Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:56, курсовая работа
Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что его проявления- одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте.
Наиболее полное определение гиперактивности дает Монина Г.Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания: «Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития.
Введение
Глава 1. Понятие синдром гиперактивности и дефицита внимания в дошкольном возрасте
1.1 Обоснование понятия и теоретические подходы к проблеме СДВГ в отечественной и зарубежной науке
1.2 Проявления синдрома гиперактивности и дефицита внимания
1.3 Этиология развития СДВГ. Клинические признаки СДВГ
Глава 2. Особенности проявления СДВГ в детском возрасте
2.1 Психологические, поведенческие и эмоциональные характеристики дошкольников с СДВГ
2.2 Особенности коррекции детей с синдромом СДВГ
Заключение
Список литературы
Приложение
Положительный эффект физических упражнений, особенно на сердечнососудистую и дыхательную системы организма [3].
Мышечная система отвечает увеличением работающих капилляров, при этом увеличивается снабжение тканей кислородом, в результате чего улучшается обмен веществ между мышечными клетками и капиллярами.
33
Молочная кислота легко удаляется, поэтому предотвращается мышечная усталость [3]. Подробнее
Психотерапия
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью - это заболевание не только ребёнка, но и взрослых, прежде всего матери, которая наиболее часто с ним контактирует [7].
Врачами давно подмечено, что мать такого ребёнка излишне раздражительна, импульсивна, у неё часто снижено настроение. Для доказательства того, что это не просто совпадение, а закономерность, были проведены специальные исследования, результаты которых были опубликованы в 1995 г. в журнале «Семейная медицина». Оказалось, что частота так называемой большой и малой депрессии встречается среди обычных матерей в 4-6% и 6 - 14% случаев соответственно, а среди матерей, имевших гиперактивных детей, - в 18 и 20% случаев соответственно. На основании этих данных учёные сделали вывод, что матери гиперактивных детей обязательно должны проходить психологическое обследование [7].
Часто у матерей, имеющих детей с синдромом, наблюдается астеноневротическое состояние, требующее психотерапевтического лечения [23]. Подробнее в приложении №4.
33
Заключение
Проблема распространенности синдрома дефицита внимания с гиперактивностью актуальна не только потому, что является одной из современных характеристик состояния здоровья детского организма. Это важнейшая психологическая проблема цивилизованного мира, доказательством чему является то, что:
во-первых, дети с синдромом плохо усваивают школьную программу;
во-вторых, они не подчиняются общепринятым правилам поведения и часто становятся на преступный путь. Более 80% криминального контингента составляют лица с СДВГ;
в-третьих, с ними в 3 раза чаше происходят различные несчастные случаи, в частности, они в 7 раз чаше попадают в автокатастрофы;
в-четвертых, вероятность стать наркоманом или алкоголиком у этих детей в 5-6 раз выше, чем у детей с нормальным онтогенезом;
в-пятых, нарушениями внимания страдают от 5% до 30% всех детей, т.е. в каждом детском коллективе 2-3 человека - дети с нарушениями внимания и гиперактивностью.
Знание специфических особенностей психического развития детей с СДВГ позволяет разработать модель коррекционной помощи таким детям, т. к. дошкольный возраст - важный период развития личности ребенка, когда компенсаторные возможности мозга велики, что позволяет предотвратить формирование стойких патологических проявлений. Этот период важен в плане предупреждения развития нарушений поведения, а также дезадаптационного школьного синдрома. В связи с этим поиск критериев диагностики и коррекции СДВГ в дошкольном возрасте крайне важен для своевременного выявления и коррекции отклонений, стимуляции развития незрелых высших мозговых функций. В то же время основная масса работ касается изучения детей дошкольного возраста, когда на первый план выступают трудности обучения и поведения. Ввиду этого, важное практическое значение сегодня приобретают вопросы организации психологической и медицинской помощи семьям детей с СДВГ, ориентированной на ранний и дошкольный возраст.
Синдром СДВГ исследуется различными авторами, такими как Брязгунов И.П., Заваденко Н.Н. , Дробинская А.О., Лютова Е.К., Монина Г.Б., Никанорова М.Ю. , Политика О.И., Сиротюк А.Л. и многие другие, но нет единого понятия СДВГ, хотя наиболее приемлемой является точка зрения Мониной Г.Н.
В детском возрасте СДВГ проявляется особо ярко, разглядеть этот синдром в ребенке можно по его поведению, причем с самого рождения. Новорожденные с синдромом дефицита внимания и гиперактивности очень беспокойные дети, они постоянно в движении и их не возможно туго пеленать, они часто и громка плачут, подрастая они очень любознательны, за такими детьми нужен «глаз да глаз», они везде лазят, все разбирают, изучают, бегают, прыгают- такие дети очень сильно выматывают маму за день, они постоянно просят, что бы с ними играли, бегали и прыгали. Они не могут сидеть на месте не минуты, их постоянно нужно чем то увлекать, что бы заострить их внимание на нужной деятельности. Такие дети по интеллектуальному уровню не чем не отличаются от обычных детей, но в силу их повышенной активности у них возникают трудности с учебой и с коллективом в котором они существуют.
Таким детям необходима коррекция поведения, что поможет им адаптироваться в обществе и научит их конструктивно взаимодействовать с социальным окружением. Коррекционных методов очень много от установления нормированного режима дня, до психотерапевтического и медикаментозного вмешательства. В зависимости от сложности ситуации, но чаще всего достаточно поведенческой коррекции через совместную работу педагога, родителей и психолога школы. Можно выделить следующие методы: поведенческая психотерапия, специальное обучение, двигательная активность, игровые упражнения по контролю движений ребенка, аутотренинга для релаксации и контроля над эмоциями ребенка и т.д.
33
Список литературы
1. Бадалян Л.О. Невропатология/Л.О.Бадалян.-М.
2. Бардиер Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей/И.Ромозан , Т.Чередникова.- СПб.: Стройлеспечать, 1996. -91 с.
3. Брязгунов И.П. Современные представления о легкой дисфункции мозга у детей (вопросы клиники, этиологии, патогенеза и лечения)/ Е.И. Знаменская //Медицинский реферативный журнал. - 1980. - №4. - 87 с.
4. Брязгунов И.П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях/ Е.В .Касатикова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 96 с.
5. Брязгунов И. Я. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза)/ В.Р. Кучма. - М.: 1994. - 49 с.
6. Григоренко Е.Л. Генетические факторы, влияющие на развитие девиантных форм детского поведения/ Е.Л. Григоренко // Дефектология.-1996. - №3. - 96 с.
7. Добсон Дж. Непослушный ребенок. Практическое руководство для родителей/Дж. Добсон - М.: Пенаты, 1992. - 52 с.
8. Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания/А.О.Дробинская // Дефектология - 1999. - №1. - 86 с.
9. Журба Л.Т. Минимальная мозговая дисфункция у детей. Научный обзор/ Е.М. Мастюкова .- М.: ВНИНМИ, 1980. - 50 с.
10. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте/ Н.Н. Заваденко М.: Академия, 2005. - 256 с.
11. Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания/ Н.Н. Заваденко // Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». Выпуск 5. М.: Школа-Пресс, 2000. - 112 с.
12. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция/ В.П. Кащенко.-М.: 1985. - 32 с.
13. Лютова Е.К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми/ Г.Б. Монина.-СПб.: Генезис,2006.-192с.
14. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция/ Е.М Мастюкова.-М.: 1992. –94 с.
15. Монина Г.Н. Работа с детьми, имеющими СГДВ/Г.Н.Монина.-М.:1987.-98 с.
16. Никанорова М.Ю. Синдром дефицита внимания и гиперактивности/М.Ю. Никанорова// Российский вестник перинатологии и педиатрии.-2000.- №3.-48 с.
17. Политика О. И. Дет с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью/О.И. Политика.-СПб.: Речь, 2005. - 208 с.
18. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам / А.Л.Сиротюк.-М.: ГЦ Сфера, 2003 -125 с.
19. Семаго //Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога/ М.М.Семаго.- М.: АРКТИ, 2000. - 208 с.
20. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте/ 3. Тржесоглава- М.: Медицина, 1986. - 159 с.
21. Халецкая О.В.Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте/ В.Д. Трошин - Нижний Новгород.: 1995. - 129 с.
22. Шевченко Ю. С Онтогенетически - ориентированная психотерапия (методика ИНТЭКС):Практ.Пособ/В.П. Добридень.-М.Российское психологическое общество, 1998. - 157 с.
23. Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом/Ю.С. Шевченко - М.:Сфера,1997. - 58 с.
24. Яременко Б.Р. Дисфункции головного мозга у детей/А.Б.Яременко, Т.Б.
25. Горяинова. - СПб.: Салит - Медкнига, 2002. - 128 с.
33
Приложение
Приложение №1
Необходимо помнить, что негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенности их нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, нелегко отвечают на малейшую похвалу. Хотя способы вознаграждения и поощрения ребёнка надо постоянно менять [12].
Домашняя программа вознаграждения и поощрения включает следующие моменты:
1. Каждый день перед ребёнком ставится определённая цель, которую он должен достичь.
2. Усилия ребёнка при достижении этой цели всячески поощряются.
3. В конце дня поведение ребёнка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами.
4. Родители периодически сообщают лечащему врачу об изменениях в поведении ребёнка.
При достижении значительного улучшения в поведении ребёнок получает давно обещанное вознаграждение.
Примерами поставленных целей для ребёнка могут быть: хорошее выполнение домашних заданий, помощь более слабому однокласснику в приготовлении уроков, примерное поведение, уборка в своей комнате, приготовление обеда, покупки и другие [7].
В разговоре с ребёнком и особенно, когда вы даёте ему задания, избегайте директивных указаний, поверните ситуацию таким образом, чтобы ребёнок почувствовал: он сделает полезное дело для всей семьи, ему всецело доверяют, на него надеются. При общении с сыном или дочерью избегайте постоянных одёргиваний типа «сиди спокойно» или «не болтай, когда я с тобой разговариваю» и другие неприятные для него вещи [7].
Несколько примеров поощрений и вознаграждений: разрешите ребёнку посмотреть телевизор вечером на полчаса дольше положенного времени, угостите специальным десертом, дайте возможность поучаствовать в играх вместе со взрослыми (лото, шахматы), позвольте лишний раз сходить на дискотеку, купите ту вещь, о которой он давно мечтает[7].
Если ребёнок в течение недели ведёт себя примерно, в конце недели он должен получить дополнительное вознаграждение. Это может быть какая-то поездка вместе с родителями за город, экскурсия в зоопарк, в театр и другие [7].
Приведённый вариант поведенческого тренинга является идеальным и не всегда его использование возможно у нас в настоящее время. Но родители и учителя могут использовать отдельные элементы этой программы, взяв её основную идею: поощрение ребёнка за выполнение поставленных целей. Причём не имеет значения, в каком виде это будет представлено: материальное вознаграждение или просто ободряющая улыбка, ласковое слово, повышенное внимание к ребёнку, физический контакт (поглаживание).
При неудовлетворительном поведении рекомендуется лёгкое наказание, которое должно быть немедленным и неизбежным. Это может быть просто словесное неодобрение, временная изоляция от других детей, лишение «привилегий» [7].
Родителям рекомендуется написать список того, чего они ожидают от ребёнка в плане поведения. Этот список в доступной манере объясняется ребёнку. После этого всё написанное неукоснительно соблюдается, и ребёнок поощряется за успех в его выполнении. От физического наказания необходимо воздерживаться [11].
Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка
В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:
1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании;
помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;
контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой -завышенных требований к ребенку;
реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и
т.д.);
повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
2. Изменение психологического микроклимата в семье:
уделяйте ребенку достаточно внимания;
проводите досуг всей семьей;
не допускайте ссор в присутствии ребенка.
3. Организация режима дня и места для занятий:
установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;