Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 19:25, реферат
Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. В результате практического манипулирования с объемными, близлежащими и удаленными предметами, человек обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопровождаемые синергическими, координированными сокращениями определенных групп мышц, способствуют становлению восприятия движения и его направления
Введение 3
Общая характеристика восприятия. 3
Физиологические основы восприятия. 3
Основные свойства восприятия. 3
Основные виды восприятия. 3
Заключение. 3
Список использованной литературы: 3
В
настоящее время принято
К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.
Предметность
– это способность отражать объекты
и явления реального мира не в
виде набора не связанных друг с
другом ощущений, а в форме отдельных
предметов. Предметность не является врожденным
свойством восприятия. Возникновение
и совершенствование этого
Первоначально
различие между фигурой (предметом)
и фоном возникло в изобразительном
искусстве. Фигурой принято называть
замкнутую, выступающую вперед, привлекающую
внимание часть феноменологического
поля, а все, что окружает фигуру,
представляет собой фон. Таким образом,
воспринимаемая реальность всегда разделяется
как бы на два слоя: на фигуру –
образ предмета, и фон – образ
окружающего предмет
В
психологии данная проблема впервые
стала рассматриваться как
Следует
отметить, что соотношение предмета
и фона – это соотношение
Выделение предмета из фона облегчает, во-первых, знание того, что надо найти, в особенности если это конкретный образ предмета. Во-вторых, выделение предмета их фона облегчает возможность обвести контуры предмета или перебрать предметы руками, т.е. возможность манипуляции предметами. В-третьих, выделение предмета из фона облегчает опыт подобной деятельности.
Любой
образ целостен. Под этим понимается
внутренняя органическая взаимосвязь
частей и целого в образе. В отличие
от ощущения, отражающего отдельные
свойства предмета, восприятие дает целостный
образ предмета. Он складывается на
основе обобщения получаемой в виде
различных ощущений информации об отдельных
свойствах и качествах
Важность роли восприятия части в восприятии целого не означает, что для узнавания предмета необходимо воспринимать все его части. Многое из того, что имеется в объекте, совсем не воспринимается, или воспринимается неясно, или не может быть воспринято в данный момент, но тем не менее мы узнаем предмет. Это происходит потому, что каждый предмет имеет характерные, только ему присущие опознавательные признаки. Отсутствие именно этих признаков в восприятии мешает нам опознать предмет, в то же время отсутствие других, менее существенных признаков при наличии в восприятии существенных не мешает узнать то, что мы воспринимаем.
Взаимоотношение восприятия целого и части неодинаково на разных этапах ознакомления с предметом. Причем существенную роль здесь играют индивидуальные различия людей. Начальный период восприятия у большинства людей характеризуется тем, что на первый план выступает восприятие целого, без выделения отдельных частей. У некоторых людей наблюдается обратное явление: в первую очередь различаются отдельные части предмета.
В соответствии с индивидуальными различиями по-разному протекает и второй этап восприятия. Если сначала воспринимается общая форма предмета без ясного различения его отдельных частей, то в дальнейшем части объекта воспринимаются все более отчетливо. И наоборот, если первоначально выделялись только части предмета, то совершается его переход к целому. В конечном итоге, как в том, так и в другом случае, достигается восприятие в целом при достаточно ясном различении его отдельных частей.
Важно отметить, что восприятие целого и его частей зависит не только от индивидуальных особенностей, но и от целого ряда других факторов – например, предшествующий опыт и установка.
С целостностью восприятия связана и его структурность (или обобщенность). Она означает отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название. В этом воздействии на образ класса отражается влияние языка (включающего общечеловеческий опыт) и личного опыта человека. По мере расширения личного опыта восприятия образ, сохраняя свою индивидуальность и отнесенность к конкретному предмету, причисляется ко все большей совокупности предметов определенной категории, то есть все более надежно классифицируется. Для этого необходимо обобщение, обращение к хранящемуся в памяти классу сходных объектов, что означает переход от наличной ситуации к другой; к постижению реальности через призму лично обобщенной схемы действительности.
Обобщенность
и классификация обеспечивают надежность
правильного узнавания объекта
независимо от его индивидуальных особенностей
и искажений, не выводящих объект
за пределы класса. Обобщенность восприятия
позволяет не только классифицировать
и узнавать предметы и явления, но
и предсказывать некоторые
Следующим
свойством восприятия является константность.
Это относительная
Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляют собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.
Процесс
осмысления воспринимаемой информации
может быть представлен структурно-
Восприятие
зависит не только от характера раздражения,
но и от самого субъекта. Воспринимают
не глаз и ухо, а конкретный живой
человек. Поэтому в восприятии всегда
сказываются особенности
Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Существенное место в апперцепции, также, занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.
Еще
одно, не менее существенное свойство
восприятия как психического процесса
– это активность (или избирательность).
Оно заключается в том, что
в любой момент времени мы воспринимаем
только один предмет или конкретную
группу предметов, в то время как
остальные объекты реального
мира являются фоном нашего восприятия,
т.е. не отражаются в нашем сознании.
Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.
Обычное
восприятие – результат взаимодействия
ряда анализаторов. Двигательные ощущения
в той или иной степени участвуют
во всех видах восприятия. В качестве
примера можно назвать
Основой
другого типа классификации типов
восприятия являются формы существования
материи: пространство, время и движение.
В соответствии с этой классификацией
выделяют восприятие пространства, восприятие
времени и восприятие движения.
Восприятие
– процесс активный. Направляясь
первоначально только внешними воздействиями,
деятельность человека постепенно начинает
регулироваться образами. Восприятие
развивается в оптимальных
Образ индивидуален, он принадлежит внутреннему миру данного человека, поскольку избирательность восприятия, при формировании конкретного образа, направляется его личными интересами, потребностями, мотивами и установками, это и определяет уникальность и эмоциональную окраску образа. Формирующиеся в процессе восприятия образы обладают качествами, которые позволяют регулировать целесообразное поведение.
Основные свойства образа – константность, предметность, целостность, обобщенность – свидетельствуют об определенной независимости его от изменения условий восприятия в конкретных пределах: константность – от изменений физических условий наблюдения, предметность – от разнообразия фона, на котором воспринимается объект, целостность – от искажения и замены частей фигуры, обобщенность – от вариаций свойств объектов в границах данного класса. Можно сказать, что обобщенность – это константность внутри класса, целостность – структурная константность, а предметность – семантическая константность.