Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 00:20, курсовая работа
Актуальность темы «Особенности психологического воздействия на людей в процессе политических и избирательных кампаний», обусловленная расширением диапазона влияния на человеческое сознание в политической сфере, а также совершенствованием и увеличением количества средств манипулятивных технологий.
Отдельные аспекты психологического воздействия в избирательных технологиях освещались в трудах отечественных ученых В. Бебик, М. Вария, Д. Выдрина, Н. Головатого, В. Королька, А. Покальчука, В. Полторак, Г. Почепцова, А. Пойченко, Томенко и др. Непосредственно психологическим технологиям в избирательной кампании посвящают свои труды преимущественно зарубежные исследователи - С. Кара-Мурза, С. Фаер, А. Цуладзе, С. Московичи, В. Паретто и другие.
Объект: изменения в сознании избирателей в результате воздействия.
Предмет: способы влияния на сознание электората со стороны политическим силам.
Цель исследования: теоретически обосновать феномен воздействия на индивидуальное и коллективное сознание во время политических и избирательных кампаний; эмпирически исследовать применение технологий воздействия на примерах предвыборных кампаний; разработать рекомендации для людей по предотвращению изменения выбора под воздействием различных манипулятивных технологий.
Инструментарний арсенал избирательных кампании постоянно обогащается. А методы и техники, используемых в них, по своей сложности и скоординированностью приближаются к психологических операций. Распространенными избирательными технологиями, которые используются в последнее время во всем мире, стали технологии манипулирования массовым сознанием. В Украину также наблюдается переход от традиционных избирательным технологиям в более изощренных - микротехнологий, использующих психологическое воздействие на сознание избирателей. "Каждый кандидат старается" вложить "в сознание электората только ему выгодные идеи, взгляды, ценности, убеждения и т.п. Это трудно сделать, потому , как правило, поле избирательной борьбы настолько насыщен информацией, различной по содержанию и характеру, что на сознательном уровне она уже воспринимается с малой эффективностью "[4]. Это побуждает политтехнологов прибегать к воздействию на подсознание, а для этого необходимо обладать соответствующими механизмами.
Нами были выдвинуть гипотезы: 1. о том что различные технологии воздействия на сознание является непременной составляющей современной политической жизни во время проведения избирательных кампаний в Украине 2. о том что существуют методы и средства защиты как коллективной, так и индивидуального сознания от таких воздействий; 3. о том что одним из решающих факторов выбора электората есть высокая мотивированность политика.
Задачи исследования: провести теоретический анализ работ, составляющих ключевую базу нашего исследования, провести эмпирические исследования материалов предвыборных кампаний и политической рекламы; исследовать связь между появлением тех или иных средств воздействия и изменением мнения избирателей; дать рекомендации по «психологической обороны».
Методы научного исследования Практическая часть работа проводилась с помощью методов : познавательный - качественное метод обработки данных, методы анализа текстов политические деятели - контент-анализ, нарративный анализ, ролевой анализ, психологический анализ.
Экспериментальная база:
материалы избирательной кампании 2009г. Ю. В. Тимошенко - украинская политика, бывшего премьер-министра Украины, бывшего председателя блока «БЮТ».
ведение ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...... ... ... ... ... ... ... +3
1. Психологическое воздействие на избирателей - виды, приема, ход ... ... ... 5
1.1 Психологические особенности политических технологий ... ... ... ... ... ... ... 5
1.2 Информационно-психологическое воздействие в психологических процессах ... ... 7
1.3 Методы и приемы воздействия ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... .... 10
1.4 Механизмы психологической защиты от манипулятивного влияния на сознание ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...... ... ... ... ... ... ... .24
2. Анализ средствам психологического воздействия, использованных в материалах избирательной компании Ю. В. Тимошенко ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...26
Вывод ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...... ... ... ... ... ... ... ... .. 29
Использованная литература ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ..... 30
Приложение 1 ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... .... 32
Приложение 2 ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... .35