Особенности творческого мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 17:39, реферат

Описание

Вопросы творчества, творческой личности и творческих особенностей рассматриваются самыми различными отраслями психологической науки и являются чрезвычайно значимыми. Но что такое это нестандартное мышление? Почему большая часть людей довольствуется обычными для своего времени и окружения решениями, а другие предлагают совершенно новые, необычные идеи? Изучению вопроса исследования особенностей творческого мышления посвящена данная работа. Важность психологического изучения мышления состоит еще и в том, что мыслительное освоение проблемной ситуации осуществляется не только сознательным уровнем психики, но психикой в целом, включая подсознательную и бессознательную ее подсистемы. Таким образом, тема работы является актуальной.

Содержание

Введение………………………………………………………….…...3
Определение мышления и творчества………………………………4
Особенности творческого мышления……………………………….6
Развитие творческого мышления………………………………..…10
Заключение…………………………………………………………..14
Список использованной литературы……………………………….15

Работа состоит из  1 файл

Философия. Панасенко К.С. 02-11-М(И5) контрольная - копия.docx

— 47.88 Кб (Скачать документ)

 

Автономная некоммерческая организация  высшего профессионального образования

«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»


 

Факультет дистанционных образовательных технологий

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу: «ФИЛОСОФИЯ»

 

Вариант № 16

 

Выполнил:

 
   

Группа:

 
 

Контактная  информация:

 
 

Проверил:

 

ФИО преподавателя

Дата:

 

Оценка:

 

Примечания:

 
 
 
 

 

2013 г.

Содержание

 

Введение………………………………………………………….…...3

    1. Определение мышления и творчества………………………………4
    2. Особенности творческого мышления……………………………….6
    3. Развитие творческого мышления………………………………..…10

Заключение…………………………………………………………..14

Список использованной литературы……………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

История и даже обыденный  опыт дает нам множество примеров того, что всякий человек мыслит по-своему. У каждой личности свои мыслительные привычки, обычные умственные ходы, к которым она, размышляя, прибегает. И это не только касается отдельных  людей, но и народы, государства, целые  эпохи. И в каждом кругу людей, в каждой эпохе находятся примеры  людей, которые мыслят иначе, чем  остальные, умеют взглянуть на действительность под иным углом зрения. Нестандартность  мышления лежит в основе почти  всех изобретений, научных открытий, она во все времена приводила  к рождению идей, двигающих человечество вперед.

 Вопросы творчества, творческой  личности и творческих особенностей  рассматриваются самыми различными  отраслями психологической науки  и являются чрезвычайно значимыми.  Но что такое это нестандартное  мышление? Почему большая часть людей довольствуется обычными для своего времени и окружения решениями, а другие предлагают совершенно новые, необычные идеи? Изучению вопроса исследования особенностей творческого мышления посвящена данная работа. Важность психологического изучения мышления состоит еще и в том, что мыслительное освоение проблемной ситуации осуществляется не только сознательным уровнем психики, но психикой в целом, включая подсознательную и бессознательную ее подсистемы. Таким образом, тема работы является актуальной.

 

 

 

 

 

 

  1. Определение мышления и творчества.

 Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности. Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:

 Мышление всегда имеет  опосредованный характер. Устанавливая  связи и отношения между предметами  и явлениями объективного мира, человек опирается не только  на непосредственные ощущения  и восприятия, но и обязательно  на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.

 Опосредованное познание  основано па наличии объективных  отношений и закономерных связей  между предметами и явлениями  и осознании, понимании, знании  человеком этих связей. Эти связи  обычно скрыты, их нельзя воспринимать  непосредственно. Для того чтобы  выявить их, человек прибегает  к мыслительным операциям —  сравнивает, сопоставляет факты,  анализирует их, обобщает, делает  умозаключения, выводы. Таким образом,  мышление всегда есть познание (отражение) отношений и закономерных  связей между предметами и явлениями окружающего мира.

 Мышление есть обобщенное  познание действительности, процесс  познания общих и существенных  свойств предметов и явлений. Обобщённость выражается в том, что как материалом, так и продуктом мышления выступают общие (абстрактные) формы знания – закономерности, принципы, теоремы, правила. С помощью мышления человек познает, например, общие и существенные свойства металлов, общие свойства газов в отличие от общих свойств жидкостей, общие свойства треугольников, общие признаки глагола в отличие от общих признаков прилагательного и т. д.

 Таким образом, «мышление  – это опосредованное – основанное  на раскрытии связей, отношений,  опосредований – и обобщённое познание объективной реальности». Мышление играет поистине огромную роль в познании. Мышление расширяет границы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия. Мышление дает возможность знать и судить о том, что человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает. Оно позволяет предвидеть наступление таких явлений, которые в данный момент не существуют (рассчитывать заранее затмения Солнца и Луны, орбиты космических кораблей, предвидеть ход общественно-исторического процесса и т. д.). Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике.

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной и оригинальностью, уникальностью. Я. А. Пономарёв разделяет понятие творчества в широком и узком смысле (широкий смысл именует «прямым», узкий — «общепринятым»): «Творчество — в прямом смысле — есть созидание нового. В таком значении это слово могло быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, ибо жизнь — ряд непрерывных изменений и все обновляющееся и все зарождающееся в природе есть продукт творческих сил. Но понятие творчества предполагает личное начало и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле творчество — условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания, в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности (творчество научное, творчество поэтическое, музыкальное, творчество в изобразительных искусствах, творчество администратора, полководца и т. п.

 

 Термин «творчество»  указывает и на деятельность  личности и на созданные ею  ценности, которые из фактов ее  персональной судьбы становятся фактами культуры. Горная вершина способна вдохновить на создание картины, поэмы или геологического труда. Но во всех случаях, будучи сотворенными, эти произведения не в большей степени становятся предметом психологии, чем сама эта вершина. Научно-психологическому анализу открыто нечто совсем иное: способы ее восприятия, действия, мотивы, межличностные связи и структура личности тех, кто ее воспроизводит средствами искусства или в понятиях наук о Земле. Эффект этих актов и связей запечатлевается в художественных и научных творениях, причастных теперь уже к сфере, не зависимой от психической организации субъекта.

 

  1. Особенности творческого мышления

 

Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей.

 Психологами было затрачено  много усилий и времени на  выяснение того, как человек решает  новые, необычные, творческие  задачи. Однако до сих пор ясного  ответа на вопрос о психологической  природе творчества нет. Наука  располагает лишь некоторыми  данными, позволяющими частично  описать процесс решения человеком  такого рода задач, охарактеризовать  условия, способствующие препятствующие  нахождению правильного решения.  Современные представления о  творческом мышлении существуют  в форме комплекса концепций  и теорий, в виде теоретических  и экспериментальных работ по  отдельным аспектам.

 Общепсихологические  характеристики творческого мышления  сами по себе являются серьезной  проблемой в силу нескольких  причин. Во-первых, творческое мышление  включено в глобальное понятие  творчества, и часто даже в высоко профессиональных исследованиях авторы склонны либо отождествлять творчество и творческое мышление, либо совершенно по-разному соотносить их. Во-вторых, большинство наработок по проблеме существует вне единой системы, и если понятие творческого мышления и его критерии определены, то сама структурированность знания о творческом мышлении отсутствует. Таким образом, отсутствие более или менее единой концепции знания о творческом мышлении и значительная неясность в терминах создают существенные трудности при использовании этого понятия.

 В своей работе я  разграничу термины «творчество»  и «творческое мышление». Творчество  является общенаучной категорией, а творческое мышление — психологическим  понятием. При этом использование  термина «творчество» в сугубо  психологическом контексте обозначает  скорее всю совокупность результатов  творческого мышления, его условия,  введение в практику продуктов  творческого мышления. Творческое  же мышление является качественно  специфичной психической функцией, психическим процессом, суть которого  заключается в особых механизмах  протекания психической деятельности.

 Суть творческого мышления  сводится, по Я.А. Пономареву [7], к  интеллектуальной активности и  чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности. Творческое мышление возникает в процессе осуществления и связано с порождением «побочного продукта», который и является творческим результатом. Выделяя признаки творческого акта, все исследователи подчеркивают его бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния сознания. Второй признак творческого мышления – спонтанность, внезапность творческого акта от внешних ситуативных причин. Таким образом, главная особенность творческого мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей активность индивида.

 Прежде чем излагать  взгляды психологов на проблему  творческого мышления, рассмотрим  некоторые факты, которые помогут  лучше понять сформулированные  дальше положения, касающиеся  данного вида мышления. С самого  начала отметим, что творческое  мышление не всегда связано  только с одним из видов  мышления, скажем, словесно-логического,  оно вполне может быть и  практическим и образным.

 Что же характеризует  творческое мышление? Это особенность  необходимости применения нетрадиционного  способа мышления, необычного видения  проблемы, выхода мысли за пределы  привычного способа рассуждений.  Основная особенность творческого  мышления как интеллектуальной  системы - это умение анализировать  любые проблемы, устанавливать системные  связи, выявлять противоречия, находить  для них решение на уровне  идеальных, прогнозировать возможные  варианты развитий. До середины  ХХ века психология связывала  творческие способности с умственным  развитием. Потребность определять  умственные способности привела  к созданию IQ-тестов на умственную  одаренность. Однако исследования  многих психологов показали отсутствие  прямой зависимости творческих способностей от интеллекта.

 Наиболее существенное  преимущество традиционного интеллектуального  поиска по сравнению с творческим состоит в том, что он гарантированно приводит к достижению приемлемого результата. Но это возможно лишь при нескольких допущениях:

1. Проблема или задача в принципе имеет единственно правильное решение или чётко ограниченный круг верных решений.

2. Известен алгоритм решения данной задачи.

3. Имеются полные и верные исходные данные для её решения.

 Таким образом, при  традиционном мышлении требуется  верность, правильность каждого  шага в решении проблемы. Если  где-то совершена ошибка, то и  конечный результат окажется  неверен. В качестве примера можно привести решение математических или физических задач: очевидно, что если на каком-то этапов мы совершаем ошибку и не замечаем этого, то при совершении последующих действий эта ошибка никуда не исчезнет, а, скорее всего, будет лишь накапливаться, усиливаться. Конечный результат, естественно, тоже окажется неверным.

 В творческом мышлении  ошибочность какого-то конкретного  шага не обязательно ведёт  к некорректности общего результата. При творческом мышлении для  нас важно не столько то, насколько  верны те или иные элементы  информации, сколько то, насколько  окажется полезным то или иное  их сочетание, позволит ли оно  увидеть проблему в новом ракурсе,  разглядеть возможные способы  её решения. Итак, если мышление - это интегратор интеллекта, то  творческое мышление, основанное  на единстве ассоциативных процессов,  являясь обобщенным и высшим  свойством мышления, является инструментом  этой интеграции, средством систематизации  и взаимовключения психических функций друг в друга. Это подчеркивает адаптивную природу творческого мышления - оно является необходимым условием полноценного развития всей системы интеллектуальных функций человека.

 

 Один из первых исследователей  творческого мышления Дж. Гилфорд выделил четыре его особенности:

  • Оригинальность, необычность идей.
  • Семантическая гибкость – способность видеть объект под разными углами зрения.
  • Образная гибкость – способность изменять восприятие объекта, чтобы увидеть скрытые его стороны.
  • Способность использовать разные идеи в неопределённой ситуации.

 

 Используя данные самонаблюдения  известных учёных, Грахам Уоллес разграничил 4 стадии творческого процесса: подготовка, созревание, озарение и проверка истинности. Центральным специфическим творческим моментом считалось озарение – интуитивное схватывание искомого результата. Экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает в предметной деятельности, доступной объективному анализу. Озарение, творческий акт - это всегда шаг в неведомое. То, что предстает в результате вольного или невольного совершения этого шага, для одних оборачивается драмой, раскрывая перед ними то, к восприятию чего они внутренне не готовы, для других - приливом жизненной энергии, восторгом, преклонением перед гармонией, совершенством и необъятностью мира, открывающегося им.

 Таким образом, творческое  мышление отличается оригинальностью,  гибкостью, образностью. В основе  творческого мышления лежит синтез  логического мышления и воображения.  Эти процессы являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими, но их роль  неодинакова на разных этапах  творческого процесса.

Информация о работе Особенности творческого мышления