Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 01:33, контрольная работа
Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio - построение.
Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).
Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Мотивация может также идентифицироваться по специфическим предшествующим событиям, а не только по результатам деятельности или исходам поведения. Предшествующие события приводят к различным видам мотивационных состояний и очень часто поведение индивидуума различается соответственно тому, какие специфические предыдущие события имели место.
Мотивация различается не только по виду, но и по силе. В целом в науке признается, что мотивация возбуждает или снабжает энергией, однако существующие теории различаются трактовкой того, как мотивация активизирует поведение.
Выделяют классификацию потребностей: 1) первичные, витальные (врожденные, биологические) потребности: в пище, воде, сне, отдыхе, потребность в самозащите, родительские, сексуальные потребности. Эти естественные потребности имеют общественно-личный характер, что находит свое выражение в том, что даже для удовлетворения узколичных потребностей (в пище) используются результаты общественного труда и применяются исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приемы, т. е. все потребности социальны по способу удовлетворения; 2) культурные, приобретенные потребности имеют общественный характер по природе своего происхождения, они формируются под влиянием воспитания в обществе. Среди культурных потребностей выделяют материальные и духовные потребности. К духовным относят потребность в общении, потребность в эмоциональном тепле, уважении, познавательные потребности, потребность в деятельности, эстетические потребности, потребность осознать смысл своей жизни. Даже не найдя ответа на этот вопрос, люди своей деятельностью доказывают, что имеют определенные цели, которым посвящается порою вся их жизнь. Цели бывают очень разные: открытие научной истины, служение искусству, воспитание детей. Но иногда это лишь стремление сделать карьеру, заполучить определенные материальные блага.
Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, т. е. человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относят: влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния.
Таким образом, мотивы поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив - почему он к этому стремится.
Соподчинение мотивов
Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.
Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности ребенка.
Соподчинение мотивов, по определению Леонтьева, есть результат столкновения непосредственных желаний ребенка с прямым или косвенным требованием взрослых действовать по заданному образцу. И то, что именуется произвольностью поведения, есть подчинение своих поступков образцу, а возникновение первых морально-этических представлений есть процесс усвоения образцов поведения, связанных с их оценкой со стороны взрослых. В ходе формирования произвольности у дошкольника возникает новый тип поведения, который условно может быть назван личностным, т.е. таким, который опосредуется ориентирующими образцами, содержанием которых являются общественные функции взрослых, их отношений к предметам и друг к другу.
Умение соподчинять мотивы выявляется
в ситуациях выбора и там, где непосредственные
желания ребенка сдерживаются различными
ограничителями, например запретом взрослых,
наказанием/поощрением, собственным контролем
(произвольностью). Н. М. Матюшина обнаружила,
что, чем старше дошкольник, тем больше
он ориентируется на собственный приказ-ограничитель. Для
детей 3-5 лет мотив поощрения/взыскания
является наиболее сильным, хотя некоторые
из них могут следовать слову, данному
взрослому. Мотивы морального порядка
уже влияют на исход борьбы мотивов, но
они гораздо слабее мотивов поощрения
и порицания. В экспериментах детям предлагалось
в течение определенного времени не смотреть
на привлекательный предмет. В 1-й серии
в качестве мотива-ограничителя выступал запрет
взрослого, во 2-й — получение награды, в
3-й — наказание в виде исключения из игры,
в 4-й — собственное обещание ребенка. Дети
5-7 лет продемонстрировали преобладание
обдуманных действий над импульсивными
— подчинение мотивам морального характера.
Литература :
1.Гаврилушкина О.П. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СНИЖЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ // Дефектология. - 1987. - № 5. - С.48-53.
3. Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 1983
4. Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. - Минск, 1988
5. Каплан Л. И. Посеешь привычку
- пожнешь характер.- М.,
1980
6. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М., 1990
7.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998.
8.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
9. Абраменкова, В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе// Вопросы психологии.- 1987.- №5.
10. Белопольская. Н.Л. Половозрастная идентификация: методические исследования дет-
ского самосознания. – М: Когнито-Центр, 2001. – 24 с.