- Развитие творческого мышления
Развитие творческого
мышления совершается в процессе
обучения и воспитания. Оно формируется
в процессе взаимодействия с
миром, посредством овладения
в процессе обучения содержания
материальной и духовной культуры,
искусства. Поэтому есть возможность
говорить о специальном, целенаправленном
формировании творческого мышления,
о системном формирующем воздействии.
Важную роль в подготовке
к творческому труду играет
начальная школа. Именно в младшем
школьном возрасте заключается
психологическая основа для такой
деятельности. Развиваются воображение
и фантазия, творческое мышление,
воспитывается любознательность, активность,
инициатива, формируются умения
наблюдать и анализировать явления,
проводить сравнения, обобщать
факты, делать выводы, практически
оценивать деятельность. Начинают
складываться и дифференцироваться
интересы, склонности, формируются
потребности, лежащие в основе
творчества. Развитие творческого мышления
неотделимо от формирования исполнительских
умений и навыков. Чем разностороннее
и совершеннее умения и навыки у человека,
тем богаче его фантазия, реальнее замыслы.
Серьёзные попытки
найти ответ на вопрос, что
мешает проявлению творческих
способностей, предприняли Г. Линдсей,
К.С. Халл и Р.Ф. Томпсон. Они обнаружили,
что проявлению творческого мышления
мешает не только недостаточное развитие
определённых способностей, но и наличие
определённых личностных черт:
- Конформизм – желание быть похожим на другого. Человек опасается высказывать необычные идеи из-за боязни показаться смешным или не очень умным.
- Цензура – в особенности внутренняя цензура. Люди, которые бояться собственных идей, склонны к пассивному реагированию на окружающее и не пытаются творчески решать возникающие проблемы.
- Ригидность – часто приобретаемая в процессе школьного обучения. Типичные методы помогают закрепить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют научить ставить и решать новые проблемы, улучшать уже существующие решения.
Желание найти ответ
немедленно, чрезмерно высокая мотивация
часто способствует принятию
непродуманных, неадекватных решений.
Ещё одной причиной,
тормозящей проявление творчества,
заключается в существовании
двух конкурирующих между собой
типов мышления: критического и
творческого. Критическое мышление
направлено на выявление недостатков
в суждениях других людей. Человек,
у которого в большей степени
развит именно этот тип мышления,
видит только недостатки, но не
предлагает своих конструктивных
идей, поскольку опять-таки замыкается
на поисках недостатков, но
уже в своих суждениях. С
другой стороны, человек, у
которого преобладает творческое
мышление, стремится к разработке
конструктивных идей, но при этом
не уделяет должного внимания тем
недостаткам, которые содержатся в них,
что также негативно отражается на разработке
оригинальных идей.
Творческое мышление
выступает главным образом как
решение задач, вопросов, проблем,
которые выдвигаются перед людьми.
Решая задачи, человек размышляет,
делает выводы, творит и тем
самым познает сущность вещей
и явлений, открывает законы
их связи, а затем на этой
основе преобразует мир. Качество
личности, в значительной степени
способствующее результативному
творчеству – это открытость
новому опыту. Это качество
выражается в готовности воспринимать
и осваивать то новое, что
появляется в окружении человека.
Кроме того, открытые к новому
опыту люди характеризуются любопытством,
даже некоторой игривостью. Творческой
личности присущи также следующие качества:
- Независимость - личностные стандарты для них выше стандартов группы, оценки и суждения отличаются неконформностью.
- «Открытость ума» - готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному.
- Высокая толерантность к неопределённым и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях.
- Развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.
Для развития творческого
мышления необходимы следующие
факторы: способность рисковать,
дивергентное мышление, гибкость
в мышлении и действиях, быстрота
мышления, способность выдвигать
оригинальные идеи, богатое воображение,
умение воспринимать неоднозначные
вещи, эстетические ценности, развитая
интуиция. В заключении отмечу
некоторые предпосылки расширения
творческого потенциала человека:
Развитие базы знаний и
умений, накопление и систематизация
того запаса информации, на основе которого
можно творить что-то новое, а
так же совершенствование навыков,
необходимых для соответствующего
вида деятельности.
Создание атмосферы, располагающей
к творчеству. Ключевая характеристика
этой атмосферы – отсутствие критики
на стадии порождения идей, что позволяет
преодолеть внутренние ограничения, препятствующие
тому, чтобы увидеть проблему в новом
ракурсе.
Поиск аналогий. Шансы на
творческое решение задачи возрастают,
если удаётся разглядеть аналогии между
ней и какими-то другими проблемными
ситуациями, даже если они на первый
взгляд и не сходны между собой.
Исходя из приведённых
суждений и сопоставляя причины
и условия, способствующие и
препятствующие развитию творческого
мышления, необходимо сделать один,
обобщающий вывод: способность
творчески мыслить должна целенаправленно
формироваться в процессе всего
психического развития человека.
Заключение
Проблема мышления
чрезвычайно широка и многогранна.
Она имеет разнообразные аспекты,
часть из которых является
традиционной, а другие возникли
сравнительно недавно. Творческое
мышление направлено на создание
новых идей, его результатом является
открытие нового или усовершенствование
решения той или иной задачи.
В ходе творческого мышления
возникают новообразования, касающиеся
мотивации, целей, оценок, смыслов
внутри самой познавательной
деятельности. Необходимо отличать
создание объективно нового, т.е.
того, что еще никем не было
сделано, и субъективно нового,
т.е. нового для данного конкретного
человека. В качестве препятствий
развитию творческого мышления
может выступать излишняя критичность,
внутренняя цензура, желание найти
ответ немедленно, ригидность (стремление
пользоваться старыми знаниями)
и конформатизм (боязнь выделиться
и стать смешным для окружающих). А в качестве
основных факторов, способствующих развитию
творческого мышления можно выделить,
прежде всего, открытость новому опыту,
а также независимость, оригинальность,
богатое воображение, развитая интуиция
и чувство юмора. А главная особенность
творческого мышления связана со спецификой
протекания процесса в целостной психике
как системе, порождающей активность индивида.
Каждая творческая
личность - яркая оригинальность. В
то же время, рассматривая творческие
качества, нельзя не удивляться
поразительному сходству внутреннего
мира разных личностей. Следовательно,
развитие в себе этих качеств
не является "подгонкой" под
некий безликий, серый "штамп",
а наоборот, усиливает индивидуальность.
Список литературы
- Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? М.: ИФРАН, 1993.
- Вудвордс Р. Этапы творческого мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Московского университета, 1981 г.
- Грецов А. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. СПб.: Питер, 2007
- Дружинин В. Н. Психология общих способностей - СПб.: Питер, 1999.
- Линдсей Г., Халл К.С., Томпсон Р.Ф. Творческое и критическое мышление// Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Московского университета, 1981 г.
- Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996
- Пономарёв Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
- Психология. Словарь / под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. М.: Политиздат, 1990.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007.