Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 23:53, реферат
В нашей сегодняшней совсем не спокойной жизни оказаться в экстремальной ситуации может любой человек в любой момент времени. Стихийные бедствия, катастрофы, взрывы, пожары, внезапные угрозы и многие другие явления незаметно стали частью нашей жизни, и стали оказывать заметное влияние на психику и поведение человека.
Понятие об экстремальной ситуации 3
Классификация экстремальных ситуаций (ЭС) 3
Влияние экстремальной ситуации на психическое и психофизиологическое состояние человека 5
Травматический стресс и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) 9
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) 15
Аддиктивное и суицидальное поведение как следствие экстремальной ситуации 17
Основные признаки:
Любая экстремальная ситуация (несчастный случай, аварии, войны, катастрофы, террористический акт, потеря, гибель близких) оставляет в душах людей свой след. Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования: физиологический (появление усталости, нарушения аппетита, сна, обострения хронических заболеваний и т.д.), психологический и уровень межличностного взаимодействия (появление агрессивности, обидчивости в поведении). Непосредственно после чрезвычайной ситуации оставляет после себя дезорганизацию деятельности человека, функциональные нарушения всех познавательных процессов (мышления, восприятия, памяти, речи).
В
большинстве случаев
Травматический
стресс - это переживание особого
рода, результат особого
Круг явлений, вызывающих травматические стрессовые нарушения, достаточно широк и охватывает множество ситуаций, когда возникает угроза собственной жизни или жизни близкого человека, угроза физическому здоровью или образу «Я».
Выделяют следующие типы травматических ситуаций:
1.
Краткосрочное, неожиданное
2.
Постоянное и повторяющееся
Следствием психической травмы может явиться изменение отношений к себе, к миру, в котором живет человек, к месту, которое занимает человек в этом мире. Эти изменения настолько кардинальны, что получили название «крушение базовых иллюзий» (основные базовые иллюзии: собственного бессмертия, справедливости и простоты устройства мира).
Иллюзия собственного бессмертия. Трагические события нашей жизни подрывают иллюзию собственного бессмертия, подводя нашу жизнь к хаосу, к бессмысленности: зачем строить планы, прилагать какие – то усилия для их реализации, если впереди только одно – смерть.
Иллюзия справедливости устройства мира. В ситуации травматического события человека возмущает сам факт появления зла в его нормальной жизни, он хочет получить ответ на вопрос: «Что я сделал или не сделал такого, за что на меня обрушились эти беды?»
Нарушение принципа справедливости приводит к ощущению, что мы живем в сумасшедшем доме. Как можно к такому адаптироваться? Наиболее простой способ – стать самому сумасшедшим. Можно стать на путь регресса, использовать средства, приводящие к трансовым состояниям, стать роботом, машиной, не умеющему любить и жалеть, наконец.
Крушение базовых иллюзий – болезненный трагический процесс, делающий нашу жизнь бессмысленной.
Что происходит с человеком в ситуации, когда он подвергся неожиданному нападению сам или увидел, что его близким грозит смертельная опасность, или ночью у его дома обрушились стены? Обычно, с ним происходят следующие процессы:
1. Снижение настроения, иногда до полного безразличия и суицидальных мыслей, выраженная слезливость при упоминании о потере или другая невротическая симптоматика.
2. Стрессовые воздействия могут вызывать все уровни психической дезадаптации. Начиная от сверхактивности человека, напоминающей безрезультативную суетливость и истощающую физические возможности до предела, после чего могут возникать различные расстройства желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, сексуальной сферы и т.п., и заканчивая полной апатией ко всему и глубокой депрессией.
Динамика переживания травматической ситуации включает в себя четыре этапа.
1. На первом этапе, наступающем сразу после действия травмирующего фактора, человек отказывается воспринимать случившееся. Это фаза отрицания или шока - неверие в то, что картина мира изменилась, что никогда она не будет прежней. Отрицание вплоть до формирования психотических состояний. Человек как будто бы говорит миру: «не верю», пробует строить жизнь по старым принципам. Это значит, что у человека недостаточно ресурсов для того, чтобы пережить расставание с погибшим и организовать на психическом уровне жизнь заново. Ему страшно рискнуть признать, что его жизнь разрушена, и что надо рискнуть и принять новую реальность. Он надеется на "чудесное восстановление" прежней жизни, и мало видит перспективы построить в будущем новую жизнь, отказавшись от старой.
2. Второй этап носит название "фазы агрессии и вины". Постепенно начиная переживать о случившемся, человек начинает обвинять в происшедшем тех, кто прямо или косвенно имел отношение к травматическому событию. Зачастую после этого человек обращает агрессию на самого себя и испытывает интенсивное чувство вины ("если бы я поступил иначе, этого бы не случилось"). Человек пытается таким образом найти справедливость в "несправедливом мире". "Я не хочу, чтобы было так" – этими словами можно выразить протест против реальности. Обида, вина - куда она спроецируется – на ушедшего, на себя или на мир, на докторов, на друзей - это нельзя сказать заранее.
3. Третий этап – фаза депрессии. После того, как человек осознаёт, что обстоятельства сильнее его, наступает депрессия. Она сопровождается чувствами беспомощности, брошенности, одиночества, собственной бесполезности. Человек не видит выхода из создавшегося положения, ему кажется, что боль будет усиливаться день ото дня. В этот момент теряется ощущение цели и жизнь становится бессмысленной. "Что бы я ни делал, ничего не изменишь". Часто бывает так, что в попытках обрести смысл человек начинает заниматься благотворительностью ("моя жизнь кончилась, буду жить для других"), становится религиозным до фанатичности человеком. Эти решения позволяют смягчить боль, но не избавляют от депрессии, которая становится хронической.
На этой стадии очень важна ненавязчивая поддержка близких. Однако человек, переживающий травму, редко её получает, поскольку окружающие бессознательно боятся "заразиться" его состоянием. Кроме того, человек в депрессивном настроении быстро теряет интерес к общению ("никто меня не понимает"), собеседник начинает его утомлять, и общение прерывается. Люди не знают как себя вести, и избегают общения, что усиливает чувство одиночества.
Взрывы горя, которые сменяются печалью, умиротворением. Человек проходит через контакт с пустотой, признавая свою беспомощность, бессилие что-то изменить.
4. Четвёртый этап - это фаза исцеления. Для неё характерно полное (сознательное и эмоциональное) принятие своего прошлого и обретение нового смысла жизни. "То, что случилось, действительно было, я не могу этого изменить; я могу измениться сам и продолжать жизнь, несмотря на травму". Человек оказывается способен извлечь из произошедшего полезный жизненный опыт. Происходит построение плана на будущее и новой картины мира. Построение временной перспективы: что, с какой последовательностью, для чего конкретно он будет делать. На руинах старого мира строится новый.
Другая классификация последовательных фаз или стадий в динамике состояния людей после психотравмирующих ситуаций предложена в работе Решетникова и др. (1989):
1. «Острый эмоциональный шок». Развивается вслед за состоянием оцепенения и длится от 3 до 5 ч; характеризуется общим психическим напряжением, предельной мобилизацией психофизиологических резервов, обострением восприятия и увеличением скорости мыслительных процессов, проявлениями безрассудной смелости (особенно при спасении близких) при одновременном снижении критической оценки ситуации, но сохранении способности к целесообразной деятельности. В эмоциональном состоянии в этот период преобладает чувство отчаяния, сопровождающееся ощущениями головокружения и головной боли, сердцебиением, сухостью во рту, жаждой и затрудненным дыханием. До 30% обследованных при субъективной оценке ухудшения состояния одновременно отмечают увеличение работоспособности в 1,5–2 раза и более.
2. «Психофизиологическая демобилизация». Длительность до трех суток. Для абсолютного большинства обследуемых наступление этой стадии связано с первыми контактами с теми, кто получил травмы, и с телами погибших, с пониманием масштабов трагедии («стресс осознания»). Характеризуется резким ухудшением самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций (нередко – иррациональной направленности), понижением моральной нормативности поведения, снижением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями, некоторыми изменениями функций внимания и памяти (как правило, обследованные не могут достаточно четко вспомнить, что они делали в эти дни). Большинство опрошенных жалуются в этой фазе на тошноту, «тяжесть» в голове, неприятные ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта, снижение (даже отсутствие) аппетита. К этому же периоду относятся первые отказы от выполнения спасательных и «расчистных» работ (особенно связанных с извлечением тел погибших), значительное увеличение количества ошибочных действий при управлении транспортом и специальной техникой, вплоть до создания аварийных ситуаций.
3. «Стадия разрешения» – 3–12 суток после стихийного бедствия. По данным субъективной оценки, постепенно стабилизируется настроение и самочувствие. Однако по результатам наблюдений у абсолютного большинства обследованных сохраняются пониженный эмоциональный фон, ограничение контактов с окружающими, гипомимия (маскообразность лица), снижение интонационной окраски речи, замедленность движений. К концу этого периода появляется желание «выговориться», реализуемое избирательно, направленное преимущественно на лиц, которые не были очевидцами стихийного бедствия, и сопровождающееся некоторой ажитацией. Одновременно появляются сны, отсутствовавшие в двух предшествующих фазах, в том числе тревожные и кошмарные сновидения, в различных вариантах отражающие впечатления трагических событий.
На фоне субъективных признаков некоторого улучшения состояния объективно отмечается дальнейшее снижение физиологических резервов (по типу гиперактивации). Прогрессивно нарастают явления переутомления. Средние показатели физической силы и работоспособности (в сравнении с нормативными данными для исследованной возрастной группы) снижаются на 30%, а по показателю кистевой динамометрии – на 50% (в ряде случаев – до 10–20 кг). В среднем на 30% уменьшается умственная работоспособность, появляются признаки синдрома пирамидной межполушарной асимметрии.
4. «Стадия восстановления». Начинается приблизительно с 12-го дня после катастрофы и наиболее отчетливо проявляется в поведенческих реакциях: активизируется межличностное общение, начинает нормализоваться эмоциональная окраска речи и мимических реакций, впервые после катастрофы могут быть отмечены шутки, вызывавшие эмоциональный отклик у окружающих, восстанавливаются нормальные сновидения. Учитывая зарубежный опыт, можно также предполагать у лиц, находившихся в очаге стихийного бедствия, развитие различных форм психосоматических расстройств, связанных с нарушениями деятельности желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой, иммунной и эндокринной систем. Еще одна классификация (Александровский и др., 1991) выделяет три фазы:
1. Предвоздействие, включающее в себя ощущение угрозы и беспокойства. Эта фаза обычно существует в сейсмо-опасных районах и зонах, где часты ураганы, наводнения; нередко угроза игнорируется либо не осознается.
2.
Фаза воздействия длится от
начала стихийного бедствия до
того момента, когда
3. Фаза послевоздействия, начинающаяся через несколько дней после стихийного бедствия, характеризуется продолжением спасательных работ и оценкой возникших проблем. Новые проблемы, возникающие в связи с социальной дезорганизацией, эвакуацией, разделением семей и т.п., позволяют ряду авторов считать этот период «вторым стихийным бедствием».
Информация о работе Особенности поведения людей в экстремальных ситуациях