Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 19:25, реферат
Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. В результате практического манипулирования с объемными, близлежащими и удаленными предметами, человек обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопровождаемые синергическими, координированными сокращениями определенных групп мышц, способствуют становлению восприятия движения и его направления
Введение 3
Общая характеристика восприятия. 3
Физиологические основы восприятия. 3
Основные свойства восприятия. 3
Основные виды восприятия. 3
Заключение. 3
Список использованной литературы: 3
Оглавление
Введение 3
Общая характеристика восприятия. 3
Физиологические основы восприятия. 3
Основные свойства восприятия. 3
Основные виды восприятия. 3
Заключение. 3
Список
использованной литературы: 3
Психические
процессы: восприятие, внимание, воображение,
память, мышление, речь – выступают
как важнейшие компоненты любой
деятельности. Для того чтобы удовлетворять
свои потребности, общаться, играть, учиться
и трудиться, человек должен воспринимать
мир, обращать внимание на те или иные
моменты или компоненты деятельности,
представлять то, что ему нужно
сделать, запоминать, обдумывать, высказывать
суждения. Следовательно, без участия
психических процессов
Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.
Восприятие
в процессе практической деятельности
приобретает свои важнейшие человеческие
качества. В деятельности формируются
его основные виды: восприятие глубины,
направления и скорости движения,
времени и пространства. В результате
практического манипулирования
с объемными, близлежащими и удаленными
предметами, человек обучается воспринимать
и оценивать формы. Следящие движения
руки и глаза, сопровождаемые синергическими,
координированными сокращениями определенных
групп мышц, способствуют становлению
восприятия движения и его направления.
Изменения скорости движущихся объектов
автоматически воспроизводятся
в ускорениях и замедлениях сокращений
определенных групп мышц, и это
обучает органы чувств восприятию скорости.
Проработав
достаточное количество литературы,
можно привести несколько вариантов
определения понятия “
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств [3, с.200].
Восприятием называется отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств [2, с.31].
Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.
Восприятие
– не сумма ощущений, получаемых
от того или иного предмета, а
качественно новая ступень
Восприятие
– форма целостного психического
отражения предметов или
Сведя все определения в одно, можно сделать вывод, что:
Восприятие
– это результат деятельности
системы анализаторов. Первичный
анализ, который совершается в
рецепторах, дополняется сложной
аналитико-синтетической
Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида.
В
восприятии отражаются предметы окружающего
мира в совокупности различных свойств
и частей. Взаимодействие системы
анализаторов может возникнуть вследствие
воздействия комплекса
Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей прямо из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции. В зависимости от анализаторов различают следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, кинестезию, обоняние, вкус. Полученная в активном взаимодействии с объектом информация о его свойствах (форме, величине и т.д.) преобразуется в ряд характеристик, из которых в дальнейшем при узнавании вновь реконструируются целостные отображения объектов – образы. Благодаря связям, образующимся при обучении между разными анализаторами, в образе отражаются такие свойства предметов или явлений, для которых нет специальных анализаторов, например величина предмета, вес, форма, регулярность, что свидетельствует о сложной организации этого психического процесса.
Построение образа воспринимаемого объекта тесно связано со способом его обследования. В процессе обучения при многократном восприятии объекта происходит видоизменение структуры действий с объектом ( за счет погружения).
Первоначально
деятельность человека направляется и
корректируется воздействием лишь внешних
объектов. Образ неповторим, конкретен
и не передается логикой. Выполнив свою
функцию в регуляции поведения,
некий образ теряет свою непосредственную
чувственную основу и включается
в жизненный опыт человека, приобретая
статус представления. Все, что бы человек
ни воспринимал, неизменно предстает
перед ним в виде целостных
образов. Человек воспринимает в
первую очередь то, что соответствует
его интересам и потребностям.
В этом смысле и говорят, что отражение
целенаправленно и само является
активной деятельностью. С этой точки
зрения восприятие и предстает как
прижизненно формирующаяся
В связи с тем, что в образе отражены одновременно такие разные свойства объекта, как его размеры, цвет, форма, фактура, ритм, можно сказать, что это целостное и обобщенное представление объекта – результат синтеза многих отдельных ощущений. В связи со своей целостностью образ уже способен регулировать целесообразное поведение. Воспринимать некий объект как образ – значит действовать по отношению к нему во внутреннем плане и получать представление о последствиях этих действий [2, с.33].
Этот
синтез может протекать как в
пределах одной модальности, так
и в пределах нескольких модальностей.
В связи со своей целостностью
образ уже способен регулировать
целесообразное поведение. Лишь в результате
такого объединения изолированные
ощущения превращаются в целостное
восприятие, переходят от отражения
отдельных признаков к
Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека [4].
Исследования
психофизиологов показывают, что
восприятие является очень сложным
процессом, требующим значительной
аналитико-синтетической
В
свою очередь, целостное отражение
предмета требует выделения из всего
комплекса воздействующих признаков
(цвет, форма, вес, вкус и т.д.) основных
ведущих признаков с
Огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность (в данном случае желание).
Говоря
о роли желания воспринимать объекты
окружающего нас мира, мы доказываем
то, что наше отношение к тому,
что мы воспринимаем, имеет большое
значение для процесса восприятия.
Предмет может быть интересен
или безразличен для нас, т.е. он
может вызывать у нас различные
чувства. Естественно, что интересный
для нас предмет будет
Таким
образом, необходимо сделать вывод,
что восприятие – это весьма сложный,
но вместе с тем – единый процесс,
направленный на познание того, что
в данный момент воздействует на нас
[3, с.202].
Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.
Описанный
выше механизм является механизмом возникновения
ощущений. Следовательно, ощущения могут
быть рассмотрены как структурный
элемент процесса восприятия. Собственные
физиологические механизмы
Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Следовательно, начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основу восприятия.
С практической точки зрения главная функция восприятия заключается в обеспечении распознавания объектов, т.е. отнесение их к той или иной категории. По сути, распознавая объекты, мы делаем выводы о множестве скрытых свойств объекта. Любой объект обладает определенной формой, величиной, цветом и т.д. Все эти свойства важны для его распознания.