимательна к особым чертам человека и особым обстоятельствам ситуации. В решении моральных вопросов женщины стремятся использовать принцип благотворительности, тогда как мужчины стремятся применить принцип справедливости или честности. Мужчины и женщины стремятся к обладанию разными достоинствами, или имеют разное развитие и структуру достоинств. Они по-разному конструируют сферу морали, по-разному ранжируют ценности. Мужчины и женщины отличаются также в переживаемых моральных эмоциях, в их интенсивности и способе их демонстрации. У мужчин и женщин разные критерии обязательности поступков, разные взгляды относительно вопросов наказания и др. Они различаются поведением в «этических» ситуациях. Моральное сознание мужчин и женщин по-разному соотносится с самооценкой, самоуважением и личностной идентичностью [32, с. 99].
Таким образом, нравственность – интегральное психологическое образование, включающее совокупность общечеловеческих ценностей и убеждений, чувств и переживаний, мотивов, потребностей и поступков личности на основе свободного выбора.
Нравственное сознание представляет собой сложную многоуровневую и полиструктурную систему.
Важную роль в понимании того, что такое «нравственность» играют такие понятия, как «моральные ценности и ценностные ориентации», «нравственные убеждения», «нравственные идеалы», «нравственная активность», «нравственные чувства», «смысл жизни», «добро», «справедливость» и другие.
На вопрос о том, существуют ли различия в нравственной сфере в зависимости от гендера, психологи не могут дать однозначный ответ. Одни считают, что различия имеются, другие отрицают это.
Для решения задач нашего исследования нами были использованы следующие методы: тестирование/ опрос, теоретический анализ литературы
Нами были выбраны следующие методики: ценностный опросник Шварца и методика многомерного исследования нравственности (В. Подоляк). Они позволили нам проанализировать и сравнить уровни нравственного развития у юношей и у девушек.
1. Методика многомерного исследования нравственности.
Для исследования нравственности используется системно-стуктурный подход. Сущность его заключается в том, что нравственность личности понимается как целостное психологическое образование, включающее в себя множество взаимосвязанных признаков (отношений, чувств, состояний, привычек, качеств), которые выступают как некоторые интегральные характеристики, обобщающие психологическую информацию о поведении личности.
Для группировки этих информационных признаков мы пользуемся методом факторного анализа, суть которого состоит в преобразовании исходного набора признаков в более простую и содержательную форму. В данном случае он базируется на предположении, что исследуемый признак нравственности может быть выявлен с помощью небольшого числа скрытых характеристик, называемых факторами. В результате факторного анализа нравственности по экспериментальным данным и литературным источникам можно построить структурную модель нравственности, которая включает 8 факторов:
Каждый из этих факторов измеряется с помощью ряда утверждений или отрицаний вопросов, входящих в тест.
Фактор 1 ‒ «моральная честь и нравственные убеждения» ‒ предназначена для измерения уровня морального сознания, твердости нравственных убеждений, чести и достоинства. Для испытуемых с высокими оценками 1 характерны следующие нравственные качества: стремление быть честным и высоконравственным, поступать в сои убеждениями и идеалами, заниматься развитием ответственной культуры, оберегать свою репутацию и честное имя, приносить пользу обществу, быть достойным уважения, совершать поступки на благо Родины, соблюдать верность клятвами принятым обязательствам.
Испытуемые с низкими оценками фактора 1 могут обладать такими качествами, как безнравственность, цинизм, беспринципность, безответственность, неуважение нравственных норм, уклонение от общественного долга, стремление к обману, вероломство, лицемерие воровство.
Фактор 2 – «гуманизм и человечность» ‒ служит для оценки гуманистической морали, человеческих отношений, доброжелательности и уважения к людям.
Для испытуемых с высокими оценками фактора 2 свойственны: любовь к человеку, вера в безграничные возможности людей, стремление защищать слабых, потребность создавать подлинно человеческие отношения между людьми, желание сотрудничать и оказывать людям помощь, простота общения и скромность в личной жизни.
Испытуемые с низкими оценками фактора 2 могут обладать такими качествами, как индивидуализм и пренебрежение социальным нормам, нежелание сотрудничать с людьми и оказывать им помощь, пассивность в общественной жизни, неумение защищать честь и достоинство человека, терпимость к посягательствам и насилию над личностью.
Фактор 3 ‒ «коллективизм и товарищество» ‒ направлен на оценку коллективистской морали, верности товарищескому долгу.
Испытуемые с высокими оценками фактора 3 отличаются стремлением входить в контакт с различными людьми, ставить коллективные интересы выше личных, поднять себя общественным требованиям, дорожить авторитетом и не конфликтовать с людьми, быть отзывчивым и дружелюбным.
Для испытуемых с низкими оценками фактора 3 могут быть характерны такие качества, как эгоизм, самолюбие, замкнутость, подозрительность, несовместимость, нежелание считаться с групповым мнением.
Фактор 4 – «авторитеты» ‒ предназначен для оценки отношений к начальникам и старшим по возрасту и положению.
Испытуемые с высокими оценками фактора 4 могут иметь качества: доверие к начальнику, уважение старшего, готовность добросовестно выполнить приказание начальника и оказать помощь старшему, умение понять своего начальника и встать на его сторону. Для испытуемых с низкими оценками фактора 4 могут быть характерны: неудовлетворенность действиями руководителя, недоверие начальнику, неисполнительность и недоброжелательность, нежелание оказывать помощь старшим и уважать их.
Фактор 5 «доброжелательность и близость к подчиненным» ‒ служит для оценки отношения к подчиненным и зависимым людям.
Испытуемые с высокими оценками фактора 5 могут иметь качества, как внимательность к просьбам подчиненных, верность слову и обещаниям, стремление следовать демократическому стилю руководства.
Для испытуемых с низкими оценками фактора 5 могут быть характерны: пренебрежительное отношение к подчиненным, невнимательность к запросам людей, холодность и неприступность.
Фактор 6 – «добросовестность и трудолюбие» ‒ предназначен для оценки отношения к физическому и умственному труду, уважению к общественно полезному труду, умению добросовестно трудиться.
Испытуемые с высокими оценками фактора 6 могут отличаться добросовестным отношением к своим служебным обязанностям, высоким трудолюбием, увлеченностью физическим и интеллектуальным трудом.
Для испытуемых с низкими оценками фактора 6 могут быть характерны такие качества, как бездеятельность, нежелание трудиться, лень, отрицательное отношение к общественно полезному труду.
Фактор 7 – «самоконтроль и дисциплина» ‒ предназначен для оценки умения целенаправленно развивать нравственные качества, укреплять волю, регулировать поступки, сдерживать свои чувства.
Испытуемые с высокими оценками фактора 6 могут иметь сильную волю, способность анализировать свои поступки и регулировать поведение, самообладание, сдержанность, уравновешенность и спокойствие, привычки подчинять себя требованиям общества.
Для испытуемых с низкими оценками фактора 7 возможны такие качества, как неисполнительность, недисциплинированность, неуравновешенность, импульсивность, агрессивность, жестокость.
Фактор 8 – «благородство, уважение к женщине» - имеет цель изучить отношение испытуемого к женщине, девушке, матери.
Испытуемые с высокими оценками фактора 8 могут обладать благородными чувствами к женщине, уважительным отношением к слабому полу, великодушием и деликатностью, чуткостью и терпимостью.
Для испытуемых с низкими оценками фактора 7 возможны качества: неуважение к женщине, невнимательность, циничность, грубость, лживость, вероломство.
2. Ценностный опросник Шварца.
Опросник Шварца по изучению ценностей личности представляет собой шкалу, предназначенную для изучения значимости 12 типов ценностей, он изучает ценности на уровне социального поведения личности и может быть использоваться для изучения ценностей различных социальных групп.
Шварц сгруппировал отдельные ценности в типы ценностей в соответствии с общностью их целей, обосновав это тем, что базовые человеческие ценности, с высокой вероятностью обнаруживаемые во всех культурах, ‒ это те, которые представляют универсальные потребности человеческого существа (биологические потребности, необходимость координации социального взаимодействия и требования функционирования группы).
Информация о работе Особенности нравственной сферы современной учащейся молодежи