Особенности творческого мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 17:39, реферат

Описание

Вопросы творчества, творческой личности и творческих особенностей рассматриваются самыми различными отраслями психологической науки и являются чрезвычайно значимыми. Но что такое это нестандартное мышление? Почему большая часть людей довольствуется обычными для своего времени и окружения решениями, а другие предлагают совершенно новые, необычные идеи? Изучению вопроса исследования особенностей творческого мышления посвящена данная работа. Важность психологического изучения мышления состоит еще и в том, что мыслительное освоение проблемной ситуации осуществляется не только сознательным уровнем психики, но психикой в целом, включая подсознательную и бессознательную ее подсистемы. Таким образом, тема работы является актуальной.

Содержание

Введение………………………………………………………….…...3
Определение мышления и творчества………………………………4
Особенности творческого мышления……………………………….6
Развитие творческого мышления………………………………..…10
Заключение…………………………………………………………..14
Список использованной литературы……………………………….15

Работа состоит из  1 файл

Философия. Панасенко К.С. 02-11-М(И5) контрольная - копия.docx

— 47.88 Кб (Скачать документ)

 

  1. Развитие творческого мышления

 Развитие творческого  мышления совершается в процессе  обучения и воспитания. Оно формируется  в процессе взаимодействия с  миром, посредством овладения  в процессе обучения содержания  материальной и духовной культуры, искусства. Поэтому есть возможность  говорить о специальном, целенаправленном  формировании творческого мышления, о системном формирующем воздействии.

 Важную роль в подготовке  к творческому труду играет  начальная школа. Именно в младшем  школьном возрасте заключается  психологическая основа для такой  деятельности. Развиваются воображение  и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, активность, инициатива, формируются умения  наблюдать и анализировать явления,  проводить сравнения, обобщать  факты, делать выводы, практически  оценивать деятельность. Начинают  складываться и дифференцироваться  интересы, склонности, формируются  потребности, лежащие в основе  творчества. Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки у человека, тем богаче его фантазия, реальнее замыслы.

 Серьёзные попытки  найти ответ на вопрос, что  мешает проявлению творческих  способностей, предприняли Г. Линдсей, К.С. Халл и Р.Ф. Томпсон. Они обнаружили, что проявлению творческого мышления мешает не только недостаточное развитие определённых способностей, но и наличие определённых личностных черт:

  • Конформизм – желание быть похожим на другого. Человек опасается высказывать необычные идеи из-за боязни показаться смешным или не очень умным.
  • Цензура – в особенности внутренняя цензура. Люди, которые бояться собственных идей, склонны к пассивному реагированию на окружающее и не пытаются творчески решать возникающие проблемы.
  • Ригидность – часто приобретаемая в процессе школьного обучения. Типичные методы помогают закрепить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют научить ставить и решать новые проблемы, улучшать уже существующие решения.

 Желание найти ответ  немедленно, чрезмерно высокая мотивация  часто способствует принятию  непродуманных, неадекватных решений.

 Ещё одной причиной, тормозящей проявление творчества, заключается в существовании  двух конкурирующих между собой  типов мышления: критического и  творческого. Критическое мышление  направлено на выявление недостатков  в суждениях других людей. Человек,  у которого в большей степени  развит именно этот тип мышления, видит только недостатки, но не  предлагает своих конструктивных  идей, поскольку опять-таки замыкается  на поисках недостатков, но  уже в своих суждениях. С  другой стороны, человек, у  которого преобладает творческое  мышление, стремится к разработке  конструктивных идей, но при этом  не уделяет должного внимания тем недостаткам, которые содержатся в них, что также негативно отражается на разработке оригинальных идей.

 Творческое мышление  выступает главным образом как  решение задач, вопросов, проблем,  которые выдвигаются перед людьми. Решая задачи, человек размышляет, делает выводы, творит и тем  самым познает сущность вещей  и явлений, открывает законы  их связи, а затем на этой  основе преобразует мир. Качество  личности, в значительной степени  способствующее результативному  творчеству – это открытость  новому опыту. Это качество  выражается в готовности воспринимать  и осваивать то новое, что  появляется в окружении человека. Кроме того, открытые к новому  опыту люди характеризуются любопытством, даже некоторой игривостью. Творческой  личности присущи также следующие качества:

  • Независимость - личностные стандарты для них выше стандартов группы, оценки и суждения отличаются неконформностью.
  • «Открытость ума» - готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному.
  • Высокая толерантность к неопределённым и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях.
  • Развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

 Для развития творческого  мышления необходимы следующие  факторы: способность рисковать,  дивергентное мышление, гибкость  в мышлении и действиях, быстрота  мышления, способность выдвигать  оригинальные идеи, богатое воображение,  умение воспринимать неоднозначные  вещи, эстетические ценности, развитая  интуиция. В заключении отмечу  некоторые предпосылки расширения  творческого потенциала человека:

Развитие базы знаний и  умений, накопление и систематизация того запаса информации, на основе которого можно творить что-то новое, а  так же совершенствование навыков, необходимых для соответствующего вида деятельности.

Создание атмосферы, располагающей  к творчеству. Ключевая характеристика этой атмосферы – отсутствие критики  на стадии порождения идей, что позволяет  преодолеть внутренние ограничения, препятствующие тому, чтобы увидеть проблему в новом ракурсе.

Поиск аналогий. Шансы на творческое решение задачи возрастают, если удаётся разглядеть аналогии между  ней и какими-то другими проблемными  ситуациями, даже если они на первый взгляд и не сходны между собой.

 Исходя из приведённых  суждений и сопоставляя причины  и условия, способствующие и  препятствующие развитию творческого  мышления, необходимо сделать один, обобщающий вывод: способность  творчески мыслить должна целенаправленно  формироваться в процессе всего  психического развития человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Проблема мышления  чрезвычайно широка и многогранна.  Она имеет разнообразные аспекты,  часть из которых является  традиционной, а другие возникли  сравнительно недавно. Творческое  мышление направлено на создание  новых идей, его результатом является  открытие нового или усовершенствование  решения той или иной задачи. В ходе творческого мышления  возникают новообразования, касающиеся  мотивации, целей, оценок, смыслов  внутри самой познавательной  деятельности. Необходимо отличать  создание объективно нового, т.е.  того, что еще никем не было  сделано, и субъективно нового, т.е. нового для данного конкретного  человека. В качестве препятствий  развитию творческого мышления  может выступать излишняя критичность,  внутренняя цензура, желание найти  ответ немедленно, ригидность (стремление  пользоваться старыми знаниями) и конформатизм (боязнь выделиться и стать смешным для окружающих). А в качестве основных факторов, способствующих развитию творческого мышления можно выделить, прежде всего, открытость новому опыту, а также независимость, оригинальность, богатое воображение, развитая интуиция и чувство юмора. А главная особенность творческого мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей активность индивида.

 

 Каждая творческая  личность - яркая оригинальность. В  то же время, рассматривая творческие  качества, нельзя не удивляться  поразительному сходству внутреннего  мира разных личностей. Следовательно,  развитие в себе этих качеств  не является "подгонкой" под  некий безликий, серый "штамп", а наоборот, усиливает индивидуальность.

 

 

 

Список литературы

    1. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? М.: ИФРАН, 1993.

 

    1. Вудвордс Р. Этапы творческого мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Московского университета, 1981 г.

 

    1. Грецов А. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. СПб.: Питер, 2007

 

    1. Дружинин В. Н. Психология общих способностей - СПб.: Питер, 1999.

 

    1. Линдсей Г., Халл К.С., Томпсон Р.Ф. Творческое и критическое мышление// Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Московского университета, 1981 г.

 

    1. Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996

 

    1. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.

 

    1. Психология. Словарь / под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. М.: Политиздат, 1990.

 

    1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007.
  •  


    Информация о работе Особенности творческого мышления