Особенности зрительных ощущений при дефектах зрения у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 16:21, реферат

Описание

В конце XIX - начале XX вв. тифлопсихологи при решении вопроса о том, какой рецептор становится ведущим после полной или частичной утраты зрения, отдавали предпочтение слуху. Выдвигая слуховые ощущения как ведущие, они исходили из имевшей в то время место классификации, делившей ощущения на высшие (зрительные и слуховые) и низшие (все остальные).

Содержание

1. Виды ощущений и их роль в жизнедеятельности слепых и слабовидящих. …………………………………………………………………...3
2. Зрительные ощущения частичнозрячих и слабовидящих………………6
Список литературы…………………………………………………………….13

Работа состоит из  1 файл

3реферат тифлопсихология.doc

— 65.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине «Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология)».

Тема: «Особенности зрительных ощущений при дефектах зрения у детей». 

                                                                               

                                                                                     

                                      
 
 
 
 
 

2011

Содержание 

1. Виды ощущений и их роль в жизнедеятельности слепых и слабовидящих. …………………………………………………………………...3

2. Зрительные ощущения частичнозрячих и слабовидящих………………6 

Список  литературы…………………………………………………………….13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Виды ощущений и их роль в жизнедеятельности слепых и слабовидяших.

     В общей психологии существует несколько  классификаций видов чувствительности, которые основаны на различных признаках:

1. Но  месту расположения рецепторов  выделяют интероцепцию (внутренняя  чувствительность), проприоцепцию (стр. 141)(мышечно-суставная чувствительность) и экстероцепцию (поверхностная  чувствительность). 2. По способу  рецепции выделяют дистантную, способную реагировать на раздражения, исходящие из удаленного на некоторое расстояние источника, и контактную чувствительность, реагирующую лишь при непосредственном соприкосновении с источником раздражения. 3. По рецепторам, через которые в мозг поступает информация об изменениях во внешнем мире и внутренней среде организма.

     Эти классификации сохраняются в  тифлопсихологии, причем наиболее значимыми  для изучения ощущений слепых и слабовидящих являются две последние. Полное или  частичное выпадение функций зрения - основного дистантного способа рецепции, играющего ведущую роль в деятельности человека, - вносит изменения в иерархию анализаторных систем.

     С момента возникновения и до самого последнего времени тифлопсихология  решала, какой вид чувствительности, какие ощущения становятся ведущими при полной или частичной утрате зрения. От ответа на этот вопрос зависели не только пути развития тифлопсихологии, но и практика обучения, организация реабилитационной работы, разработка тифлотехнических средств и т.д.

     В конце XIX - начале XX вв. тифлопсихологи при решении вопроса о том, какой рецептор становится ведущим  после полной или частичной утраты зрения, отдавали предпочтение слуху. Выдвигая слуховые ощущения как ведущие, они исходили из имевшей в то время место классификации, делившей ощущения на высшие (зрительные и слуховые) и низшие (все остальные). В основе этой классификации лежало положение, согласно которому зрительные и слуховые ощущения сложились исторически, а все остальные имеют чисто биологическую природу. Однако теоретический анализ и практика с большой убедительностью доказывают, что все человеческие ощущения есть продукт “всемирной истории” (К. Маркс) и каждый вид ощущений приспособлен для отражения объективных свойств материального мира.

     Еще одно подтверждение ведущей роли слуха при слепоте тифлопсихологи видели в том, что выпадение функций  дистантного рецептора может  быть возмещено только деятельностью  другого одноименного, то есть дистантного, рецептора.

     Выдвижение  на первый план слуховых ощущений основывалось на умозрительном анализе деятельности слепых, принижало (стр. 142) роль других видов чувствительности в компенсации дефектов зрения и направляло по неверному пути обучение слепых, обосновывая как ведущие так называемые слуховые, вербальные методы обучения.

     Бесспорно, что роль слуха очень велика, и  совершенно справедливо утверждение  выдающегося физиолога А.А. Ухтомского, который писал, что “слух - важнейший  из органов чувств человека. Именно он в особенности помогает человеку стать тем, что он есть... На слух человека ложится исключительная и ответственнейшая задача... служить опорой и посредником в великом деле организации речи и собеседования”1. Ухтомский А.Л. Полн. собр. соч. Т. IV. С. 220. Однако это утверждение относится к психической деятельности человека в целом. В области же чувственного познания, где наиболее существенным является отражение пространственных свойств и отношений объектов, слуховые ощущения отодвигаются на второй план, уступая место зрительным, кинестезическим и тактильным.

     Только  благодаря деятельности кожно-механического  и двигательного анализаторов слепой может правильно отразить в своем  сознании действительные пространственные свойства и отношения окружающего  мира. Эта возможность заключена  в сходстве деятельности зрения и осязания, их способности отражать одни и те же категории признаков предметов (форму, величину, удаленность, объемность и т.д.), в то время как слух многие пространственные категории непосредственно отразить не в состоянии. Раскрытая великим русским физиологом И. М. Сеченовым роль осязания в процессе чувственного отражения имеет огромное значение как для развития теории ощущений в общей психологии, так и для решения, многих важнейших вопросов в психологии слепых и слабовидящих.

     В настоящее время экспериментально доказано, что утраченные зрительные функций замещаются большей частью деятельностью тактильного и кинестезического анализаторов. Старый спор тифлопсихологов, каким ощущениям - слуховым или кожно-двигательным - отдать пальму первенства, окончательно решился в пользу последних.

     Но  необходимо иметь в виду, что однозначно решать вопрос о ведущей роли тактильно-инестезической чувствительности можно лишь в отношении  тотально слепых и лиц, имеющих светоошущение. (стр. 143) Когда же речь заходит о частичнозрячих, имеющих зрение (от 0,005 и выше), следует учитывать не только состояние зрительного анализатора, но и характер тех операции, в которых человек принимает участие. Так, в деятельности, требующей лишь грубого, малодифференцированного анализа (например, элементарные операции пространственной ориентировки), даже у частичнозрячих наиболее низкой острой остаточного зрения последнее занимает главенствующее положение. В операциях же, требующих более тонкого анализа, на первый план выступает осязание. Поэтому при наличии форменного зрения доминирование кожно-механического и двигательного анализаторов не абсолютно, а относительно.

     Что касается слабовидящих, то у них  ведущим видом ощущений во всех видах  деятельности остается зрение.

     Нужно иметь, в виду также и то обстоятельство, что выделение ведущей деятельности какого-либо одного анализатора не исключает участия в процессе отражения ощущений других модальностей и не снижает их роли в компенсации утраченных или частично порушенных зрительных функции.

     В процессе чувственного отражения на уровне ощущений обычно принимает участие  несколько анализаторных систем, причем выделение будущего анализатора  в каждый определенный момент зависит  не только от степени и характера  нарушения зрительных функции, но и от объективных свойств отражаемых предметов, от задач, стоящих перед человеком.

2. Зрительные ощущения  частичнозрячих и  слабовидящих.

     Зрительные  ощущения являются результатом деятельности зрительного анализатора, в состав которою входят зрительные рецепторы (палочки и колбочки), зрительные нервы, передающие возбуждение в мозг, ядра зрительного анализатора, находящиеся в затылочных долях больших полушарий, и их рассеянные элементы, которые распространены “по всей массе больших полушарии” (И.П. Павлов).

     Патология зрительного анализатора вызывает нарушения его функции и в  тяжелых случаях приводит к слепоте  или слабовидению.

     Как уже указывалось, к слепым и слабовидяшим относятся лица с отсутствием  зрения или значительными снижениями его остроты. В категорию слепых входят лица с остротой зрения от 0 до (стр. 144) 0,04, а в категорию слабовидящих - от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу. Под остротой зрения понимается способность глаза различать две светящиеся точки на минимальном расстоянии. За единицу остроты зрения принимается способность различать детали объекта под углом зрения, равным одной угловой минуте. Снижение остроты зрения проявляется в увеличении угла зрения, при котором можно различать детали или контуры объекта.

     Угол  зрения (а) есть отношение какой-либо величины (линия, диаметр, расстояние между точками и т.п.) объекта (L) к расстоянию между объектом и глазом (R): а =L/R.

     Снижение  остроты зрения требует увеличения по сравнению с нормой угла зрения для отчетливого видения, то есть либо сокращения расстояния между глазом и объектом, либо увеличения самого объекта.

     Увеличение  угла зрения в практике работы со слепыми  и слабовидящими достигается  при помощи оптических средств коррекции (очки, контактные линзы, лупы и др.), увеличения объектов, воспринимаемых визуально (например, укрупнение шрифта в учебниках для слабовидяших), и принятии некоторых других мер.

     При снижении остроты зрения ниже 0,005 раздельное видение двух светящихся точек становится невозможным независимо от величины угла зрения. Зрение таких лиц не вычленяет пространственных отношений (величины, формы и удаленности объектов) и характеризуется лишь светоощущением.

     Острота зрения не является величиной постоянной. Использование нарушенного зрения при благоприятных условиях дает эффект сенсибилизации. Острота зрения подвержена также временным колебаниям (например, в течение суток), которые являются результатом утомления, изменения освещенности и ряда других факторов. Так, повышение освещенности ведет к повышению остроты зрения, причем, чем ниже острота зрения, тем больший наблюдается эффект.

     Острота зрения не является единственным критерием  слепоты и слабовидения. В категорию слепых входят лица, имеющие при относительно высокой остроте зрения резкое сужение поля зрения (до 10%).

     Под полем зрения подразумевается пространство, все точки которого видны одновременно при фиксированном взгляде и  не подвижной голове. Нормальное бинокулярное поле зрения для (стр.) ахроматических объектов охватывает по горизонтали пространство в 180", по вертикали - 110°. Нарушения поля зрения наблюдаются у большей части частичнозрячих и слабовидящих. Наиболее типичными являются следующие нарушения: концентрическое, идущее от периферии к центру по всем направлениям сужение поля зрения, выпадение отдельных участков внутри поля зрения и выпадение половины поля зрения по вертикали или по горизонтали.

     Современные исследования полей зрения для ахроматических и хроматических объектов показали, что между характером и глубиной основного заболевания глаз и сужением границ поля зрения имеется определенная зависимость. Наибольшее количество нарушений поля зрения наблюдается при атрофии зрительного нерва и поражениях сетчатки. У частичнозрячих нарушения поля зрения оказываются обширнее и встречаются чаще, чем у слабовидящих.

     Нормальное  ноле зрения является важным условием успешного выполнения различных  видов деятельности, особенно учебно-познавательной и ориентировочной. Патологические изменения поля зрения ведут к нарушению зрительного отражения пространства, которое в зависимости от характера нарушения либо сужается, либо деформируется.

     О том, насколько сужается поле обзора при нарушениях поля зрения, свидетельствуют расчеты, сделанные Н.В. Серпокрыл. Ею было установлено, что при восприятии объектов на расстоянии 33 см от неподвижного глаза “ученики, имеющие сужение границ поля зрения до 5°, могут охватить взором предмет величиной до 5 см, до 10°-10 см, до 15°-15 см и т.д., т.е. при концентрическом сужении поля зрения величина видимого предмета с указанного расстояния соответствует числу градусов, на которое сужено поле зрения. Если же имеется неравномерное сужение поля зрения, например, на 10° кверху и на 30 книзу, то ученик сможет видеть предмет высотой 20 см. Иначе, если имеется неравномерное сужение границ, то указанное в каждую сторону число градусов надо сложить и разделить пополам”.

     Функции, которые выполняет поле зрения в  процессах пространственного различения, указывают на необходимость учета его состояния в процессе обучения частичнозрячих и слабовидящих, в организации их труда. (стр. 146)

     Весьма  важной функцией зрения является также  цветоразличение или хроматическое  зрение, развившееся в результате приспособления глаза к воздействию солнечного света. Нормальное цветоразличение (трихромазия) способствует не только наиболее полному и точному отражению действительности, но и играет большую роль в создании эмоционального тона зрительных ощущений.

     Патология цветового зрения проявляется в виде цветослабости и цветослепоты, которые имеют избирательный характер, так как полная цветослепота (ахромазия) наблюдается чрезвычайно редко. Наиболее распространены два типа избирательной цветоаномалии:

  • протоаномалия - нарушение ощущения красного цвета, который воспринимается протоаномалями при малых углах зрения как зеленый,
  • и дейтероаномалия - нарушение ощущения зеленого цвета, воспринимаемого при тех же условиях как красный. Нарушения цветного зрения наблюдаются у 30% слабовидящих и 80% частичнозрячих. При этом следует иметь в виду, что увеличение угла зрения и повышение освещенности ведут к переходу от неадекватного ощущения цвета к адекватному. Этот переход имеет (разовый характер. А.И. Зотовым было установлено, что на первой фазе протоаномалы воспринимают красный цвет как зеленый (неадекватное восприятие), на второй фазе, при увеличении угла зрения, красный цвет ощущается как красный, подернутый зеленой пеленой (фаза “борьбы” двух цветов), и, наконец, на третьей фазе, при дальнейшем увеличении угла зрения, красный цвет ощущается адекватно. Величина же угла зрения, при которой наступает фаза адекватного восприятия, зависит от степени цветоаномалии.

Информация о работе Особенности зрительных ощущений при дефектах зрения у детей