Особенности общения подростков со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 08:29, курсовая работа

Описание

Цель: изучить особенности общения подростка со сверстниками.
Объект исследования: особенности общения подростков.
Предмет исследования: дети подросткового возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
1 Теоретические основы особенностей общения подростков со сверстниками……………………………………………………………………. 4
1.1 Понятие общения…………………………........................................ 4
1.2 Виды общения………………………………….…………………… 7
2 Особенности общения в подростковом возрасте……………………. 10
2.1 Исследование в зарубежной и отечественной психологии……….. 10
2.2 Межличностные отношения………………………………………… 12
Заключение………………………………………………………………. 19
Глоссарий ……………………………………………………………….. 20
Список использованной литературы………

Работа состоит из  1 файл

Особенности общения подростков со сверстниками.doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)

     Общение со сверстниками становится чрезвычайно  важным фактором развития личности подростка. Оно делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее. Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт социального общения, практику жизни в коллективе. А поскольку для подростка именно это и является главным на данном этапе развития, то мы вынуждены считать общение ведущим видом деятельности в этом возрасте.

     Таким образом, группа сверстников для  подростка является той непосредственной микросоциальной средой, без которой  он не может обойтись. В группе равных по социальному статусу подростки  находят эмоциональный настоящий контакт и понимание, потому что её членов волнуют одни и те же или близкие вопросы. В общении друг с другом они удовлетворяют жажду в интересующей их информации. В группе сверстников подростку представляется возможным утверждаться в своих личностных качествах, в эффективности своей деятельности, сравнивать себя, с себе подобными.

     Группа  во многом диктует подростку формы  поведения и формирует определенные позиции и отношение к себе и окружающим.

     Как показывают социометрические исследования Я.Л. Коломинского, А.В. Киричука, Х.Й. Лийметса и других педагогов и психологов, более резкой становится разница в положении «звезд» и «отвергаемых» или «изолированных». Особенно сложным кажется положение последних.

     Критерии, определяющие социометрический статус старшеклассника в его классном коллективе, сложны и многообразны. По данным Я.Л. Коломинского, на первом месте здесь стоит влияние на сверстников (значение этого качества с возрастом неуклонно увеличивается) и, как у младших подростков, физическая сила; на втором месте – нравственные качества, которые непосредственно проявляются в общении, и общественная работа; дальше идут интеллектуальные качества и хорошая учеба, трудолюбие и навыки труда, внешняя привлекательность; на последнем месте стоит стремление командовать. По данным Б.Н.Волкова, десятиклассники выше всего ценят качества личности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с товарищами (честность, готовность помочь в трудные минуты жизни), на втором месте стоят волевые качества личности, на третьем – интеллектуальные достоинства. В исследовании А.Н.Лутошкина дается иная последовательность предпочтений: интеллектуальные качества, отношение к людям (доброта, отзывчивость), моральные качества, волевые качества, деловые качества, внешние данные (внешняя привлекательность, умение следить за собой и т.д.)7.

     Противоречивость  этих данных может объясняться различием  как в методах исследования, так  и в составе испытуемых, в условиях эксперимента. С усложнением содержания совместной деятельности и структуры  коллектива групповой статус личности в большей мере определяется её деловыми и моральными качествами, включая отношения к коллективу, уровень социальной ответственности и т. д., чем общительностью. Поэтому в классах с низкой сплочённостью общительность влияет на социометрический выбор и по «деловым» критериям, тогда как в группе с высокой сплочённостью даже предпочтения в сфере личных взаимоотношений зависят также от отношения к коллективу.

     Чем бы не определялся статус подростков в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классном коллективе является одной из главных причин преждевременного ухода учащихся из школы, причём такие ребята часто попадают под дурное влияние вне школы. Это подтверждается исследованиями трудных подростков. Девять десятых обследованных М. А. Алемаскиным правонарушителей, зарегистрированных в инспекциях по делам несовершеннолетних были в своих школьных классах «изолированными»; почти все они были недовольны своим положением в классе, многие относились к одноклассникам отрицательно. Из обследованных Г. Г. Бочкарёвой 140 несовершеннолетних правонарушителей около половины относились к одноклассникам безразлично или враждебно, среди остальных школьников так ответили лишь 19%.

     Очевидно, здесь существует обратная связь. Изолированность трудного подростка в классе может быть не только причиной, но и следствием того, что он стоит в стороне от коллектива, пренебрегает его целями и нормами поведения и т. д. Тем важнее для педагога ясно видеть структуру межличностных отношений взаимоотношений в классе. К сожалению, как показывает Я. Л. Коломинский, учителям свойственна тенденция субъективно оптимизировать статусную структуру класса. А без умения объективно оценить статус ученика в системе коллективных взаимоотношений учителю значительно труднее найти индивидуальный подход к ребёнку и помочь ему выйти из трудного положения.

     Вывод: Из выше сказанного следует, что период отрочества для подростка является периодом сложных изменений, перестроения общения со взрослыми и сверстниками,  преображается и подстраивается под общество его психика, сильно изменяется его внутренний мир, он начинает осознавать что он личность, что он часть окружающего его общества. И у него есть свои права и обязанности, он так или иначе принимает ценности, и нормы поведения общества в котором он живет. Подросток приходит к целостному пониманию собственного внутреннего «Я». Отрочество благодаря потребности познать себя и стремлению открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни.

     Но  кризис отрочества обогащает подростка  знаниями и чувствами такими глубокими, о которых он даже не подозревал в детстве. Подросток через собственные  душевные муки обогащает сферу своих  чувств и мыслей, он проходит трудную школу идентификации с собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления. Всё это помогает ему отстаивать своё право быть личностью.

     Заключение

 

     Так как в подростковом возрасте общение  выдвигается на первое место, оно играет важную роль в формировании личности. Отсутствие навыков общения заставляет подростка быть угрюмым, недовольным собой. Такие подростки заметно отстают в учебе, нередко конфликтуют со взрослыми и со сверстниками. Не успешность в общении со сверстниками, родителями, педагогами часто приводит к мучительным переживаниям подростка. Для того, чтобы избежать, такого рода переживаний, необходимо, именно, в подростковом возрасте развивать коммуникативные и организаторские навыки. Так как, от общения все в большей мере зависит успешность профессиональной деятельности, активности в общественной жизни, наконец, личное счастье каждого.

     Сверстники  – значительная фигура в жизни  подростка. Изменение внутренней позиции  приводит к тому, что подростку  уже недостаточно быть просто хорошим учеником, иметь высокие показатели, получать одобрение учителя. Для подросткового возраста характерно создание собственного мнения на основе сравнения своего мнения с мнениями сверстников. Ценным для подростка является вовлеченность в сам процесс общения. Именно в нем подросток реализует себя как личность, формирует суждения о себе и окружающем мире. Следовательно, не нужно ограждать ребёнка от общения со сверстниками. Ведь только в ситуации общения появляется чувство эмоционального благополучия и устойчивости. А всё это чрезвычайно важно для их будущей жизни.

     Общение со сверстниками становится чрезвычайно  важным фактором развития личности подростка. Оно делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее. Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт социального общения, практику жизни в коллективе. А поскольку для подростка именно это и является главным на данном этапе развития, то мы вынуждены считать общение ведущим видом деятельности в этом возрасте.

     Таким образом, группа сверстников для  подростка является той непосредственной микросоциальной средой, без которой  он не может обойтись. В группе равных по социальному статусу подростки  находят эмоциональный настоящий  контакт и понимание, потому что  её членов волнуют одни и те же или близкие вопросы. В общении друг с другом они удовлетворяют жажду в интересующей их информации. В группе сверстников подростку представляется возможным утверждаться в своих личностных качествах, в эффективности своей деятельности, сравнивать себя, с себе подобными.

     Из  выше сказанного следует, что период отрочества для подростка является периодом сложных изменений, перестроения общения со взрослыми и сверстниками,  преображается и подстраивается под общество его психика, сильно изменяется его внутренний мир, он начинает осознавать что он личность, что он часть окружающего его общества. И у него есть свои права и обязанности, он так или иначе принимает ценности, и нормы поведения общества в котором он живет. Подросток приходит к целостному пониманию собственного внутреннего «Я». Отрочество благодаря потребности познать себя и стремлению открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни.

     Но  кризис отрочества обогащает подростка  знаниями и чувствами такими глубокими, о которых он даже не подозревал в детстве. Подросток через собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит трудную школу идентификации с собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления. Всё это помогает ему отстаивать своё право быть личностью.

     Глоссарий

    № п/п Понятие Определение
      1 
       
       
       

    1

     
     
     
     
    Общение
    это процесс  взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп) характеризующийся  обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности
      2

    2

     
    Содержание 
    Это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому
      3

    3

     
    Цель  общения 
    это то, ради чего у человека возникает данный вид  активности
      4

    4

     
    Средства  общения
    можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому
      5

    5

    Биологическое общение это общение, необходимое  для поддержания, сохранения и развития организма
      6

    6

     
    Социальное  общение
    Общение которое  преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида
      7

    7

    Невербальное  общение общение не предполагает использование звуковой речи, это  общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные  или телесные контакты
      8 

    8

     
    Вербальное  общение
    общение присуще  только человеку и в качестве обязательного  условия предполагает усвоение языка
      9 

    9

     
    Групповая динамика
    процесс, посредством  которого взаимодействие между конкретными  индивидуумами уменьшает напряжение каждого из них в данной ситуации или приводит их к взаимному удовлетворению
     
    10
    Межличностные взаимоотношения  это взаимная готовность партнеров к определенному типу переживаний и действий

     Список  использованных источников

    1 Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: 1996. – 376 с. – ISBN 5-86225-699-7.
    2
Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. –  М.: Норма, 1983. - 356 с. – ISBN 5-8046-0174-1.
    3
Бодалев, А.А. Психологическое  общение [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: Воронеж, 1996. – 256 с. – ISBN 5-300-14432-0.  
    4
Возрастные  и индивидуальные особенности младших  подростков [Текст]. под ред. Д.Б. Эльконина,  Т.В. Драгуновой, - М.: Просвещение, 1967. – 204 с. – ISBN 978-5-16-003556-7.
    5
Выготский, Л.С. О психологических системах [Текст] / Л.С. Выготский, собр. сочин. Т. 1. М.: Педагогика, 2003. – 244с. - ISBN 5-86225-699-7.
    6
Голубева, Э.А. Способности  и индивидуальность [Текст] / Э.А. Голубева. – М.: Норма, 2000. – 205 с. – ISBN 5-89123-345-2.
    7
Кон, И. С. «Психология старшеалассника» [Текст] / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1980. – 48 с. – ISBN 978-985-484-556-2.
    8
Кроль, В.М. Психология и педагогика [Текст] / В.М. Кроль, уч. пособ. для техн. вузов.  – М.: Высшая школа, 2001. – 319с. – ISBN 858-985-454-446-8.
    9
Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: 2004. – 256с. – ISBN 5-65781-365-4.
    10
Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Просвещение,  2003. –  117с. – ISBN 5-78923-487-2.
    11
Обозов, Н.Н. Межличностные  отношения [Текст] Н.Н. Обозов. – Л.: Интер, 1979. – 223с. – ISBN 4-21687-753-8.
    12
Психология  современного подростка [Текст] / под  ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Педагогика. – 1987. – 86с. – ISBN 978-5-16-003255-9.
    13
Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]: учебн. пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс,2007. -486с. I-SBN 978-5-222-10616-7. 

Информация о работе Особенности общения подростков со сверстниками