Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 08:29, курсовая работа
Цель: изучить особенности общения подростка со сверстниками.
Объект исследования: особенности общения подростков.
Предмет исследования: дети подросткового возраста.
Введение………………………………………………………………… 3
1 Теоретические основы особенностей общения подростков со сверстниками……………………………………………………………………. 4
1.1 Понятие общения…………………………........................................ 4
1.2 Виды общения………………………………….…………………… 7
2 Особенности общения в подростковом возрасте……………………. 10
2.1 Исследование в зарубежной и отечественной психологии……….. 10
2.2 Межличностные отношения………………………………………… 12
Заключение………………………………………………………………. 19
Глоссарий ……………………………………………………………….. 20
Список использованной литературы………
Курсовая работа по дисциплине
«
Психология развития»
ТЕМА:
«ОСОБЕННОСТИ
ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКА СО
Введение…………………………………………… |
3 |
1
Теоретические основы |
4 |
1.1
Понятие общения…………………………..... |
4 |
1.2
Виды общения………………………………….………… |
7 |
2
Особенности общения в |
10 |
2.1 Исследование в зарубежной и отечественной психологии……….. | 10 |
2.2
Межличностные отношения………………… |
12 |
Заключение……………………………………… |
19 |
Глоссарий ……………………………………………………………….. | 20 |
Список использованной литературы…………………………………. | 22 |
Приложение А…………………………………………………………… | 23 |
Человек - существо социальное. Включенность личности в общественные отношения обуславливает тезис о первостепенной роли социального общения в этом процессе. В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Общение – это взаимодействие людей, в котором всегда развертывается взаимопонимание между ними, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение участвующих в общении людей по отношению друг к другу.
Актуальность выбранной темы неоспорима, особенности общения подростков со сверстниками одно из важнейших составляющих формирования личности человека.
Цель: изучить особенности общения подростка со сверстниками.
Объект исследования: особенности общения подростков.
Предмет исследования: дети подросткового возраста.
Задачи исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы; проанализировать особенности общения подростка со сверстниками.
При написании работы были использованы такие методы исследования, как изучение и анализ научной литературы.
Теоретико-
Структура работы: содержание, введение, две главы, заключение, глоссарий, список литературы, приложение.
1.1
Понятие общения
В
подавляющем числе случаев
Межличностное общение не только необходимый компонент деятельности, осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей1.
Понятие
общения, как и любое понятие
психологии, разрабатывалось многими
исследователями и имеет
Данное понятие разработано на стыке философии, социологии и социальной психологии и носит наиболее общий характер. Оно нацелено на изучение любых взаимосвязей между различными общественными субъектами, к которым относятся люди, социальные группы, социальные слои общества. На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения другому. В типичной социальной ситуации общение определяет организацию совместной деятельности людей.
В более узком психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. В психологическом словаре под редакцией А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга (см. Приложение А). Эти три характеристики содержания принято рассматривать как аспекты общения. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга как перцептивный аспект общения.
Ключевыми словами в понимании сущности общения являются следующие: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения. Наиболее точным словом для обозначения общения как социально-психологического феномена является слово контакт, то есть соприкосновение. Контакт между людьми осуществляется посредством языка и речи. Речь является основным средством общения. Она может быть рассмотрена как объективация человеческого сознания посредством знаковой системы.
Важнейшим фактором речи являются паралингвистические средства передачи информации. К ним относятся: громкость речи, темп, особенности произнесения звуков, тембр голоса, жесты, мимика, позы и т.д. Совокупность паралингвистических средств, сопровождающих общение, определяет его контекст. Паралингвистические средства могут подтверждать смысл сказанного, либо, наоборот, опровергать его. Противоречие между сказанным и выраженным через паралингвистические средства следует рассматривать как фактор неполноценного общения [4, С. 218].
Любой контакт предполагает обратную связь. Так, например, если два знакомых человека случайно встретились, то общение произошло, даже если они только поздоровались. Однако если один из них заметил другого, а тот его нет, то общение не состоялось, потому что не было контакта. Контакт может быть и на уровне только паралингвистических средств. Например, когда два незнакомых человека с интересом рассматривают друг друга.
В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.
Содержание
– это информация, которая в
межиндивидуальных контактах
Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Целью общения для человека является передача и получение объективных знаний о мире, обучению и воспитанию, согласование разумных действий в совместной деятельности, установлении и прояснении личных и деловых взаимоотношений. У человека целью общения представляют собой средства удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.
Не менее существенны отличия
средств общения. Средства
В
зависимости от содержания, цели и
средств общения можно
По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности),
- когнитивная (обмен знаниями);
-
кондиционная (обмен психическими
или физиологическими
-
мотивационные (обмен
- деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются её продуктами, которые служат средством удовлетворения их актуальных потребностей. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние2.
Мотивационное
общение имеет в своём
По
целям общение делится на биологическое
и социальное. Биологическое –
это общение, необходимое для поддержания,
сохранения и развития организма. Социальное
общение преследует цели расширения и
укрепления межличностных контактов,
установления и развития интерперсональных
отношений, личностного роста индивида.
1.2
Виды общения
Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить.
Г. М. Андреева подчеркивает, что сам термин «общение» не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину «коммуникация», но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности. Конечно, в структуре общения, которая будет рассмотрена ниже, могут быть выделены такие его стороны, которые описаны или исследованы в других системах социально-психологического знания. Однако суть проблемы, как она ставится в отечественной социальной психологии, принципиально отлична3.
В отечественной психологии, напоминает Г. М. Андреева, принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее.
Характер этой связи, согласно Г. М. Андреевой, понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека; его образа жизни (Ломов). В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения4.
Информация о работе Особенности общения подростков со сверстниками