Особенности развития аутичного ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 12:29, курсовая работа

Описание

Цель: подбор методов психологической помощи для аутичных детей.
Задачи исследования:
1. Ознакомиться и сравнить теории аутизма;
2. Выявить критерии аутизма;
3. Изучить формы проявления детского аутизма;
4. Раскрыть причины и факторы, способствующие возникновению аутизма;
5. Проанализировать методы психологической помощи аутичным детям.

Работа состоит из  1 файл

мой курсовик 4 курс!!!!!!.docx

— 78.20 Кб (Скачать документ)

- используют механические, словно у робота, обороты речи.

Даже у «нормальных» детей  подобные черты поведения могут  проявляться - но лишь время от времени. Напротив, симптомы аутизма или синдрома Аспергера устойчивы и истощают психику ребенка.

Каждодневная жизнь аутичных детей и тех, кто о них заботится, очень тяжела. Но информация об аутизме и о том, как лучше помогать подобным семьям, появляется все больше и больше. И, возможно, самой значительной отправной точкой стало признание того факта, что родители не ответственны за недуг своих детей. [2, С.11]

Заключение

В заключение необходимо подчеркнуть, что на долю родителей выпадает наиболее трудная роль по развитию и подготовке аутичного ребенка к жизни. Успех социальной адаптации аутичного ребенка, занимающегося в коррекционной группе либо другом специальном учреждении или на дому, тесно связан с возможностью координации действий родителей, врача, психолога и педагога.

Не каждого аутичного ребенка можно вывести на уровень массовой или вспомогательной школы. Но и в случаях, когда он остается в пределах дома, труд специалистов работающих с ним и родителей будет вознагражден тем, что ребенок станет ровнее в поведении, более управляем; у него разовьется интерес к какой-либо деятельности, которая заменит бесцельное времяпрепровождение и сделает его поведение более целенаправленным, эмоционально насыщенным и контактным.

В настоящее время в  России испытывается острый недостаток практических разработок по социально-бытовой  реабилитации, которые позволили  бы детям и подросткам с аутизмом адаптироваться в повседневной жизни. За рубежом наибольших успехов в  области социально-бытовой реабилитации детей с аутизмом достигли сторонники поведенческой терапии, усилия которых  направлены на формирование независимости  и самостоятельности ребенка  в его повседневном поведении. Можно  выделить два крупных направления  в рамках поведенческой терапии: оперантное обучение и обучение по программе ТЕАССН. В основе Оперантного обучения лежат исследования бихевиористов, направлено на тренинг социально-бытового поведения через отработку отдельных операций с их последующим объединением (I.Lovaas, 1981). Обучение по программе ТЕАССН (Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children - Лечение и обучение детей, страдающих аутизмом и нарушениями общения) направлено на облегчение социально-бытовой адаптации аутичного человека с помощью зрительной организации внешней среды. Наиболее эффективной для работы с аутичными детьми в настоящее время является метод холдинг терапии. Основной функцией холдинг терапии, обуславливающей ее эффективность в работе с семьей, воспитывающей ребенка с аутизмом, является актуализация ранней привязанности «мать-дитя», которая обеспечивает развитие ребенка в норме, и которая не формируется в достаточной степени между аутичным ребенком и его матерью. Данный вывод сделан на основании анализа данных этологического направления в психологии и коррекционной практики, ориентированной на формирование аффективной сферы аутичного ребенка. Действенность холдинг терапии обусловлена тем, что она активирует 3 уровня аффективного развития: актуализирует младенческие аффективные стереотипы, отрабатывает психологический механизм экспансии («качели»), связанный с переживанием опасности, и провоцирует более глубокий эмоциональный контакт ребенка с матерью.

Хочется также отметить, что  в настоящее время информированность  общества про детский аутизм очень  низка. Конечно, люди, специализирующиеся на них обладают достаточной информацией, но большинство людей мало или  совсем ничего не знают про это заболевание. Нужно информировать общество, ведь согласно современным данным, каждый пятисотый ребенок страдает аутизмом, а это немаленькие цифры.

Список использованной литературы

  1. Аршатская О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме // Дефектология. - 2005. - №2. - С.46-56.

2. Владимирова Н. Не  от мира сего? // Семья и школа. - 2003. - №9. - С.10-11.

  1. Гиндикин В.Я. Ранняя диагностика психических заболеваний. Киев, 1989

 

3. Додзина О.Б. Психологические характеристики речевого развития детей с аутизмом // Дефектология. - 2004. - №6. - С.44-52.

4. Иванова Н.Н. Как узнать  аутизм? // Дефектология. - 2002. - №2. - С.27-32.

5. Красноперева М.Г. Предпосылки аутизма // Психиатрия. - 2003. - №5. - С.24-35.

6. Красноперова М.Г. Причины  аутизма // «Психиатрия». - 2004. - №1. - С.55-63.

7. Манелис Н.Г. Ранний детский аутизм. Психологические и нейропсихологические механизмы // Школа здоровья. - 1999. - №2. - С.6-21.

8. Пласкунова Э.В. Возможности адаптивного физического воспитания в формировании двигательных функций у детей с синдромом раннего детского аутизма // Школа здоровья. - 2004. - №1. - С.57-62.

9. Сарафанова И. Консультации специалистов Института коррекционной педагогики РАО // Московский психотерапевтический журнал. - 2004. - №1. - С.150-164.

10. Хаустов А.В. Исследование  коммуникативных навыков у детей  с синдромом раннего детского  аутизма // Дефектология. - 2004. - №4. - С.69-74.

11. Справочник по психологии  и психиатрии детского и подросткового  возраста / Циркин С.Ю. - 2002. - С.185, 323-324, 446.

12. Феррари П. Детский  аутизм; пер. с фр. О. Власовой. - М.: РОО “Образование и здоровье”, 2006.-127с. ISBN 5-9900666-1-9.

13. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 192 с.

14. Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика. - Донецк, 1999.

15. Янушко Е.А.Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. - М.: Теревинф, 2004

16. Щипицина Л.М. Детский аутизм. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений. - СПб.: “Дидактика Плюс”, - 2001. - 368с. ISBN 5-89239-028-4

17. Башина В.М. Аутизм в детстве. - М.:Медицина, 1999.- 240с. ISBN 5-225-04534-0.

18. Юханнсон И. Особое детство/пер. со швед. О. Б. Рожанской. - М.: Центр лечебной педагогики,2001.-168с. ISBN 5-88707-023-4

19. Буянов М. И. Аутизм. М.: Российское общество медиков-литераторов. 2001. - 88с. ISBN 5-7712-0126-Х

20. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути Помощи. -М.: Теревинф, 2005.-288с. ISBN 5-901599-16-0

21. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. - СПб.: Речь,2007.- 288с.

  1. Гурьева В.А., Семке В.Я, Гиндикин В.Я. Психопатология детского возраста
  2. Гурьева В. Психогенные расстройства у детей и подростков. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1996

 

Библиография:

  1. Детская и подростковая психиатрия/ Пер. с нем. Т.Н. Дмитриевой. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001
  2. Детская патопсихология: Хрестоматия/ Сост. Н.Л. Белопольская. – М.: Когито-Центр, 2000
  3. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО Пресс, 2001
  4. Джемс У. Психология. – М.: Педагогика, 1991
  5. Жмуров В.А. Психопатология. – Иркутск, 1994 – С. 165 -203. – Т. 2
  6. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: “Издательство союз”, “Лениздат”. – 2000
  7. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: “Издательство союз”, 2000
  8. Игумнов С.А. Основы психотерапии детей и подростков: Справ.пособие/ Под ред. В.Т. Кондрашенко. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001
  9. Изард К. Эмоции человека. –М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980
  10. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001
  11. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986
  12. Общая психодиагностика/ Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1987
  13. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский дом “БАХРАХ”, 1998.
  14. Прихожан А.М. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления// Диагностическая и коррекционная работа шкльного психолога. – М.:, 1987
  15. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога. М., 1990
  16. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков:психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный интситут; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2000
  17. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и Общая ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002
  18. Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ./Общ.ред. А.С. Спиваковской. – М.:Прогресс, 1987
  19. Романова Е.С. Графическиметоды в практической психологии. – СПб.: Речь, 2001
  20. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001
  21. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т.2, М., 1959
  22. Тревога и тревожность/ Сост. и общая редакция В.М. Астапова. – СПб.: Питер, 2001
  23. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции.- М.: Наука, 1989
  24. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: пер. с англ.. – М., Изд. группа “Прогресс” -- “Универс”, 1993

Информация о работе Особенности развития аутичного ребенка