Особенности профессионального общения юриста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание

Значение общения в жизни человека трудно переоценить. Оно является способом существования самого человека, установления, удовлетворения и регулирования основных потребностей личности, эмоций и поведения: главным каналом воздействия человека на других и наоборот. Наконец, общение — один из важнейших инструментов социализации человека.

Содержание

Введение
1.  Психологические особенности и основы эффективности профессионального общения юристов.
2. Ситуации профессионального общения юриста
3. Виды профессионального общения юриста
Выводы

Работа состоит из  1 файл

курсовик1.docx

— 49.69 Кб (Скачать документ)

Д. Гриндер и Р. Бэдлер - создатели теории нейролингвистического программирования - отмечают, что имеется три основных входных канала, через которые люди получают информацию об окружающем мире: зрение, слух и кинестатическое чувство, представляющее собой комплекс ощущений, основанных на осязании, обонянии, положении тела в пространстве и т.п.

Каждый человек имеет наиболее часто применяемую им репрезентативную систему из числа трех указанных  систем, которая может отличаться от репрезентативной системы другого  человека. Недостаточный учет ведущей  репрезентативной системы человека в процессе общения может привести к взаимному непониманию, трудностям во взаимодействии.

Второй этап профессионального  общения имеет также целью  планирования содержания и условий  предстоящего контакта. Такой план должен включать в себя следующие  параметры:

  • цель общения;
  • предполагаемые результаты;
  • место непосредственного контакта;
  • приемы и способы воздействия на партнера;
  • приемы снятия напряженности в отношениях и разрешения возникающих противоречий;
  • необходимость присутствия в процессе общения третьих лиц;
  • нормативные требования к организации общения;
  • способы фиксации, полученной информации (протоколы, стенограммы, приказы и т.п.);
  • время общения и продолжительность контакта и др.

Третий этап профессионального  общения представляет собой непосредственный контакт работника органов правопорядка с другими лицами/работниками  правоохранительных органов, подозреваемыми, свидетелями и т.д., имеющий целью  получение определенной информации и воздействие на партнера.9

Можно выделить две разновидности  профессионального общения: внутриорганизационное  общение (общение с коллегами  и руководителями органов правопорядка) и внеорганизационное профессиональное общение (общение с гражданами, правонарушителями, представителями органов власти и т. д.). Безусловно, существует специфика в этих видах общения, но есть и общие психологические закономерности.

Общение работников органов правопорядка может осложняться теми или иными  трудностями, различными факторами  деятельности. К числу основных трудностей внутриорганизационного общения следует  отнести:

  • перегруженность поручениями (в том числе и несвойственными выполняемым по должности обязанностям);
  • отсутствие четкой регламентации взаимодействия и неопределенность должностных обязанностей работников;
  • различные интересы у взаимодействующих должностных лиц;
  • недостаточная профессиональная подготовленность к совместной работе;
  • функциональная обособленность отдельных работников и подразделений.

Указанные трудности нередко ведут  к противоречиям, разногласиям и  конфликтам между взаимодействующими работниками органов правопорядка.

Специфика внеорганизационного общения сотрудников правопорядка (контакты с подозреваемыми, обвиняемыми, свидетелями, очевидцами, потерпевшими, заявителями и т. д.) проявляется в том, что оно происходит в рамках подробного нормативно-правового урегулирования и характеризуется дополнительными трудностями, связанными с преодолением внутреннего сопротивления со стороны ряда лиц, нежелания сотрудничать, неискренности и лжи и т. д. Все эти указанные обстоятельства приводят к затрудненным условиям общения и значительной психологической нагрузке работников правопорядка.

Представляют значительный научно-практический интерес способы и приемы выявления  лжи и неискренности в поведении  и речи людей, контактирующих с работником органов правопорядка. Его умения по мельчайшим штрихам речевых высказываний, оговорок, несоответствий в повествовании, а также не основе невербальных действий/жестов, взглядов, поз/собеседника определить степень искренности является залогом успешного решения служебных задач в процессе общения.

Четвертым этапом в динамике профессионального  общения является осознание работниками  органов правопорядка результатов  и последствий контактов, так  как взаимодействие невозможно без  оценки удачи или неудачи, успеха или неуспеха, без выявления факторов, которые способствуют общению или осложняют его.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СИТУАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЕЩЕНИЯ ЮРИСТА

 

Различные формы непроцессуального профессионального общения широко распространены в деятельности юриста. Нередко с них начинаются, ими заканчиваются коммуникативные процессы. Эти формы встречаются и в ходе процессуального общения, например во время допроса. Их влияние на установление и развитие психологического контакта в различных коммуникативных ситуациях исключительно велико. Рассмотрим эти ситуации более подробно.

Коммуникативная ситуация делового знакомства (первоначальный этап установления психологического контакта). По времени данная ситуация весьма непродолжительна. Но она включает в себя целый ряд очень важных подготовительных действий, направленных на взаимную демонстрацию партнерами своего социального статуса, своих социальных ролей, уважительного отношения друг к другу.

В этот короткий, но очень важный для последующего развития диалога промежуток времени происходит обмен этикетной информацией, ориентирование в партнере: оцениваются особенности его поведения, характера, самооценка, его «Я - концепция». Прогнозируется, насколько партнер заинтересован в общении, какое ролевое, позиционное общение для него наиболее предпочтительней.

Коммуникативная ситуация, обусловленная свободным рассказом посетителя. Умение слушать — важнейшее качество, свидетельствующее о коммуникативной компетентности юриста. Готовясь к приему посетителя, следует заранее создать необходимые условия, которые бы не мешали тому излагать свои мысли, не отвлекали внимание. Все постороннее, что может помешать беседе, должно быть устранено.

Выслушивая заявителя, недопустимо заниматься иными делами, даже если они и не мешают восприятию его рассказа. При необходимости прервать начатый разговор следует извиниться, еще раз продемонстрировав уважительное отношение к посетителю. Если последнему трудно справиться с волнением, можно незаметно перевести разговор на какую-либо нейтральную тему.11

Поведение юриста должно поощрять посетителя наиболее полно, объективно излагать все, что он считает нужным сообщить. Этому в значительной мере способствуют: легкие одобрительные кивки головой, доброжелательный, заинтересованный взгляд, нейтральные фразы, свидетельствующие о том, что заявителя внимательно слушают, следят за ходом его мыслей, адекватно реагируя на те или иные детали повествования. Неумение слушать (выслушивать) того, кто обратился к юристу, следует рассматривать в качестве коммуникативного барьера на пути установления психологического контакта.

Поскольку к юристам чаще всего обращаются люди, психика которых в какой-то мере травмирована, переживающие нравственные страдания, состояние психической напряженности, фрустрацию, эти посетители требуют к себе более чуткого, более внимательного отношения особенно в ситуации, когда впервые рассказывают о личностно значимых для них обстоятельствах.

Некоторые из них, будучи в состоянии эмоциональной взволнованности, испытывают острое желание выговориться. Однако, несмотря на определенную избыточность их высказываний, недопустимо демонстрировать вызванное этим раздражение, отвлекаться, перебивать их.

Поэтому в подобного рода коммуникативных ситуациях наиболее распространено так называемое нерефлексивное слушание, т.е. выслушивание посетителя без анализа (рефлексии), без вмешательства со стороны, предоставляющее ему полную возможность выговориться. От юриста же требуется всего лишь умение «внимательно молчать», сопровождаемое краткими вербальными либо невербальными (взгляд, жесты, кивки головой, мимика) сигналами. В этих целях прибегают к коротким репликам.

Коммуникативные ситуации выхода из общения (ситуации завершения диалога). Не следует недооценивать значения ситуации, завершающей служебный диалог. Во-первых, она не только закрепляет в сознании человека мнение о том, кто его принимал, но и нередко формирует его отношение к правоохранительным органам в целом. И во-вторых, ситуация выхода из общения в значительной мере влияет на последующие коммуникативные процессы, если диалог с данным лицом будет продолжен.

Как и рассмотренные выше, ситуация выхода из общения предполагает соблюдение сторонами определенных ритуальных форм речевого поведения: от стилистически нейтральных, наиболее простых формул прощания до несколько усложненных форм с высказыванием различного рода пожеланий. Нередко непосредственно самому акту прощания предшествует определенная подготовка, своеобразная переходная фаза, во время которой юрист подводит посетителя, которого он принимал, к необходимости завершать разговор, прибегая к употреблению различного рода нейтральных фраз:

  • - Очень хорошо, кажется, сегодня мы выяснили почти все вопросы...
  • - К сожалению, не могу Вас более задерживать...
  • -  Совсем забыл: я еще должен успеть сделать (то-то)...

Ситуации прощания нередко сопутствуют выражение удовлетворения по поводу состоявшегося знакомства, слова благодарности в адрес лица, выполнившего свой гражданский долг, заявившего о случаях нарушения законности и т. п.

В тех случаях, когда прогнозируется продолжение начатого диалога, ситуация прощания служит своеобразной подготовительной частью будущей встречи.

Формулы прощания употребляются самые различные, от нейтральных до выражающих то или иное отношение к посетителю. Этому в значительной степени способствуют различные визуальные, жестомимические, интонационные сигналы, сопровождающие речь. Прощание, как и приветствие, может дополняться рукопожатием, сопровождением посетителя к выходу из кабинета в знак особого к нему уважения.12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ЮРИСТА

Общение является составной частью профессиональной деятельности юриста независимо от его специализации. Если иметь в виду правоохранительную деятельность, то об общении можно говорить не только как о ее структурном компоненте (подструктуре), но в ряде, случаев и как об особом, самостоятельном виде, профессиональной деятельности, например, когда речь идет о допросе, судебном рассмотрении дела и т. п.

И наконец, говоря о профессиональном общении юристов, необходимо подчеркнуть  еще одну важную особенность: оно  нередко протекает в особом процессуальном режиме с соблюдением определенных, строго очерченных форм коммуникации, таких, например, как: прием заявлений  у граждан; допрос в ходе предварительного следствия; допрос в суде при рассмотрении уголовных дел, допрос и получение  соответствующих объяснений у лиц, участвующих в гражданском судопроизводстве; судебные прения сторон, обмен репликами, произнесение последнего слова подсудим; судебные прения, обмен репликами сторон в судебном заседании при рассмотрении гражданско-правовых споров.

Особый вид и режим  процесса профессиональной коммуникации предусмотрены законодателем и  при вынесении приговора по уголовным  делам, в ходе принятия решек гражданско-правовым спорам.

Таким образом, начало, ход  и развитие указанных коммуникативных  форм в уголовном и гражданском  процессе определяются правовыми (процессуальными) нормами, предписывающими обязательное соблюдение установленных законодателем  формул общения, процессуальный порядок  речевого взаимодействия сторон.13

Процедура процессуально  регламентированного общения, его  формализованный, своего рода ритуальный характер применительно личным коммуникативным  ситуациям, обязательные условия, при  которых такое профессиональное общение может осуществляться (гласность, непосредственность, устность, непрерывность), никем не могут быть нарушены. Эти процедуры детально описаны в законе, начиная с оснований, без которых не может состояться сам акт общения, и кончая процессуальными формальностями, завершающими диалог сторон с его особым порядком протоколирования, которое отражает не только содержание, но и весь ход общения, соблюдение сопутствующих ему различных формальностей процессуального характера, игнорирование которых может послужить основанием для признания недействительными результатов, полученных в ходе общения, и даже повлечь правовые санкции к тем, кто нарушил предусмотренный порядок общения, произвольно упростил его и т. п.

Юрист как субъект общественных отношений, всевозможных личностных контактов  активно участвует в различных  видах делового (профессионального) общения. Ему постоянно приходится вступать в контакты с различными должностными лицами, с руководителями местных органов власти, с представителями  предприятий, учреждений. Общение со многими из них в определенной мере опосредованно влиянием на принятие решений организационного, процессуального  характера и в целом на всю  его деятельность.

Поэтому, говоря о профессиональном общении юриста, необходимо учитывать  не только его процессуальные (допрос, очная ставка и т.д.), но и непроцессуальные формы, в основе которых лежат принятые в обществе, в той или иной социальной среде правила речевого поведения, устойчивые этикетные формулы обращения, отражающие внешние проявления отношения любого человека к окружающим его людям, к различным социальным ценностям. В контексте подобных весьма распространенных случаев общения следует говорить о непроцессуальном общении юриста.

В социальной психологии в  структуре общения выделяются три  его непременные составные части:

Информация о работе Особенности профессионального общения юриста